Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Системы контроля и индикаторы для авиации

Импортозамещенные
бортовые системы
для боевой авиации

Поиск на сайте

Белорус-полярник из Бреста побывал на Северном и Южном полюсах. Послесловие на публикацию книги Юрия Панова «В огне и холоде тревог». В.Ф.Касатонов.

Белорус-полярник из Бреста побывал на Северном и Южном полюсах. Послесловие на публикацию книги Юрия Панова «В огне и холоде тревог». В.Ф.Касатонов.

Недавно на морском сайте опубликована прекрасная книга Юрия Панова «В огне и холоде тревог», где рассказывается о мужественных людях, покорявших Арктику во второй половине 20 века. И моряки, и летчики, и сами полярники – это герои, люди, достойные восхищения и уважения. Те, кто побывал за Полярным кругом, понимают насколько сложно, тяжело и опасно находиться в течение многих месяцев, особенно в период полярной ночи, в Арктике на дрейфующей льдине. Если сказать честно и откровенно: «Там страшно!» Но мужики работают и выполняют исключительно важную для Страны задачу, в том числе связанную с обороноспособностью нашей Родины. Мы, моряки-подводники Северного флота восхищаемся их мужеством и героизмом.



Моряки атомной подводной лодки покорители Арктики. 1962 год. Саморезов Виктор Константинович.

Эти публикации о полярниках Арктики заставили меня вспомнить о моем земляке по проживанию в Бресте – Федоре Федоровиче Каботе, одном из немногих белорусов, который работал на Арктических и Антарктических полярных станциях. Я нашел сообщение о его пребывании в Антарктиде. Вот что писал о нем 13 июля 2011года АНАТОЛИЙ АРТЕМОВ. г. Брест:

«В начале пятидесятых годов теперь уже прошлого, 20-го века крупнейшие страны мира начали интенсивное изучение Антарктиды. На суровом далеком континенте появились и первые советские экспедиции. В сложных, неведомых ранее условиях, работали ученые и специалисты. Среди них были и наши земляки-белорусы. Весной 1961 года большинство крупнейших газет всех стран сообщили сенсацию: «Молодой русский врач на станции Молодежная в Антарктиде прооперировал сам себя: удалил аппендикс. Ассистентом у него был радист станции. Операция прошла успешно».

В те дни и ночи над советской антарктической станцией «Молодежная» ревела снежная буря. Пришлось приостановить плановые исследования. Даже выходить из домиков было опасно. Работали только те, кто обеспечивал жизнедеятельность станции: дежурные дизельной электростанции да повар. Врач Леонид Рогозов почувствовал боль пару дней назад. Сказать, что не придал этому значения — будет неправдой. Наоборот, он внимательно пропальпировал сам себя. Все признаки аппендицита. Сделал анализ крови. В его молодом организме развивалось воспаление. Да, скорее всего, заурядный аппендицит. Да, срочно необходима операция. Она не столь сложна в нормальных условиях. Леонид много раз удалял пациентам аппендикс. Но это было в больнице Ленинграда, где работал до экспедиции. А теперь вот сам неожиданно оказался в беде. Врач хорошо знал, чем грозит промедление. Он также знал, что на помощь готовы прийти врачи соседних станций: иностранные коллеги. Им сообщили по радио о ЧП. Но над ближайшими станциями других государств тоже ревела пурга. Ни вездеходом, ни вертолетом никак не доставить за сотню километров медицинскую помощь. Леонид поделился своей бедой с товарищами. Они пробовали вместе с врачом «репетировать» операцию. Над импровизированным операционным столом установили электролампы, собрали вместе все зеркала и укрепили над Леонидом. Он взял в руки скальпель и, следя в зеркала за движениями рук, имитировал разрез. В зеркальном отображении ничего не получалось. Руки не слушались. Надо было выбрать ассистента, обучить его минимальным навыкам и доверить новичку операцию. Нужен сильный, сообразительный, с крепкими нервами помощник. В экспедиции, конечно, люди не из робкого десятка. Но необходим один единственный. И врач выбрал себе ассистента. Им стал радист станции Федор Кабот.



Хирург Леонид Рогозов и ассистирующий ему Ф.Ф.Кабот (слева).

Федор Федорович Кабот родился в Климовичском районе Белорусской ССР в 1921 году. Перед войной его призвали на службу. Учился в школе радистов военно-морского флота СССР. Кроме радиодела изучал навигационное и акустическое оборудование — все наиболее точные, деликатные приборы подводной лодки, астрономию. На экзаменах получил самые высокие оценки по всем дисциплинам. И тут — война. Он воевал в составе экипажей нескольких подводных лодок Балтийского и Северного флотов. (По нашим данным он был штурманским электриком.) Командиры субмарин перед самыми опасными боевыми походами (а были ли не опасные?) просили к себе в экипаж Федора Кабота, «золотого специалиста». Краснофлотец понимал, что значит его роль в боевом экипаже.



Моряки Северного флота принимают подводную лодку, построенную на средства комсомольцев города Ярославля .1943 год. В экипаже ПЛ М-104 "Ярославский комсомолец" служил Ф.Ф.Кабот командиром отделения штурманских электриков в звании старшины 2-й статьи.

...В годы прошлые с Федором Федорович Каботом мы были очень хорошо знакомы. Он жил в Бресте, по соседству. Своим старшим товарищем, его славным прошлым я гордился. Федор Федорович — замечательный рассказчик. И сегодня хранятся в моем звуковом архиве записанные на магнитофон его воспоминания: «Без тех приборов, за работу которых я отвечал на подводной лодке, — как слепой в тумане... Приборы деликатные. А когда подлодку атакуют глубинными бомбами — как кувалдой бьют по корпусу. Дизеля срывает с креплений. Кровь идет из ушей моряков. А деликатные приборы должны работать. Без них на подлодке, повторю, как слепой в тумане». Федор Кабот вернулся из всех боевых походов. Как в песне: «повезло на три села вокруг».

Казалось бы, хватит приключений, порой смертельно опасных, на всю оставшуюся жизнь. Но сразу после войны в СССР срочно снаряжаются экспедиции для работы на дрейфующих льдинах в Северном Ледовитом океане. Тогда перед исследователями стояли и военные, секретные задачи. Как известно, в Северном Ледовитом океане оборудовались на дрейфующих льдинах аэродромы для советских бомбардировщиков с ядерными бомбами. Шла «холодная война» и, отвечая на очевидные угрозы США, СССР был вынужден быть готовым к ответному удару. А через Северный полюс самый короткий путь к объектам вероятного противника. Так поддерживался военный и политический паритет.

Федор Кабот работал в первой послевоенной экспедиции на дрейфующей льдине, потом — во второй... А затем, как опытный специалист и полярник, ушел с экспедицией в Антарктиду, под другие, совсем незнакомые звезды Южного полушария...

Вот ему и предстояло стать ассистентом, а по существу хирургом для врача станции Молодежная Леонида Рогозова. — Ты, Леня, только не потеряй сознание: я тебя не подведу, — так говорил Федор Федорович своему товарищу. А тот отвечал: — И ты крепись, не подведи, радист... Аппендикс был удален вовремя. Послеоперационных осложнений не последовало».

* * *



Метеоплощадка ГМС Брест в 1953 г.

После всех боевых походов и странствий судьба привела Федора Федоровича Кабота в Брест. Он возглавлял гидрометеослужбу Брестской области с 1950 по 1978 г. Именно он, пытливый и грамотный инженер, организовал первую аэрологическую станцию Брест 15 ноября 1950 года. (Уместно напомнить, что первый в мире успешный запуск радиозонда в свободный полет был осуществлен 30 января 1930 года в СССР с территории аэрологической обсерватории в Павловске. Первый успешный выпуск радиозонда в Германии и Финляндии провели в 1931 году. В США собственные радиозонды начали появляться только в 1935 году. Развитие метода радиозондирования пошло по пути повышения точности измерения параметров атмосферы и применения радиозонда в комплексе с радиолокационной техникой. Была создана система радиозондирования «Малахит-А-22» и затем принципиально новая система зондирования «Метеор-РКЗ»). В области радиозондирования Федор Федорович Кабот на тот период был одним из лучших специалистов, поэтому, когда представилась возможность, он, не раздумывая, стал участником зимовальных экспедиций в Антарктиде и Арктике, обеспечивая зондирование атмосферы. Вместе с ним начинал аэрологические наблюдения в Бресте Микулич Владимир Ильич-инженер-аэролог до 1989 года, также будущий участник экспедиции в Антарктиду в составе САЭ-19. И сегодня проживает в Бресте однокашник Юрия Панова по Ленинградскому Арктическому училищу Сакун Иван Андреевич, 1942 года рождения. Я по просьбе Юрия Панова на днях связался с ним. Он рассказал, что много лет работал на Новой Земле, на самой северной точке – мысе Желания. Там познакомился со своей будущей женой, специалистом в области гидрометеорологии, и там у них родился сын. На станции, где они зимовали, не было врача - Ивану Андреевичу пришлось принимать роды самому. А на мысе Челюскина, где в это время был Юрий Панов, на станции был врач, который во время родов давал инструктаж по радио. Очень интересная история, в духе «очевидного-невероятного». Только русские отчаянные полярники могут так поступать. Мир тесен…

«Было все это так. Только время не ждет…», как поет Александр Розенбаум. Выйдя на пенсию, Ф.Ф.Кабот продолжал работать специалистом по связи одного из Брестских предприятий.

Честь и слава героям-полярникам



Кавалер многих боевых орденов подводник, скромный полярный исследователь Федор Федорович Кабот, возможно, единственный из белорусов, побывавший в районах Северного и Южного полюсов, похоронен в Бресте в 1995 году. Мы, ветераны военно-морского флота, побывали на его могиле и отдали воинскую честь этому смелому и отважному сыну Республики Беларусь, который своей жизнью и подвигами украсил историю нашей большой страны - СССР.

Капитан 1 ранга Касатонов В.Ф.

24 октября 2014 года
0
03.11.2014 02:14:36
Виталий Николаевич Ленинцев.
Да!
Честь и слава...
Виталий Ленинцев
Ссылка 0


Главное за неделю