Фамилия нахимовца "Корчица" присутствует в списке выпуска 1953 года исключительно вследствие одного забавного случая, а также вследствие заслуг и особенностей биографии, характера, личности отца. Даже имени не сохранилось, фамилия и отчество.
Семевский Р.Б.: "Из воспоминаний о жизни в главном корпусе за первые 2 года осталось в памяти, как в тёплое время после отбоя одетые в белые ночные рубашки наиболее лихие из нас переходили по наружному карнизу 5-го этажа от одного окна к другому, вызывая недоумение редких прохожих на Петровской набережной."

"Здесь же позднее был известный всем выпускникам нашей роты случай с сыном генерала войска польского Корчицем, который, спускаясь с 5 этажа по водосточной трубе вниз, повис под окном, громко взывая к старшине класса Скибе (помощник офицера-воспитателя 1-го взвода) помочь взобраться ему в окно, на что последний, спокойно достав из кармана блокнот и карандаш, ответствовал: «сейчас я вас запишу в блокнот и потом помогу», не обращая внимания на отчаянные крики Корчица. С Корчицем было связано еще несколько анекдотичных случаев и не удивительно, что отец очень скоро забрал его из училища, очевидно, убедившись в полной бесперспективности сделать из него военного человека."
Вехи биографии отца, офицера, участника 1-й мировой войны, репрессированного, освобожденного, участника обороны Москвы, преподаватель Высшей школы штабной службы, преподавателя Военной академии им. Фрунзе, командира стрелковой дивизии, заместителя командующего армией, начальник штаба 1-й ударной армии, начальника штаба, командующего 1-й армией Войска Польского, начальника Генерального штаба Войска Польского – вице-министра национальной обороны ПНР.


"Корчиц (Korczyc) Владислав Викентиевич (1893, деревня Богдановичи, близ Слонима - 1968), польский военный деятель, генерал-полковник. В составе русской императорской армии участвовал в 1-й мировой войне, офицер. В 1919 добровольно вступил в РККА; участник Гражданской войны, в т.ч. операций на Юге России и советско-польской войны 1920. В 1929 начальник штаба 19-й стрелковой дивизии. В начале Великой Отечественной войны командовал 182-й стрелковой дивизией (26.1-29.8.1942), возглавлял штаб 1-й ударной армии и Северного фронта; генерал-майор (4.8.1942). В 1944 в числе других военнослужащих РККА (носивших фамилии хотя бы как-то напоминавшие польские) зачислен в состав формирующихся советским правительством «польских» частей и назначен заместителем командующего 1-й польской армией. В окт. 1944 сменил ген. Ж. Берлинга на посту командующего армией. В конце дек. 1944 заменен ген. С.Г. Поплавским. После окончания войны занимал должность начальника Генерального штаба Войска Польского - 1-го заместителя министра национальной обороны Польши. В 1954 уволен в запас." (Корчиц по национальности был поляк. - Ред.)

Людвик Свобода (слева) поздравляет Владислава Корчица.


Евгениуш Кушко (слева) - начальник Главного Политуправления Войска Польского,

Корчиц В.В. - начальник Генштаба Войска Польского.
"153. Корчиц Владислав Викентьевич (1893-1966) комбриг, генерал-полковник, поляк, прапорщик, кандидат в члены ВКП(б) в 1930-1938 гг.,
в 1935 г. начальник штаба 19-й стрелковой дивизии, начальник штаба 14-го стрелкового корпуса,
репрессирован 09.05.1938-12.01.1940г., освобожден, преподаватель Высшей школы штабной службы, преподаватель Военной академии им. Фрунзе,
1941 г. – командир 245-й стрелковой дивизии,
1942 г. – командир 182-й стрелковой дивизии, заместитель командующего 34-й армией,
1942-1944 гг. – начальник штаба 1-й ударной армии,
1944-1945 гг. – начальник штаба, командующий 1 армией Войска Польского,
1945-1953 гг. – начальник Генерального штаба Войска Польского – вице-министр национальной обороны ПНР."
орден Суворова 1 ст. – 09.08.1945
Орден «За воинскую доблесть» 3 ст.
Орден Грюнвальда 2 ст."
На наш взгляд, желание найти логику в действиях "начальства", в жизни, в поворотах судьбы неискоренимо, естественно. Когда оно пропадает, наступает "пофигизм". Или мы не правы? Желающим разобраться, кого и почему репрессировали, почему и кого затем реабилитировали, вновь рекомендуем исторические исследования
"По командующим дивизиями принимавшими участие в ельнинской операции. 103-я моторизованная дивизия Корчиц В. В. (10.07.1941 - 22.07.1941), комбриг."
В одном из рекомендованных исторических исследований Вадима Кожинова содержится аргументированный, опирающийся на документы и свидетельские показания очевидцев, сохраненные в мемуарах, ответ на вопрос о действительном "героическом" участии Власова в обороне Москвы, вообще о действительной роли генерала-предателя в Российской и Европейской истории.
"Шел август 1942 года...
Срочно принимайте дивизию у генерал-майора Корчица.
Владислава Викентьевича Корчица я знал еще с 1929 года, когда был командиром взвода и у меня был нарукавный знак — один квадрат, а у него, начальника штаба 19-й стрелковой дивизии, был уже ромб. Корчиц часто по делам службы приезжал в городишко, где дислоцировался мой 56-й стрелковый полк. Владислав Викентьевич проводил занятия с командным составом, проверял боевую готовность подразделений. Это был опытный командир, хороший организатор. Бывший офицер старой русской армии, он с первых дней Октября встал на сторону Советской власти.
Спокойный, немногословный, Корчиц умел выслушать и подбодрить подчиненных, подать пример собранности и требовательности. Он не оставлял без внимания ни единого факта нарушения воинской дисциплины, но был справедлив [169] и не терпел командиров, которые допускали бестактность в отношении подчиненных.
За эти качества его любили и уважали. Бывало, приедет в полк, высокий, стройный, и одним своим внешним видом заставит командиров и бойцов как-то сразу подтянуться. И вот я сменял генерал-майора В. В. Корчица, который уходил на должность начальника штаба 1-й ударной армии...
Много теплых слов в этот вечер было сказано в адрес Владислава Викентьевича Корчица. Желали успехов на новой должности. Засиделись допоздна. Но вот все разошлись, в блиндаже остались я и Корчиц. Долго не ложились спать, все вспоминали службу в 19-й стрелковой дивизии, которой с 1931 года командовал Василий Иванович Морозов.
Тех, кому довелось близко знать этого военачальника, всегда восхищала его воинская эрудиция. Он изучил прекрасно тактику врага, знал ее сильные и слабые стороны, много читал военно-исторических трудов и в трудные минуты боя всегда подбадривал высказываниями, поговорками и пословицами великих полководцев прошлого. Войну он встретил командующим 11-й армией, которая под его руководством проявила стойкость в обороне и особенно отличилась в июне 1941 года при нанесении контрударов в районе Сольцы и в августе под Старой Руссой."
И он рассказал, что формировалась она на территории Эстонии. В сентябре 1940 года Народная армия Эстонии [171] преобразовывается в 22-й Эстонский территориальный стрелковый корпус.
Первый бой новое соединение приняло 7 июля 1941 года на рубеже Малые и Большие Пети, Словкавичи, Застружье. Командовали им в то время полковник Иван Игнатьевич Курышев, а затем полковник Михаил Семенович Назаров. После ожесточенных боев дивизия отошла вместе с соединениями 22-го стрелкового корпуса Северо-Западного фронта к городу Псков. Снова беспрерывные бои. Враг пытался занять город. Упорно оборонялись эстонцы. Многие из них проявили мужество и отвагу.
Корчиц немного помолчал, а затем продолжал свой рассказ.
— Когда я в январе 1942 года принимал это соединение, то внимательно ознакомился с журналом боевых действий. Расскажу о подвиге командира шестой стрелковой роты 232-го стрелкового полка старшего лейтенанта Лайпандиса. Рота обороняла высоту у реки Пети. На эту высоту наступало до двух батальонов фашистов. Их встретили огнем и заставили откатиться на исходный рубеж. Вскоре последовала вторая атака при поддержке танков. И эту атаку отбили. Отбрасывая наседающих гитлеровцев в течение четырех часов, рота удерживала высоту. Фашистам не удалось продвинуться на этом участке. Тогда через мощные громкоговорители начал вещать фашистский диктор:
— Эстонцы! Сложите оружие, и вы сможете свободно уходить по домам! Эстония позади, вам некуда дальше отходить!
Старший лейтенант Лайпандис сказал своим подчиненным:
— Друзья! Мы защищаем свою родину — свободную Эстонию! Огонь по врагу!
Вновь и вновь фашисты пытались захватить высоту, и всякий раз атаки отбивались.
До последнего держались эстонцы. Погиб и командир...
О том, как дрались в этом бою эстонцы, рассказал тяжело раненный красноармеец, который ночью добрался все-таки до полка.
Корчиц чиркнул спичкой, прикурил, затянулся и продолжал:
— Вот еще эпизод из боев 182-й дивизии в районе Большие Пети. Противнику удалось расчленить 232-й стрелковый полк. Седьмая и восьмая рота были отрезаны от основных сил полка и оказались во вражеском кольце. Комбат капитан Востриков принял смелое решение — роте лейтенанта [172] Клайпанова незаметно проникнуть в расположение врага и внезапно нанести ему удар с тыла. Благодаря такому искусному маневру кольцо окружения было разорвано.
Дивизия отходила с боями, нанося врагу значительные потери.
Отличились в эти тяжелые дни комбаты Комаров и Востриков, командир артиллерийского полка Добылев, командир стрелкового полка Тихомиров, комиссар дивизии старший политрук Островский.
Генерал Корчиц рассказал об участии 182-й стрелковой дивизии в наступательной операции войск Северо-Западного фронта по окружению и уничтожению группировки немецко-фашистских войск в районе Демянска. Эта операция была проведена с 7 января по 20 мая 1942 года.
Тогда 182-я дивизия, в сильные морозы, в условиях полного бездорожья, по глубокому снегу, через лед многочисленных озер, рек, через лесные массивы, прошла 50 километров по тылам врага, освободив 18 населенных пунктов, и вышла к окраине Старой Руссы. Этим она способствовала успешному наступлению 11-й и 1-й ударной армий...
Меня заинтересовал рассказ Корчица, и я спросил:
— А как была окружена демянская группировка?
— Как? В условиях бездорожья и глубокого снежного покрова, — продолжал рассказывать комдив. — 29 января 1942 года возобновилось наступление наших войск. 1-й гвардейский стрелковый корпус продвигался юго-восточнее Старой Руссы в направлении Рамушево. Перерезав коммуникации демянской группировки, корпус должен был соединиться в районе Залучье с частями 34-й армии, наступающими с юга. Одновременно, не встречая серьезного сопротивления противника, 2-й гвардейский корпус наступал на город Холм. Он наносил удар из района Старой Руссы. 25 февраля части 1-го гвардейского стрелкового корпуса в Залучье соединились с подразделениями 42-й стрелковой бригады 34-й армии.
Таким образом, старорусская и демянская фашистские группировки противника были разъединены. В окружении оказалась демянская группировка в составе шести дивизий 16-й армии...
— Кстати, — продолжал генерал Корчиц, — в то время нашей дивизии противостоял 56-й егерский полк 16-й армии. Немного расскажу и о противнике. — Корчиц задумался. — Оборона врага состоит из хорошо оборудованных узлов сопротивления и системы опорных пунктов, сильно насыщенных огневыми средствами и инженерными заграждениями. [173]
Большинство опорных пунктов и узлов сопротивления противника очень выгодно расположены в тактическом отношении: с хорошим круговым обзором и обстрелом всех подступов к ним.
Мы тоже создали прочную оборону. Блиндажи, дзоты тщательно замаскировали, так, что обнаружить их трудно. Стены и потолки достаточно прочны и неуязвимы от прямой наводки артиллерии — из еловых и сосновых бревен в два наката. Все это было- сделано в первую очередь. Предстоит еще сделать бани, кухни, землянки для личного состава. Нет переправ через реку, кроме железнодорожного моста, приспособленного для проезда машин, танков.
— Вот в таких условиях мы и живем уже около года. — Владислав Викентьевич вздохнул. — Лес да болота вокруг... Была уже глубокая ночь. Корчиц взглянул на часы:
— Пора и нам отдохнуть."
"Корчиц Владислав Викентьевич... Родился в 1893 г. в д. Богдановичи на Слонимщине. Солдатом (? - Ред.) принимал участие в Первой мировой войне в составе русских войск. В 1919 г. добровольно вступает в ряды Красной Армии, принимает активное участие в разгроме Деникина и белополяков. В годы Великой Отечественной войны занимал должности командира стрелковой дивизии и начальника штаба армии Северного фронта. По просьбе польской стороны был направлен в Войско Польское в период его формирования..."
"Через несколько дней после сосредоточения бригады в Клеванских лесах меня вызвали для доклада к начальнику штаба 1-й Польской армии генералу Корчицу. Высокого роста, сухощавый, с острым, пытливым, удивительно ясным взглядом, подтянутый и строгий, он производил впечатление человека с сильной волей.
Генерал встал, расправив плечи, чтобы выслушать мой рапорт. Его выправка говорила о долголетней офицерской службе.
С большим вниманием слушая меня, что-то мысленно оценивая и взвешивая, Корчиц изредка задавал вопросы. Я отвечал на них по-солдатски прямо, ничего не скрывая. Это мое всегдашнее правило. Лгут только трусы и негодяи.
Постепенно разговор с Корчицем перешел к 4-й пехотной дивизии имени Килинского, прибывшей в Клевань одновременно с кавалеристами. Дивизия была прикована к месту выгрузки, так как совершенно не имела положенного ей штатом конского состава. Чтобы двинуть ее вперед, необходимо было отобрать у кавалерийской бригады четыреста лошадей.
Тактичный и дальновидный генерал Корчиц, сам бывший кавалерист, отлично понимал деликатность и сложность этого дела. Но он сразу расположил к себе мое сердце, и когда встал вопрос о необходимости отдать лошадей генералу Киневичу, я сделал это безропотно...
В 1-й Польской армии опять произошли важные перемены. Генерал Корчиц сдал командование ею генералу Поплавскому и вступил в должность начальника генерального штаба Войска Польского."
"В резиденцию Главкома я прибыл чуть раньше указанного срока. Каково же было мое изумление, когда дверь приемной, в которой я находился, отворилась и на пороге показался Корчиц. К тому времени он заменил Берлинга на посту командующего 1-й армией. Едва мы успели поздороваться, вошел Сверчевский. Оказывается, всех троих вызвали к одному времени.
Когда часы пробили восемь, мы вошли в кабинет Главкома. Поднявшись с кресла, Роля-Жимерский торжественно объявил:
— По решению Верховного Главнокомандующего Войска Польского Болеслава Берута производятся перемещения в высших командных должностях. Генерал Корчиц возвращается на должность начальника Главного штаба. Командующим Первой армией назначается генерал Поплавский. А вы, генерал Сверчевский, примете Вторую армию.
Мы переглянулись, потом перевели глаза на Главкома. Тот продолжал:
— Время не ждет. Обстановка требует, чтобы не позже чем через три дня все приступили к исполнению своих новых обязанностей. Все, панове генералы, исполняйте!
Мы покинули Главный штаб, углубленные каждый в свои мысли. Думаю, один я был доволен этой переменой, хотя дела и люди 2-й армии стали для меня очень близкими. Но кто бы не желал принять под свое командование армию, имеющую немалый боевой опыт и готовую к зимнему наступлению совместно с советскими войсками?
А вот Корчиц явно огорчился. Тяжело вздохнул и Кароль Сверчевский, мечтавший скорее попасть на фронт."
104. Корчиц В.В., генерал-полковник - 9.8.1945.
Особой колонной прошли части Войска Польского. Возглавлял их начальник генерального штаба Польши генерал В.В. Корчиц.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ.
Для поиска однокашников попробуйте воспользоваться сервисами сайта
Просьба к тем, кто хочет, чтобы не были пропущены хотя бы упоминания о них, например, в "Морских сборниках", в книгах воспоминаний, в онлайновых публикациях на сайтах, в иных источниках, сообщайте дополнительные сведения о себе: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. А мечтаем мы о том, чтобы собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Примерно четверть пути уже пройдена, а, возможно, уже и треть. И поэтому - еще и о том, что на указанные нами адреса Вы будете присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru