Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Комплексные решения по теплоизоляции

Комплексные решения
по теплоизоляции
для судостроителей

Поиск на сайте

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. Часть 33.

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. Часть 33.

К постройке памятника революционерам-матросам // Красный Черноморец, 19.07.1927.
«Мы не умеем хранить память о своих героях. Помним ли мы Лобадина, вступившего в командование «Памятью Азова» во время восстания в 1906 г. Каждый ли из наших краснофлотцев может поименно перечислить сподвижников Шмидта? Знает ли наш флот имя Павлина Виноградова и многих других? Севастополь сыграл не второстепенную роль в русском революционном движении и, однако, кроме мало заметной доски на Приморском бульваре, никаких других памятников, отмечающих революционное прошлое, в городе нет.
Не пора ли осуществить проект памятника морякам-революционерам художника Аккуратова. Этот проект предусматривает постройку небольшой дамбы на месте бывшей переправы на Северную сторону. На дамбе устанавливается потемкинская боевая рубка и фигура матроса с красным флагом на ней. Памятник должен быть особенно эффективен с моря. Дивизион эсминцев в своем наказе делегатам Горсовета поручил продвинуть вопрос о создании этого памятника».



Памятник морякам революции в Новороссийске.

«Петровский» выполнит свой долг до конца // Красный Черноморец, 30.07.1927.
«Петровский» - это один из первых кораблей Черноморского флота, построенных при Советской власти. Гафель этого миноносца никогда не носил на себе других флагов, кроме флага СССР. Заложенный на заводе имени Андре Марти (в то время ещё завод Наваля) в Николаеве в 1916 г. он в течение долгих лет стоял без движения. Сначала февральская революция, затем годы интервенции, хозяйственной разрухи не давали возможности докончить постройку эсминца. 9 июля 1924 г. были назначены командир, комиссар (и ныне продолжающий служить в этой должности т. Степанов) и первые пионеры команды. Их уже немного осталось на корабле...(8 чел.)
В первый же год на долю «Петровского» выпало ответственное задание. Он был назначен в заграничное плавание, каковое и выполнил блестяще, показав свой флаг в водах Средиземного моря - этого узла международных морских интересов.
В кампанию 1926 г. миноносцу пришлось с большим напряжением проходить свою учебно-боевую программу. Однако дружными усилиями всей команды задача была разрешена и в целом ряде состязаний эсминец взял первенство.
Два года подряд - 1926 и 1927 - эсминец берет первенство и другого рода. Неизменно каждый год эсминец «Петровский» выходит в море первым.
24 июня, памятный день выступления в Государственной думе от имени фракции большевиков Григория Ивановича Петровского, имя которого носит корабль, мы празднуем как свой судовой праздник и как трехлетнюю годовщину формирования команды...
Мы приложим все силы, чтобы шефы (которые приглашены на юбилей) пришли к тому же заключению, к какому пришел Наморси РККА тов. Муклевич, совершив несколько походов на эсминце - «такие корабли как «Петровский» в бою выполнят свой долг до конца». Мы твердо в это верим и дополняем - до победы!»


Муклевич Ромуальд Адамович

Торжественный юбилей «Петровского» В ДКАФе // Красный Черноморец, 27.07.1927.
«Широкий президиум, приветственные лозунги, громовые раскаты оркестра и, наконец, сияющие лица краснофлотцев - все говорит о торжественности момента! Это ЭМ «Петровский» проводит торжественное собрание по поводу своего трёхлетнего существования. На праздник прибыли представители: от шефов Днепропетровщины, Мелитополыцины, ячейки ВУЦИКа, представители командования и многочисленные гости.
Выступая от имени Реввоенсовета МЧСМ т.Дуплицкий отметил те трудные условия, в которых пришлось возрождаться и работать эсминцу, а также заслуги его личного состава, благодаря чему «Петровский» по своей боеспособности стоит на одном из первых мест в Черноморском флоте....
Принимая от ячейки ВУЦИКа знамя, командир корабля т. Безпальчев заявил: - Будем нести его с честью и держать в руках так же крепко, как всю свою славную жизнь держит его Григорий Иванович Петровский.
Три, лучшие из лучших, краснофлотца получают по 40 рублей. Ячейка ВУЦИКа преподносит первачам пять золотых часов, получившими часы являются также командир и комиссар «Петровского».
Комсомольцы Днепропетровщины преподносят кораблю одиннадцать музыкальных инструментов с пожеланием сыграть такую музыку, под которую мы перенесли бы советскую власть во всю Западную Европу...»



Краснофлотцы на политических занятиях. 1929 г.

О боевой политработе // Красный Черноморец, 31.08.1927.
«Под термином боевая политработа я понимаю работу, проводимую в трёх периодах: во время похода в боевых условиях, т.е. при состоянии корабля в боевой готовности, в самом бою и после него...
Задачей политработы в период боевой готовности является - поддержать моральное состояние части на уровне, достигнутом благодаря работе мирного периода, и тем самым обеспечить достаточную четкость самой боевой готовности» ... Предлагается делать упор на индивидуальную работу.
В этой же газете в номере от 13.11.1927 г. К.А. Безпальчев рассказывает об изучении опыта повседневной деятельности и политработы на кораблях противника в походах. Описывает некоторые подробности обеспечения безаварийного плавания и боевой деятельности германского крейсера «Эмден» при рейдерстве в водах Индийского океана»



Немецкий крейсер, отправивший в могилу 23 судна союзников, в итоге представлял собой груду обгоревших обломков, застрявших на мели.

На пути к 10 000 номеру // Красный Черноморец, 7.10.1927.
«Пять лет прошло с того момента, когда я впервые перешагнул порог редакции «Аврала» (Вечерняя черноморская газета - предшественница Красного Черноморца). О, как я не похож был тогда на нынешнего «маститого» военкора! В те времена не было еще блестящих нашивок и моя почтенная еще со времён Керенского сохранившаяся фуражка не носила на себе никаких эмблем, кроме простой красноармейской звезды». Статья посвящена юбилею газеты «Красный Черноморец» в связи с выходом двух тысяч номеров газеты. В этом же номере газеты помещена статья М.Попова «Что мне дал «Черноморец», где автор благодарит К.А.Безпальчева за помощь в становлении нового военкора.
В мемуарах Г.Н.Четверухина есть некоторые подробности формы одежды [60]. (На параде 7 ноября 1923 г. в Севастополе) «командный состав флота был в форме нового образца: фуражки из черного сукна без белых кантов с золочёным «крабом». Вместо привычных шинелей чёрного цвета - пальто из сукна черно-серого цвета, маренго, свободного покроя с широким хлястиком. На левом рукаве пальто (а также на кителях и тужурках) были нашиты знаки различия - фланелевые красного цвета с узкой золотой окантовкой нашивки, увенчанные непомерно большой красной фланелевой звездой.

Штурвалы и регуляторы в надежных руках, сверхсрочников // Красный Черноморец, 8.10.1927.
Благодаря им будет поддержана учебно-боевая слава «Петровского». «Почти три четверти всех подлежащих демобилизации на «Петровском» заявило о своем желании остаться на сверхсрочную службу. Все остающиеся безупречные во всех отношениях краснофлотцы. Это все сплошь те, руками которых создана слава корабля». Перечислены фамилии наиболее отличившихся на службе, в т. ч. боцмана Шугурова, питомца «Коминтерна», старшину первого выпуска учебного отряда и одного из старейших краснофлотцев эсминца».



Первый поход «Красной Абхазии» // Красный Черноморец, 9.10.1927.
«Немного осталось старых черноморцев, помнящих дни, когда Черноморский флот состоял всего из двух эльпидифоров. (В то время «Красная Абхазия» достраивалась в Николаеве). Нельзя не остановиться на личном составе корабля. Вот некоторые иллюстрации: боцманом был тов. Храмов - бывший боцман «Златоуста», старшина рулевой Веселов - предисполкома Повенецкого уезда - мужчина лет 45-50. Старший кочегар Новиков - бывший кочегарный унтер-офицер крейсера «Дмитрий Донской», участник Цусимского боя. С точки зрения специальности эти кадры не оставляли желать ничего лучшего, но в моральном отношении - было слабовато. Большинство команды - крестьяне местных деревень, где идеологически был силён Махно. Остальная часть команды - молодежь, не знавшая вовсе службы. Среди последних группа буденовских кавалеристов, прибывшая вместе с комиссаром Глушковым. Команда соседнего эльпидифора № 415 называла нас «морскими кавалеристами»... Комсостав был еще более разношерстный. Старпом Ставинченко - одесский лоцман, артиллерист Байков - гимназист недоучка, вахтенный начальник Лихачев - бывший столоначальник государственной канцелярии, никогда не бывавший на палубе корабля!... И вот с этим личным составом, с ячейкой из четырех коммунистов при 90 человек команды, пришлось выйти в первый поход на новом, никогда еще не плававшем корабле...
10 октября 1920 г. я получил приказание выйти на фронт. Трудно исполнимое приказание, ибо для выполнения его надо было: погрузить уголь, принять все материалы и инвентарь по всем частям. Погрузить боезапас, перевести команду из экипажа и, самое главное, - вручную (пара не было) выбрать якорные канаты до жвака-галса, вытравленные услужливым заводом. Мы качали эту «чертову качалку» целую ночь и рассвет 10 октября застал нас на 75 сажени. Тогда, видя, что левый якорь мы убрать не успеем, я приказал отклепать канат и сбросить его в воду с буйком.
С раннего утра 10 октября началась погрузка угля. Трудно описать сейчас эту картину, но достаточно сказать, что в момент прохода мостов наш «Эльпидифор» не был виден из-за гор ящиков, тюфяков и прочего добра. Маленькая подробность: у нас не было ни одного сигнального флага, и первый кормовой флаг, поднятый на гафеле «Эльпидифора» был сшит из двух семафорных флажков.



Канонерская лодка «Красная Абхазия».

С приходом на рейд Парутино мы начали усиленную тренировку команды. Тревоги, учения быстро сменяли друг друга, и вот результат: корабль прямо от заводской стенки попавший на фронт с честью выполнил свои задачи. Когда через месяц мы вернулись в Николаев уже никаких следов «махновского» духа не было. Корабль превратился в дисциплинированное боевое судно. И было чем блеснуть, когда первые советские корабли к удивлению публики появились на Севастопольском рейде и стали на бочку против пристани 3-го Интернационала.
Было с чем двинуться для выполнения трудной боевой задачи - переброски девяти дивизий из Керчи на Кавказ» (см. часть 2, примечания 6 и 56).
В газете «Красный Черноморец» помещены и статьи других авторов о боевой деятельности корабля, которые дополняют предыдущую статью.
«В ночь на 19 июля 1920 г. Эльпидифор № 413 с большим риском быть потопленным переводится из Одессы в Николаев. Начинается лихорадочная достройка корабля и 10 октября 1920 г. «Красная Абхазия» выходит в свой первый поход, заняв боевую позицию у деревни Парутино.
10 октября 1920 г. суда противника блокируют Днепровский лиман, а «Кагул», «Воля» и болиндеры (самоходные баржи) обстреливают Очаков, Первомайскую батарею и лиман, а в районе Сычовки - Григорьевки оперируют вражеские подводные лодки.



Дабы помешать операции противника 22 ноября 1920 г. «Эльпидифор» № 413 выставляет минное заграждение в Джорылгаском заливе. А в январе 1921 г., когда в бою с французскими миноносцами у Анапы гибнет боевой товарищ - «Эльпидифор» № 415 - «Эльпидифор» № 413 ставит минное заграждение в Керченском проливе.
Хотя несколько позже врангелевский фронт и ликвидирован а Крым очищен, Антанта блокирует наше побережье. Но у нас есть уже защитник и страж - «Эльпидифор» № 413.» ( См. «Красный Черноморец» от 11.10.1927.)
В 1922 г. наступает для СССР мирная передышка и «Эльпидифор» № 413 переходит на трудовые рельсы. Тралит минные заграждения в районе Одессы. Обострившиеся отношения с Антантой бросают «Эльпидифор» № 413 в Керченский пролив стоять боевую вахту. Наконец, когда прибрежное население Кавказа переживает острый недостаток соли «Эльпидифор» № 413 перебрасывает соль из Керчи в Сухуми. В 1922 г. Севастополь и флот переживают угольный кризис - корабль перевозит уголь из Мариуполя.
Второй раз К.А. Безпальчев командовал этим кораблем в 1924-1925 гг. Об этом периоде вспоминает М. Тихомиров в статье «Два года назад» (см. «Красный Черноморец» от 8.10.1927 г.): «1-го июня 1925 г. я застал на «Красной Абхазии» полную слаженность службы, единую крепко спаенную революционным товарищеским духом семью краснофлотцев и комполитсостава, и видел полную загрузку рабочего дня, в те дни не особо часто встречавшуюся на кораблях Черноморского флота.... Это были золотые дни плавания. Помню с каким восторгом высыпавшая на верхнюю палубу команда разглядывала двухмачтовый Босфорский плавучий маяк и рвалась дальше... в Босфор и Золотой Рог.
Но у нас было строжайшее задание (какое - не говорится) и мы повернули назад - в Севастополь».

В научно-исследовательской секции // Красный Черноморец. 4.11.1927.
О создании при ОСО-Авиахиме научно-исследовательской секции для комсостава и тематике работы этой секции.



Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) (1927—1948) — общественно-политическая оборонная организация, предшественник ДОСААФ

Опыт стратегического исследования боевой деятельности Онежской флотилии // Морской сборник, 1927, № 11-12, с. 3-10.
Общее описание театра военных действий и зоны ответственности флотилии. Анализируются основные операции на Онежском озере, как успешные, так и неудачные. Сделаны следующие выводы:
- Основной задачей флотилии является борьба за господство на Онежском озере.
«- Не следует обременять флотилию частными задачами по поддержке сухопутных войск, когда есть возможность проведения активных операций в тылу противника.
- Необходимо заранее намечать особо важные стратегические пункты и заблаговременно их укреплять. На Онежском озере следовало использовать Клименецкую бухту, как маневренную базу, и всеми силами армии и флота не допускать противника на территорию острова.
- Флотилии на больших речных озерных бассейнах могут оказать столь значительное влияние на сухопутный фронт, что к созданию флотилий и баз для них нужно готовиться еще в мирное время.
- Ввиду специфических условий плавания на реках и озерах необходимо еще в мирное время готовить кадры будущих командиров, заранее готовить карты и лоции этих районов».

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю