Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Палубный кран с компенсацией качки

Новый палубный
кран не зависит
от качки

Поиск на сайте

Ю.А.Панов «Линия жизни. Страницы из биографии». Часть 3.

Ю.А.Панов «Линия жизни. Страницы из биографии». Часть 3.



Друзья моего детства: Панов Юра, Павлов Саша, Королев Женя, 1961 год.

Следующий дом был не жилой. Двери и окна дома были заколочены досками, приусадебный участок длительное время не использовался, зарос бурьяном и крапивой. Короче говоря, дом был заброшен. В 1954 году его разобрали и увезли в другую деревню. В семейном архиве сохранилась старая фотография моей деревни.
В следующем доме жила Козлова Екатерина (ее звали тётка Екатерина). Ее муж, Козлов Яков Егорович, 1896 г.р. брат моего дедушки. Яков Егорович погиб на фронте в 1943 году (числится без вести пропавший). У тетки Екатерины было десять детей: Клавдия, Нюра, Нина, Анатолий, Николай, Виктор и др. Тетя Катя была награждена орденом - «Мать – Героиня». Орден я видел, и даже держал его в руках. (Орден «Мать – Героиня» был учрежден в нашей стране 8 июля 1944 года. Этим орденом награждались матери, воспитавшие десятерых и более детей).
Впервые на государственном уровне было признано, что воспитание детей – это тяжелый труд, требующий больших физических и душевных сил. Сколько нужно проявить любви, ласки, добра, заботы и терпения, сколько нужно провести бессонных ночей, чтобы вырастить и воспитать из маленького существа гражданина страны!
Я помню, что тетя Катя жила очень трудно. Конечно, государство оказывало ей финансовую помощь, она получала пособие на детей. Но все равно у тетки-Кати ничего не было: ни еды, ни одежды, даже дров для печки. Помню нужно топить печь, они идут в лес собирать валежник, готовить обед – они идут в лес собирать грибы, потом их жарят и обедают. Я часто приносил им на обед яблоки из нашего сада, мед и даже хлеб. Вся ее жизнь прошла в труде и постоянных заботах. Но, несмотря ни на что, они были счастливы, росли добрыми и заботливыми. Летом 1962 года, тетя Катя уехала к своей дочери Клавдии в город Калинин. Когда она с нами прощалась, сильно плакала. Я так понимал, что она с нами, с «пацанами», прощается навсегда. Тётку Екатерину с тех пор я больше не видел.



Художник Ватолина Нина Николаевна.

В десятом доме, на окраине деревни, проживали Пчелкины: дед Иван с женой, ее звали тетя Шура. Семья у них была тоже большая, пять дочерей и сын: Клавдия, Мария, Тамара, Зинаида, Раиса и Николай. Старшая дочь Клавдия Ивановна проживает в Москве, Мария Ивановна в селе Киверичи, Тамара Ивановна в городе Твери, Зинаида и Николай в Свердловске, все они давно пенсионеры. Младшая дочь Раиса Ивановна проживает с семьей в городе Ленинграде. В настоящее время их родительский дом сохранился. Летом в нем проживает Тамара Ивановна.
Деревенские жители работали в колхозе от зари и до заката солнца. Весной начиналась посевная, летом – заготовка кормов, осенью – уборка урожая. Зимой – заготовка дров, сортировка семян, овощей, подготовка посадочного материала к будущей весне, откорм крупного рогатого скота и т. д. Заготовка кормов на зиму – сенокос в деревне – чудная пора. Хорошо помню, как рано утром собиралась вся бригада, обычно при восходе солнца. Над речкой поднимался туман. На покосе травы все колхозники работали дружно, я бы сказал весело, с песнями. Одним словом работы у колхозников было много. Я хорошо помню, что труд колхозников был очень тяжелый.
Мой дедушка – Козлов Иван Егорович, работал в Теблешском лесничестве - лесником (как я помню, он не был членом колхоза). В свободное от работы время дедушка занимался пчеловодством, помню, у нас в огороде была большая пасека. Моя бабушка, Козлова Анна Ивановна, работала в колхозе «Новая жизнь», в полеводческой бригаде. Мама работала судебным исполнителем в Киверичском суде.



Деревня Дудинец. 1954 год. Козлова Анна Ивановна - моя бабушка, Козлов Михаил Иванович - мой дядя.

После реорганизации Теблешского района, вся местная администрация переехала в поселок Горицы, и моя мама потеряла работу. Позже она переехала в город Калинин. Я остался жить в деревне с дедушкой и бабушкой. Моим воспитанием занималась бабушка, за что ей огромное спасибо. Бабушка была большая рукодельница, она все умела делать: была мастерица по выращиванию овощей и заготовкам солений и варений. У нее всегда был хороший урожай огурцов, помидоров и других овощей. Помидоры бабушка хранила в огромной корзине - плетюхе, переложенные соломой. А какие у нее были соленья: что огурцы с помидорами, моченые яблоки, что грибы. По праздникам бабушка всегда варила деревенское ячменное пиво. Я и сейчас не могу забыть вкус горячего ячменного сусла, а какие она пекла пироги и ватрушки с творогом, сдобные колобки - пальчики оближешь, она выпекала в русской печке очень вкусный ржаной хлеб. Вспоминается, какая вкуснятина получается из мяса, тушеного с картошкой в русской печи, топленое молоко с толстой коричневой пенкой и др. Приходится сожалеть, что такое изобретение, как русская печь, исчезло из потребления не только в городах, но и в селах, их заменили электрическими и газовыми плитами.



Бабушка А.И.Козлова и внук Юра Панов. 1950 г.

У нас в доме стояли: ткацкий стан (ткацкий станок - это настоящее произведение искусства). Почему он так назывался, я не знаю. Стан был выполнен из дерева с фрагментами резьбы по дереву - ручная работа. Прялка с ножным приводом вращения, различные устройства и приспособления для раскрутки, перемотки и покраски льняной пряжи. Бабушка на стане ткала различные льняные изделия: покрывала, ковры и ковровые дорожки. Прошло уже много лет, но некоторые тканые изделия моей бабушки сохранились до сих пор. Кроме этого, в коридоре стоял огромный токарный станок по дереву и верстак. Токарный станок был с ножным приводом. На станке дедушка изготовлял заготовки для колес (колесные ступицы). Конечно, станок был примитивный, с ножным приводом – но он хорошо работал. Помню, что дедушка в свободное от основной работы время, занимался токарным и столярным делом. Он был прекрасный столяр и плотник, мастер на всю округу по изготовлению телег, зимних саней и возков, мебели. Дедушка получал заказы даже из других близлежащих деревень.



В Междуреченском районном музее можно проследить весь процесс превращения льна в одежду | ГТРК "Вологда" (областное ТВ и Радио)

В 1952 году, когда мне было 6 лет, со мной произошло несчастье: я чуть не остался без ног. Я упоминал выше, что в деревне на берегу ручья была кузница. Для работы горна применялся березовый уголь, если сказать точнее, для нагрева металлических болванок и заготовок ( каменного угля в деревню не завозили, да его и не было). Березовый уголь готовили следующим образом: в лесу пилили, кололи березовые чурбаки, затем эти чурбаки привозили и укладывали штабелями в заранее приготовленную яму, на окраине деревни. Сверху штабель заваливали землей, ставили вытяжную дымовую трубу. Дрова поджигали, и они под землей горели, если сказать точнее – они медленно тлели. Спустя определенное время землю разрывали и выгребали древесный уголь. Таким образом, получался березовый уголь и в достаточно большом количестве. Если посмотреть со стороны на это примитивное «сооружение» – то мне оно напоминало мартеновскую домну, «как действующий вулкан». Естественно, никакого ограждения, ни надписи о том, что это «сооружение» опасно для жизни, не имелось. Как я сейчас понимаю, грубейшее нарушение техники безопасности. Взрослые люди, конечно, об этом знали, но мы были глупые малые дети (и тем более были без наблюдения со стороны взрослых). В это время я без обуви с босыми ногами бегал с ребятами по улице и увидел, что из-под земли идет черный дым. Мне, как самому старшему из ребят, стало очень интересно, решил посмотреть, что это такое и почему из под земли идёт дым? Я влез на земляной холм и неожиданно провалился под землю, прямо на тлеющие древесные угли.



Производство древесного угля.

Температура под землёй, в угольной яме была очень большая. Пока я карабкался и вылезал из угольной ямы, сильно обгорели мои ноги. Боль была такая невыносимая, что я просто «ошалел», не знал что делать? От болевого шока метался по деревне, бегал туда-сюда. Прибежал домой, дома никого не было, бабушка ушла в лес за ягодами, дедушка был в лесу а мама на работе (она в то время работала в Киверичском районном суде). Я бегал вдоль деревни, потом побежал к речке, опустил ноги в воду, стало немного легче, потом побежал к тете Вере Королевой. Потом из леса пришла бабушка и отнесла меня, на своих плечах, в село Киверичи. В этот же день меня с мамой, положили в Киверичскую районную больницу и очень долго лечили. В 1950-х годах в районной больнице было очень трудно с лекарствами, не было ни перевязочных материалов, ни бинтов, ни ваты. Помню, как мне делали перевязку обгорелых ног, пересадку кожи, как меня уговаривали медсестры делать перевязки, уколы, меняли бинты. Бинты сначала отмачивали в растворе марганцовки, потом их сдирали вместе с кожей. Когда мне меняли бинты на ногах, боль была невыносимая.., но я терпел.
Надо сказать огромное спасибо моему родному дяде, Козлову Николаю Ивановичу, за то, что он обеспечил меня лекарствами, перевязочными материалами ( в 1952 году дядя Коля служил в Московском Военном округе, в Кремлевском полку, в городе Москве ). Благодаря лекарствам, привезённым из Москвы, мои ноги остались целыми и невредимыми. Хочу выразить огромную благодарность медицинскому персоналу Киверичской районной больницы: врачам, медсестрам, нянечкам, за то, что они меня вылечили и поставили на ноги. Меня вылечили, но старые раны на ногах и сейчас иногда напоминают о себе, особенно в сырую дождливую осеннюю и весеннюю погоду. В настоящее время Киверичской больницы, к великому сожалению, уже давно нет. Больница просто не существует.



С мамой.

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Из моего детства мне хорошо помнятся школьные годы. С 1 по 4 класс я учился в Киверичской начальной школе. Школа находилась в трех километрах от родной деревни, и мне приходилось ежедневно, вместе с другими школьниками, преодолевать это расстояние пешком (в любую погоду – дождь, снег, ветер, гололед… Иногда, особенно в плохую погоду, учеников младших классов подвозили до школы и обратно на лошади – но это было очень редко. Моей первой учительницей была Колтыпина Серафима Григорьевна. Она внимательно и строго следила за порядком, и никто при ней не позволял себе никаких шалостей. Занятия в школе начинались в 9 часов утра, и чтобы не опаздывать на уроки, бабушка будила меня ежедневно в шесть часов утра. Из деревни мы выходили в 7 часов, шли все вместе, впереди шли ученики старших классов, а за ними «гуськом» все остальные. Возвращались из школы, обычно, во второй половине дня. После окончания 4-го класса, после сдачи экзаменов, меня перевели в Киверичскую среднюю школу.



Киверичская средняя школа.

Киверичская средняя общеобразовательная школа расположена в одном из самых живописных мест Рамешковского района, в старинном селе Киверичи. Школа основана в 1880 году земством, тогда обучалось в ней 54 ученика.
Первые учителя церковно-приходской школы: священник – Н.Соколов, дьякон – П.Панов, помощник учителя – Н.Коброва. Плата за обучение составляла – 1 рубль 50 копеек. Основная масса детей школу не посещала, особенно мало училось девочек. Школа крайне плохо снабжалась учебниками, наглядными пособиями. В 1899 году при земской школе была открыта школьная библиотека.
К 1907 году, при поддержке Бежецкого уездного земства, в селе построено двухэтажное кирпичное здание школы – двуклассное начальное училище.



Старое здание Киверичской школы.

3 мая 1908 года в России вводится всеобщее начальное образование. По решению сессии Бежецкого уездного земства при училище с 1 сентября 1913 года открыто ремесленное отделение (слесарное и столярное дело в применении к сельскохозяйственному машиностроению). Планировали также открыть низшую ремесленную школу. Это был первый опыт специального образования в сельской школе. Первыми преподавателями были: C.М.Митропольский, В.И.Коняев. Оборудование для школы доставлялось из Москвы через Бежецк на лошадях. Количество учащихся за период 1913-1916 гг. составляло в среднем 20 человек в год. С 1921 года школе был выделен земельный участок, а с 1октября 1922 года школа была переведена на местный бюджет. С 1922 года Киверичское начальное училище преобразовано в двухклассную министерскую школу (обучение шестилетнее). С 1921 по 1934 гг. вводится семилетнее образование (семилетка), с1923 по 1929 гг. – школа второй ступени (5 – 9 Кл.), с 1929 года – школа с десятилетним обучением, в 1943 году – школа рабочей молодежи, а с 1944 года – школа сельской молодежи. В 1954 году в средней школе обучалось 580 учащихся, работал школьный интернат. Много сделали для развития образования на селе директора A.А.Войнов, Константинов, А.М.Ласкин, С.С.Пугин, В.А.Солдаткин, Корсаков, Н.Н.Куликова. Хорошо работали преподаватели школы: В.А.Панова, Введенский, А.И.Кучин – краевед и основатель школьного музея. В.С.Кузнецова, М.И.Марсова, Н.Д.Бойков, В.И.Иванова, А.В.Тугаринова, В.М.Герасимова, О.А.Солдаткина и многие другие.



Педагогический коллектив Киверичской средней школы 1964 года. 1 ряд: Бойков Н.Д., Солдаткина О.А., Зверева З.П., Тугаринова А.В., Кузьмина Г.И., Петрова З.С., Акулова К.П., Благочинова Н.М. 2 ряд: Марсова М.И., Куликова А.И., Ласкин Н.М., Иванова В.И., Никитина А.В., Орлова А.В. 3 ряд: Костерева А.Н., Белякова Э.Н., Клочков В., Лебедева Л.А., Баскакова Л.А, Кузьмин С.В.

Продолжение следует


Главное за неделю