Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Секреты бережливого производства

Как в Зеленодольске
ускорили производство
"Грачат"

Поиск на сайте

Колотилин Иван Васильевича «Сибирские истоки. Автобиографические заметки». Тверь, 2006. Часть 10.

Колотилин Иван Васильевича «Сибирские истоки. Автобиографические заметки». Тверь, 2006. Часть 10.

В сентябре 1953 года я сдал служебные дела и убыл на учебу в Ленинград, как планировалось ранее. После корабельной службы в Ленинграде учеба показалась раем. Отвечаешь только за себя, учился полных два семестра, сдал успешно госэкзамены, вручили удостоверение с отличием. Приказом министра ВМФ получил назначение на Балтийский флот в управление кадров.



Наша учебная группа после окончания учебы на Высших офицерских радиотехнических классах. Ленинград, октябрь 1954 г.

Во время учебы в Ленинграде в 1953-1954 гг., я как холостяк, снимал комнату у хороших хозяев. Глава семьи был на пенсии по инвалидности и по старости. В гражданскую войну он служил на ПЛ Балтийского флота. Он мне много рассказывал о тех годах и событиях, где был непосредственным участником. В частности, он подробно изложил историю с Ф.Шаляпиным. Он дважды был в группе матросов, которые ездили на квартиру к Ф.Шаляпину пригласить его выступить с концертом перед офицерами и матросами в зале Революции на Васильевском острове. Ф.Шаляпин принял делегацию настороженно, вышел к ним в длинном халате по-домашнему. Выслушав просьбу, он сразу запросил плату в виде "мешка крупчатки" и свиной окорок. Крупчатка - это пшеничная мука мельчайшего помола. Время было голодное, знаменитостей типа Ф.Шаляпина тоже коснулось в какой-то мере. Матросы доложили условия Ф.Шаляпина своему руководству, которое посылало их к артисту. Начальство согласилось, и матросы привезли Ф.Шаляпина на концерт. Все знали жесткие требования артиста по вопросу оплаты, заказчик должен выполнить его условия сразу же. Но начальство решило доставить муку и окорок через 2-3 часа после концерта. Уходя со сцены после окончания мероприятия, Ф. Шаляпин не увидел обещанного и очень рассвирепел и чуть не вынес по пути дверь. Матросы ему все доставили позже, но он дома продолжал ругать их за нарушение обещаний и что больше к ним не поедет.



Шаляпин после выступления с матросским хором в концерте в пользу раненных солдат и матросов. Севастополь, 1917 г.

Когда те же матросы может быть через месяц, снова приехали приглашать Ф.Шаляпина выступить, он категорически отказался. Матросы расхрабрились и дали команду ему одеваться немедленно. По дороге он продолжал говорить, что петь не будет. Матросы поставили условие: если отказываешься петь, то везем на берег Финского залива расстреливать. Привезли его к месту расстрела, и тут он дрогнул и согласился выступить. Поэтому иногда становится непонятно, почему такая величина как Ф.Шаляпин эмигрировал и больше не возвращался в Россию, хотя его хорошие друзья остались на родине. Очевидно, он почувствовал, что его таланту и славе в новых условиях грозит жестокость и пренебрежение.
В ноябре 1954 года я женился на своей знакомой Мотуз Ирине Сергеевне. Она уже работала год после Ленинградского института киноинженеров. Справили в городе Ломоносов молодежную свадьбу и направились в отпуск в Сибирь, город Называевск Омской области, где проживала моя мать с семьей, затем поехали в город Орел к родителям жены. Отпуск прошел в застольях и поздравлениях молодоженов. Из отпуска мы заехали к жене в город Ломоносов, где она работала. После этого я один поехал за назначением. Прибыл я в управление кадров флота, а они направили меня к начальнику радиотехнического отдела Павлу Яковлевичу Гонорскому, который меня хорошо знал ранее по работе. Он уговорил остаться у него служить в одном из отделений по моему выбору. Я остановился на отделении, которое связано с кораблями. Поэтому все учения кораблей проходили с нашим участием. Ходил я в море на всех классах кораблей, включая быстроходные торпедные катера.
С жильем была большая проблема. Но подвернулся случай, друг уезжал на новое место службы на Камчатку, а ключи от своей комнаты передал мне. Начальник отдела П.Гонорский помог эту комнату оформить на меня. В общем, через месяц я перевез жену в город Балтийск. Начальник отдела взял ее на работу инженером. В гарнизонах ведь для жен работы не найти, так как они, как правило, педагоги или врачи. Нам повезло в этих сложных условиях. Печку топили углем и дровами. Зажили материально неплохо по тем временам, на обед ходили домой. Если вспомнить муки, то делается страшно по современным меркам. А тогда основная масса так жила, не стонали здорово, а верили в светлое будущее коммунизма. Начальники тоже часто жили в общих квартирах. В 1955 году 5 октября родилась дочь. Роды были в Орле у родных. Потом в одной комнате жили мы вместе с няней. Вскоре переехали в отдельную однокомнатную квартиру с печным отоплением, стало полегче.



Балтийск. Главная база КБФ. 1955 г. Мозговой центр РТС КБФ (отдел штаба флота).

Я поставил себе сложную задачу - поступить в Военно-Морскую академию кораблестроения и вооружения им. А.Н.Крылова. С 1954-го по 1957 год я прослужил в отделе. Работа клеилась, но хотелось двигаться вперед по службе и уровню образования.
В 1957 году меня утвердили кандидатом для поступления в академию на радиотехнический факультет. Предстояло сдать шесть вступительных экзаменов по конкурсу: высшую математику, теоретическую механику, иностранный язык, импульсную технику, основы радиотехники и боевые средства кораблей. Готовился к экзаменам от темна до темна, не хотелось опозориться перед товарищами и близкими.
О вступительных экзаменах надо сказать особо. Во-первых, после училища прошло около восьми лет. За это время теоретические дисциплины подзабылись, а особенно теоретическая механика и решение задач по этому предмету, высшая математика, иностранный язык. Кандидаты в слушатели академии готовились дома месяца три-четыре. Один месяц подготовки отводился при академии, где преподаватели проводили консультацию, читали обзорные лекции. Время я использовал полностью, без раскачки с 6.00 до 23.00 ежедневно. Висел серьезный груз самолюбия, оценки труда со стороны сослуживцев на флоте. Конкурс был до 3-5 человек на место. По некоторым особо трудным вопросам я обращался к соседу по комнате в общей квартире, где я остановился на время экзаменов. Он занимал должность доцента по кафедре "Физика" в Горном институте. Порой и вдвоем с трудом могли разобраться по некоторым вопросам высшей математики. Переживаний было достаточно. Жена оставалась в это время в Балтийске и продолжала работать. Постепенно я начал чувствовать некоторую уверенность, но впереди конкурсные экзамены. Покровителей из начальства никого не было. Надежда была только на себя. Усидчивость и трудолюбие выручали. Высшую математику сдавал самому строгому преподавателю. Поставил он мне положительную оценку. Сыпались все на высшей математике, теоретической механике и по иностранному языку. Кстати, мой экзаменатор по высшей математике уездил в составе экзаменационной комиссии во Владивосток. Получилось так, что он по высшей математике всех завалил, и комиссия никого не привезла учиться в академию. Больше его туда не посылали. На наших экзаменах, если он ставил двойку и говорил начальнику факультета, что этот человек учиться сможет, кандидата принимали, и он, как маленькое дите, радовался и прыгал выше "головы". Экзамены я одолел.



Сборы специалистов РТС КБФ.

Началась учеба в академии: лекции, зачеты, семинары, экзамены за каждый семестр, потом каникулы, а после окончания курса заслуженный отпуск. В Ленинграде жили на частной квартире, вместе с хозяйкой, потом съехали на другую квартиру, была своя комната. Практика была на заводах, институтах гражданских. В Ленинграде жили без ребенка. Дочь была у бабушки в Орле, они частенько приезжали к нам. Жена работала в оборонном институте. Материально не бедствовали, но денег всегда не хватает, потребности растут быстрее, чем растет заработная плата, такова жизнь.
Не могу не вспомнить добрым словом учебу в академии. Обстановка была самая демократичная. На факультете электроники учебные группы слушателей были по 5-10 человек. Было принято обращение между преподавателями и слушателями только по имени и отчеству. О дисциплине вопрос не стоял. Много новых методов обучения, самых прогрессивных, было внедрено до нас.
Часто была защита рефератов, докладов, семинаров, экспериментальных и лабораторных работ по вариантам. Каждый защищал свою работу. Готовили нас к творческому труду: работать в НИИ, ВВУЗах, военпредами на заводах, на научно-испытательных полигонах. Во время учебы мы даже сдавали некоторые кандидатские экзамены. Наша учеба совпала с "царствованием" Н.Хрущева. Великий "реформатор" добрался и до военной реформы. У нас так повелось, что большой политик всегда знает больше всех в любой области, в том числе и в военном деле. Такое самомнение о себе было и у части политработников армии и флота. На самом деле они не вникали в суть методов использования оружия и технических средств. Подготовка у них была односторонняя, поэтому в процессе воспитательной работы среди личного состава возникают серьезные проблемы. Но руководящая роль партии их выручала, и они старались влиять на людей, предъявляя порой неразумные требования.



Как Хрущёв разваливал флот. Военное обозрение.

Вот надвигался страшный период для военных, включающий 1958-1960 годы. Сокращение армии исчислялось сотнями тысяч рядовых и офицеров. В утиль сдавались исправные самолеты, резались на металлолом боевые или недостроенные корабли. Не хватало топлива для проведения учений. Стало больше аварий или происшествий. В 1957 году на Балтийском флоте погибли две подводные лодки вместе с экипажем на глубине до 50 метров. К этому времени по приказам министра обороны Г.К.Жукова были уволены лучшие сверхсрочники из частей, с кораблей и спасательных служб. Причина одна - резко сократили им денежное содержание. Только колхозники могли работать за палочки и жили за счет своего хозяйства, за которым ухаживали в ночное время. Вообще рубили сплеча по живому человеку, а потом при авариях ПЛ искали лучших водолазов в Риге, Таллинне и других городах СССР. Экипажи эти, погибая, не добрым словом давали оценку и командованию, и спасателям. А люди погибали в течение нескольких дней.
Всплыть из ПЛ личный состав не мог по причине перекосов спасательных выходов и устройств от удара об грунт или при столкновении с надводным кораблем.
Уволенные офицеры в 1958-1960 годах со своими семьями не знали, куда ехать из гарнизонов, где оставаться запрещалось. Мой родственник боевой летчик в 33 года ушел с пенсией 30%. Это копейки для жизни одного человека, а у него было трое детей. Вот и вспоминай эти "хорошие добрые времена". Это было ранение души на долгие годы.
Я встречал людей, которые попали в то тяжелое время под сокращение. Вот пример этому. Закончил гражданский ВУЗ, его начали агитировать в кадры. Он бился как мог, но его сломали именем закона, пришлось уезжать из Ленинграда, бросить любимую работу и квартиру. И... сокращение вооруженных сил. В таких случаях командование и народ должны относиться бережно с кадровым составом. Ведь они должны служить опорой при любых кризисных ситуациях в мире и на наших границах. Молодые люди мечтали о военной карьере, заведомо зная, что в вооруженных силах хлеб и блага не даются легко. Такова служба на кораблях и подводных лодках, в реактивной авиации и в частях на удаленных точках страны. Квартирные условия и быт семьи не всегда сносен. Жены работы не имеют, а дети часто болеют и меняют школы.



Широкорад Александр. Флот, который уничтожил Хрущев Скачать бесплатно.

Еще раз хочу сказать свое мнение - гуманное отношение должно приоритетным, а голые приказы, не подкрепленные материальными благами, потом непременно ударят по интересам страны.
Во-первых, эти люди на всю жизнь окажутся обиженными, так как их обманули и поставили в затруднительное положение, долгие годы ожидания жилья, проблемы переучивания и работы.
Во-вторых, набор в училища будет затрудняться, и комплектоваться далеко не лучшими кандидатами. Можно назвать еще много негативных причин.
Надо отметить и хорошее, о начале строительства жилья упрощенного типа. Потом эти квартиры называли и сейчас тоже величают "хрущевками". Мы были рады и этому. В то же время строилось элитное жилье для обкомов и горкомов партии и другого большого начальства. По коммунистической идеологии было одно, а на деле все было иначе. Нужды рядового труженика не учитывались в должной мере. Плохо было с продуктами и с элементарными промтоварами. Кто жил поближе к Москве, тем удавалось "достать" мяса и колбасы с "барского стола". К 1990-м годам и в Москве стало пусто, магазины закрывались на ремонт. Вот только плохо помнит об этом Н.И.Рыжков.
В это сложное время в 1960 году мы заканчивали академию. Иногда мелькала мысль возможного ухода на "гражданку". После получения второго высшего образования эта перспектива меня не особенно пугала. Трудности были с жильем.
Все выпускники наши получили неплохие назначения. Практически вся наша группа была направлена в НИИ МО. После защиты дипломной работы представитель главного управления кадров ВМФ предложил мне должность преподавателя в ВВМУ в г. Баку. В академии просматривался вариант оставить меня начальником лаборатории на кафедре, но сложности с жильем отложили этот вариант на второй план. Я связался с другом Женей Андрияшиным в городе Баку, и он мне настоятельно советовал дать согласие на преподавательскую работу, а вопрос жилья на первых порах обещал взять на себя. Вроде все складывалось благополучно. Но пока готовился приказ о назначении, сократили несколько училищ ВМФ. Оказался перебор преподавателей, с которыми возникла проблема трудоустройства. Ведь эта категория уже утеряла ценность для кораблей, частей и штабов. Поэтому начали ими укомплектовывать вакансии остальных училищ. Иногда говорят так, что ни делается, все к лучшему. Я считаю, для меня сложилось именно так.
В приказе министра ВМФ я оказался в его распоряжении. Но еще до выпускного вечера прибыли к нам специальные офицеры от НИИ-2 ПВО (г. Калинин) по указанию главного управления кадров МО для набора сотрудников на научную работу. Дело было не совсем понятное для меня, но предложенная тематика заинтересовала. Я посоветовался с семьей, старшими товарищами, друзьями и принял решение дать согласие. Вот так я распрощался с родным до сих пор военно-морским флотом. Он дал мне практически элитное образование и хороший опыт работы на кораблях и штабах высшего звена управления.



Колотилин Иван Васильевич. Тверь, 1977 г.

Далее в виде гиперссылок на замечательный сайт Моремход:

Научно-исследовательская и проектно-методологическая работа в войсках ПВО и МВД страны. 1960-1998 гг.
Политизация общевойсковой жизни и правопорядок.
Память друга.
КПСС в моей жизни и судьбе.
Ветераны! Не чехлите накопленный потенциал – больше оптимизма.
Ближайшие родственники и друзья-товарищи в моей судьбе. 1943-2000 гг.
Родная Сибирь и дорогая мне глубинка.
Пожелания друзей и товарищей по работе...(небольшая часть...)
Сибирские истоки. Краткая историческая справка.
Сибирские истоки.
Историко-хронологическая справка становления государства Российского.


Главное за неделю