Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Электродвигатели на колесах вместо дизеля

Как повысить
мобильность БТР-80

Поиск на сайте

Дневник курсанта. Ю.Я.Слесарев. Часть 2.

Дневник курсанта. Ю.Я.Слесарев. Часть 2.

9 апреля.
Ничего особенного. День как день. Для меня он прошёл в дневальстве. На данный момент осталось достоять полтора часа. В 19.00 нас сменит другая служба. Если будет фильм, то посмотрю. Хорошо бы помыться в бане. Вчера класс неожиданно бросили на загрузку продуктов. Проработали допоздна, поэтому так и не смогли помыться в бане. Командование обещало устроить нам банный день сегодня.
Дневалить здесь хорошо. Практически никаких забот. Единственное, что плохо, это приходится ночью стоять. Таким образом, лучшее время для сна, ночь, проходит слишком утомительно, приходится не спать. И даже в этом случае мы находим выход из положения, не упускаем возможности «покимарить». Правда, это только до поры до времени, пока не поймают. А сделать это трудно. Нужно очень крепко спать, чтобы не слышать звуки шагов спускающегося по металлическому трапу проверяющего. Сегодня и я чуть было не «влип», но всё-таки вовремя проснулся. Всё обошлось.



До обеда в основном спал. Но не дали досмотреть великолепный сон. Наш уважаемый начальник К. поимел наглость разбудить меня, чтобы написать социалистические обязательства на период практики.
После обеда написал второе прощальное письмо Т. Теперь в…(Здесь кто-то вырвал одну страницу из тетради. Прим. Автора)…в какой-то степени тоже обладает такими чертами. А говорят, дурной пример заразителен. Но ничего, я постараюсь сделать всё возможное, чтобы и её заодно освободить от этой черты.
Интересно, поженимся мы с ней или нет в этом году? Тут есть много «за» и «против». Я очень много об этом думал и пришёл к выводу, что к моему великому огорчению, все «против» перевешивают все «за». Очень жаль, По всей вероятности придётся подождать. Только вот сколько ждать? Я не знаю. Я хочу, чтобы это случилось после выпуска. К тому времени я хоть человеком стану, буду сам зарабатывать деньги, и мне будет не стыдно перед Т. и её родителями. А вот Т. хочет, чтобы это произошло раньше. Я её понимаю, и на её месте поступил бы точно также. Но мы ещё об этом поговорим после практики. Только вот я ещё чувствую себя ребёнком в таких делах. Не могу серьёзно разговаривать на эти темы. Необходимо ещё раз абсолютно всё, до мельчайшей подробности, продумать и обсудить.
Меня ещё до сих пор мучает один вопрос: любит ли она меня? Точнее говоря, что во мне есть такое, за что меня можно любить? До настоящего момента я так и не смог обнаружить в себе ничего такого, за что можно любить человека и более того, прожить с ним большую часть жизни.
Никто ко мне так не относился, как Т. Я всё больше и больше убеждаюсь в том, что она не пренебрегает мной, что я её не отпугиваю. Она даже говорит мне, что любит меня. Мне, как и ей, кажется, что всё это может неожиданно рухнуть. Это будет для меня самой настоящей катастрофой. Сейчас я просто не представляю себя без неё. Она мне очень дорога, и я сделаю всё возможное, чтобы не потерять её. Нет, этого не должно случиться! Всё зависит только от неё. Это моё мнение. Она, наверное, точно также думает обо мне. Хорошо бы это было точно.



Белые ночи

Что-то я сегодня очень размечтался. Думал, о сегодняшнем дне вообще нечего будет писать, а вышло наоборот. Сегодня я написал больше, чем раньше. Надо закругляться. Сейчас перекурю и спать. А завтра выход на мерную милю. Завтра будет что написать, тем более, что это предпоследний день в Севастополе.

11 апреля.
Сегодня придётся потрудиться. Необходимо написать сразу за два дня. Причём, это такие дни, о которых нельзя не написать. Вчера по своей глупости я так и не смог дотронуться до дневника. Хотел писать вечером, но вечером меня приобщили к дежурному подразделению. Но об этом позже.
Утром корабль снялся со швартовов и якоря и стал крутиться по бухте. Перед походом необходимо в интересах противоминной защиты определить магнитное поле корабля. Это делалось с помощью кабеля КИМС. Он лежит на дне бухты, и в течение всего дня мы тем и занимались, что ходили вдоль него.
Вчера в 12.00 с некоторым опозданием заступили на штурманскую вахту. Фактически никакой вахты не несли: не сделали ни одной записи в вахтенном журнале, наши карандаши так и не дотронулись до карт. Попал на очень хорошее место. Нас пять человек (можно назвать счастливцами) оказались на ЗШП (запасной штурманский пост). Хорошо то, что будем работать самостоятельно. Преподаватель находится в клубе вместе с основной массой – там 45 мест. У нас же полнейшая свобода действий. Жаль только, что из нашей компании никого, кроме Васьки, нет. Плохо то, что в этот же расчёт попал Д. Хотя сейчас у меня с ним более менее сносные отношения, всё же я его недолюбливаю. Самый настоящий эгоист. Обладает таким качеством, как способность приспособиться к любой обстановке. По его физиономии никогда не увидишь, о чём он думает и что он собирается делать? Удивительно, как его может терпеть С.? Вообще-то мне поведение С. не ясно. Сам питон, а водится со злейшим врагом питонов.



3-й взвод. Как молоды мы были...

Пожалуй, питоны только нашего класса по настоящему держатся вместе, за что нас и недолюбливают. Но нас нужно понять, ведь мы 7 лет прожили вместе, да ещё в одном классе. И сейчас по счастливой случайности оказались вместе в одном классе, да ещё в одном отделении. В следующем году наше отделение, возможно, разгонят. Я удивляюсь, как командование терпит это до настоящего времени.
Между нами, конечно, тоже не всё в порядке. Бывают распри из-за мелочей. Но они на самом деле настолько мелочны, что быстро забываем о них. В основном это происходит из-за разных характеров. Я не хочу сказать, что у нас у всех ненормальные характеры. Нет. Я говорю только о дурных проявлениях наших характеров. Например, довольно часто проявляется эгоизм. В основном из-за него все неприятности происходят. Главное то, что никто не таит обиды, потому что в коллективе такая вещь недопустима. Уверен, что наша дружная компания никогда не распадётся, а наоборот, ещё больше укрепится и выдержит проверку временем на многие-многие годы вперёд.
После вахты и до ужина – свободное время. Вот тут бы мне и заняться дневником. Но я решил отложить до вечера, а сам стал играть в домино и занялся раскраской флагов расцвечивания. После ужина опять сел за домино и играл до вечернего чая. Просто было не оторваться, потому что мы с Лёшей Сидоровым успешно разыгрались. Ну а после чая все дежурные подразделения бросили на чистку картофеля. Распределились, примерно, по 2 человека на мешок. Это очень много. В результате просидели до 01.00 ночи. Ужасно холодные ночи. Вот тебе и Юг! Ещё вчера день был холодный и пасмурный, дул северо-западный ветер. Картошку чистили на шкафуте. Продрог так, что ещё долго в койке не мог отогреться. Подняли очень рано – в 06.00. На ночь корабль встал на якорь прямо в бухте после нескольких попыток пришвартоваться к стенке, так и не выйдя на мерную милю. Вот такими событиями был насыщен вчерашний день.



В свободное от вахты время.

Сегодня я попытаюсь не повторить вчерашней ошибки. Буду писать, используя любую свободную минутку. В свободное время заниматься почти нечем: читать нечего, в домино играть надоедает, заниматься нет желания, а вот писать дневник мне доставляет большое удовольствие.
С утра ничего интересного не произошло. С 08.00 до 10.00 для нашего класса были назначены корабельные работы. Лёшу Перловского, Алика, Сашу и меня послали мыть скипидаром борта катера, а потом заодно и палубу.
Затем дежурное подразделение вызвали на загрузку продуктов. Судя по этикеткам, пища довольно вкусная, но она, очевидно, не нам предназначена, это для офицерской кают-компании. Но ничего, придёт и наше время, когда мы окажемся в таком же положении, даже в ещё более лучшем.
Сейчас в основном все находятся в кубрике. Шесть пар «забивают в козла». Ванечка с Шурой бренчат на гитаре, а Антоша (Юра Чечуров) поддерживает их песнями. Жаль, что нет Т. Только что ребята исполнили её любимую песню «Girl».
Заработали главные машины. Снимаемся с якоря. По всей видимости, последние минуты находимся в Севастополе. Вообще-то ходят самые разные слухи, но все они о том, что поход откладывается на какое-то время. Сейчас мы, наверное, пойдём на мерную милю доделывать то, что не сделали вчера, а после этого, очевидно, сразу же, не заходя в Севастополь, уйдём в сторону пролива Босфор. Но это догадки. Что будет на самом деле, я напишу позже.
В данный момент все ожидают обед. Откровенно говоря, мы только и живём тем, что кое-как перебиваемся от завтрака до обеда, от обеда до ужина, от ужина до чая и т.д. каждый день. У меня физиономия уже округлилась, и вес перешёл за 70 кг.



Рацион офицеров и нижних чинов в Российском Императорском флоте.

Вот-вот должны вызвать на шкафут бачковых для получения обеда. Вообще-то бачковая система – самый лучший способ распределения и организации приёма пищи среди личного состава. Она существует уже столетия, является традиционной на флоте и, главное, до настоящего времени себя оправдывает. Другого лучшего способа не придумаешь. А заключается она в следующем. Весь личный состав делится на группы, примерно, по 10 человек. За каждой группой закрепляется посуда в составе: по одной ложке, миске, кружке на одного человека; по три бачка (для первого, второго, третьего), одному ножу и одной чумичке (т.е. поварёшке) на всю группу.
Каждый день из состава группы выделяется один человек – бачковой, который обязан получать пищу, мыть посуду и следить за сохранностью этой посуды. Очерёдность бачкования устанавливается общим голосованием. Единственно, где возможна демократия на флоте, так это за столом. Бачковому, как правило, для оказания помощи выделяется подбачковый из тех, кто будет бачковать на следующий день. Он должен помогать только при получении пищи, но в случае необходимости обязан полностью заменить бачкового.
Все эти правила никто не устанавливал. Они выработались в течение продолжительного времени самостоятельно. Нет ничего хуже, чем нарушение именно этих правил, потому что в этом случае будет наказан не один начальник, а сразу целый коллектив. В бачке есть свой начальник – старший бачка – но его обязанности ограничиваются всего лишь тем, что он отвечает за сохранность посуды и следит, чтобы кто-нибудь не остался без еды. Главное преимущество бачковой системы в том, что благодаря ей коллектив ещё больше сплачивается. Все находятся на виду, и тому, кто проявит военно-морское бескультурье, грозит суровая кара. Мне кажется среди нас, курсантов, несоблюдение этих правил встречается чаще, чем у корабельных матросов. Как говорится в семье не без урода. Мы всё-таки народ избалованный. После Ленинграда к такой системе привыкнуть трудно, хотя она и знакома, тем более нам, питонам. Но ничего. Постепенно народ перевоспитывается. Кушать всё-таки хочется каждому. Почерпнуть съестное больше негде. Поэтому мы все за то, чтобы бачковая система жила и процветала.



В 14.00 отшвартовались и вышли из бухты. В 16.00 заступили на вахту. Идём переменными курсами и скоростью. Производим замер радиодевиации, затем замер скоростей. Примерно, через полчаса повернём в сторону Босфора.
Итак, в 17.42 закончили все определения и взяли курс на Босфор. В 18.00 закончили вахту, т.к. класс заступает в наряд. А должны были нести вахту до 20.00. Прокладка прервалась. Следующей смене придётся определяться. По всей видимости, будут определять своё место либо по Луне, либо по звёздам. И то, и другое кропотливое занятие: очень много вычислений и работы по таблицам. За одну смену с нашими способностями и знаниями можно определиться такими способами максимум три раза. Но ничего, это всё-таки учёба.
После ужина с ребятами сходили на ют, где сфотографировались на память на фоне удаляющихся родных берегов. Теперь на протяжении трёх недель мы их не увидим. Родина провожает нас хорошей погодой. Пейзаж великолепен. Вдалеке высокие горы южной оконечности крымского побережья; над головой ясное голубое небо со спускающимся за горизонт солнцем и поднимающейся луной; вокруг тёмно-синие просторы Чёрного моря. Вслед за кораблём летит огромная стая чаек, провожая нас в далёкий путь; отличная видимость, и только вдалеке по всему горизонту дымка. Слышится монотонный непрерывный рокот дизелей; в душе затаилась грусть в ожидании чего-то такого, что может её рассеять. Скоро, очень скоро подойдём к заморским берегам. Никто не спит, каждый занимается кто чем может. Скоро спать, спать до утра. А с утра начнётся новый со своими, пока что загадками, рабочий день.

12 апреля.
«Братцы, ведь сегодня праздник!» - воскликнул Лёша Перловский.
Да, сегодня на самом деле праздник. Именно в этот день человек, наконец-то, смог покинуть свою колыбель, вырвался за пределы земной атмосферы в космическое пространство. И сделал это наш, советский человек, Юрий Алексеевич Гагарин, судьба которого оказалась трагичной. Он совершил подвиг, не имеющий себе равных. Как хорошо это сознавать вдалеке от родных берегов. Сегодня по радио ему была посвящена утренняя передача. И правильно кто-то сказал на его похоронах, что, хотя его не стало среди нас, он живёт в наших сердцах, он пройдёт с нами через века. Таких людей забывать нельзя. Помнится, семь лет назад в 1961 году именно в этот день мне сделали операцию по удалению аппендицита в 1-м Военно-Морском госпитале. А вечером соседи по палате развернули мою кровать так, чтобы я мог наблюдать через окно салют с Петропавловской крепости в честь этого праздника.
Скоро должны подойти к берегам Турции. Но пока что горизонт чист, а вот небо заволокло облаками. Видимость отличная, немного покачивает, волнение 1 балл, ветер 1 балл. Такова утренняя обстановка на море.



Днём, наконец, показались берега Турции. Таким образом, меньше чем за сутки пересекли Чёрное море. Покрыли около 300 миль.
В 15.50 вошли в пролив Босфор. И почти сразу же встретили советское гражданское судно «Каргополь» из Архангельска. Как это и полагается, приветствовали друг друга приспуском флагов.



По Босфору шли полтора часа. Вдоль всего пролива  расположились населённые пункты. Пролив очень узкий, и поэтому оба берега видны отлично. Весь личный состав высыпал на верхнюю палубу. Заняли все места, удобные для обозрения. Отовсюду слышится щёлканье фотоаппаратов. Но вот с погодой нам почему-то не повезло. Небо сплошь затянуто облаками, как это очень часто бывает у нас в Ленинграде. Немного холодновато, поэтому одели бушлаты.
Может быть, по причине плохой погоды и людей на берегу почти не видно. Жизнь несколько замерла. Только с левого берега какая-то группа помахала нам руками. Как видно, интеллигенция или же наши туристы.
Дома очень похожи друг на друга. Чем-то напоминают постройки в старом Таллинне. И иногда крикливо выделяются здания современного европейского стиля. Местность холмистая, чем-то похожа на крымское побережье в районе Севастополя и больше на берега Кольского полуострова, где сопки – характерная черта рельефа.
По проливу шныряют юркие катера и рыбацкие посудины, и все считают должным обратить внимание на нашу «коробку».



И вот в конце пролива открылся знаменитый город Стамбул. Кто его не видел, тот не может понять азиатской жизни. Тут всё отдаёт азиатчиной и в то же время чувствуется наступление европейщины. Огромное число мечетей. Город расположен на сопках на огромной территории и протянулся вдоль побережья.  На улицах большое автомобильное движение. У причалов стоят большое количество грузовых судов и красивейших пассажирских лайнеров. Особо выделяются здания европейского характера. Они собрались в одном месте на сопках в глубине материка. На окраинах дымятся трубы предприятий. Но вот чего здесь нет, так это зелени. В целом – Стамбул красивый город.
Проходя мимо Стамбула, встретили американское судно «Doctor Lines» и советский танкер «Варна». Да, теперь на самом деле видно, что советский флот бороздит все моря и океаны. Но в этом придётся убеждаться ещё много раз. Наше путешествие только началось.

Продолжение следует



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю