Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Виртуальное прототипирование в Зеленодольском ПКБ

Как виртуальное
прототипирование
помогает
создавать корабли"

Поиск на сайте

ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА ЗВЕРЕВА - ПИТОНА, ШТУРМАНА, ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, КАПИТАНА 1 РАНГА

ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА ЗВЕРЕВА - ПИТОНА, ШТУРМАНА, ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, КАПИТАНА 1 РАНГА

25 февраля в 18:40, в Питере ушёл в своё последнее плавание Александр Павлович Зверев, питон, штурман, капитан 1 ранга ВМФ СССР.
Александр – потомственный военный, штурман атомного подводного ракетоносца К-32, почётный работник высшего профессионального образования, преподаватель кафедры «Кораблевождение подводных лодок» капитан 1 ранга, доцент. Его дед – полковник, воевал в Гражданскую войну в 1-й конной Армии С.М.Будённого, отец – контр-адмирал.


Александр Павлович Зверев
(09 июня 1948-25 февраля 2019)

А.П.Зверев - Питон 18 выпуска (1959-1966 гг.)


Короткие заметки о том, что ещё помним и никогда не забудем, потому, что память наша так устроена – помнить лучшие, прекрасные и беззаботные годы нашей жизни в Питонии, годы обучения и воспитания, верной дружбы, взросления и выхода в большое, сложное плавание – во взрослую жизнь.



Практику проходил:
После 5, 6 и 7 классов в лагере на Нахимовском озере. После окончания учебного года и до 15 июля. Но после окончания Питонии, летом1966 г., мы также там отдыхали – расслаблялись перед присягой. Летний отпуск – 45 суток, все 7 лет. 15 июля - 31 (м.б. 30) августа. Но точно помню, что явиться надо было к 12.00, доклад, обед и потом по распорядку дня.



Однокашники: Женя Бекренёв, Саша Соловов, Федя Гладков (геройски погиб в Афганистане, 1981 год, кап. 3 ранга), Сергей Карасёв, Калиничев Александр и многие другие. 8 класс на крейсере «Киров» довоенной постройки.
9 класс – Кронштадт. Жили в учебном отряде им. Сладкова, баркасы. Экскурсии по кораблям, на парусник «Крузенштерн».



10 класс – Таллин. Краснознамённая бригада траления. Минная гавань. Жили на плавучей казарме «Урал» (бывший минный заградитель). Потом на крейсере «Комсомолец», который вернулся из Швеции (нас туда не взяли, молодые, непроверенные?). Ходили на бак за нулевой шпангоут покурить (куда по не писанной морской традиции имеют право заходить только «годки» - матросы последнего года службы, независимо от звания). Матросы тогда служили по 5 лет. Нам «годки» разрешили, признали нас – ведь мы шестой год форму матросскую носили, хотя первоначально чуть до драки не дошло.



11 класс, перед принятием присяги – в лагере ЛНВМУ на Нахимовском озере.
А в скольких парадах в Москве мы участвовали?
7 раз участвовали в парадах на Красной площади. Первый - в 7 классе, на 7 ноября 1961 года. Но самый памятный парад – 9 мая 1965 года. В тот год впервые не было парада на 1 мая. Первый парад после Великой Отечественной Войны в День Победы, 20 лет Победы. Это сейчас этот день отмечают, как один из главных праздников России, а тогда это было как-то необычно. Медали 20-летия Победы перед прохождением на Красной площади выдали первой шеренге, нахимовцам по краям парадной коробки, а после прохождения…отобрали, мол, присягу не принимали. Не положено! А по Красной площади перед всем миром идти с медалями, очки втирать, значит положено.
Пора бы восстановить справедливость и вернуть нам эти медали. Мы их заслужили и без присяги.



В хоккей москвичи питерцам ни разу не проиграли! Правда, у москвичей был один Легионер из Питера: вратарь Зверев Саша, а как мы его укутывали одеялами, охраняли. Он свои надежды оправдал.
А если порыться в нашей необъятной памяти ещё очень много вспомним. Ведь память-то как устроена: она хорошее не забывает.



ВВМУ им Фрунзе (1966-1971 гг.)

1 курс – крейсер «Слава», крысы.
2 курс – крейсер «Комсомолец».
3 курс - ПБ 82, Северный флот, гибель ПЛА К-8. Ходили в Атлантику за спасённым экипажем. Тяжелые воспоминания, но всё же многие из нас впоследствии избрали службу на ПЛ.
4 курс – ПБ «Волга». На эсминце «Гремящий» ходили на Кубу (Сьенфуэгос, Гавана). Много фотографий, встреч, разных историй и приключений. Крейсер «Грозный», штурман на котором кап. 3 ранга Безматерный. Он полностью «оправдывал» свою фамилию.
5 курс – стажировка.


Военно-морская практика на крейсере Киров. На рундуке снизу Зверев, сверху Поцелуев

Со слов Зверева А.П. все практики (в том числе ВВМУ им. М.В.Фрунзе) записаны верно. Он всё это помнил.
Калиничев А.А.


Бригада художников штурманско-гидрографического факультета готовит оформление факультетского вечера. Декабрь 1968. Слева стоит Зверев 1966, справа сидит Грабарь 1965.

Саша Зверев прекрасно рисовал. Мог нарисовать любого зверя по заданию друзей, начиная с любой точки: лису с хвоста, зайца с правого уха или с левой задней лапы, медведя с правой лапы и т.д. И всё это без помарок и без ластика.

Храним традиции подплава. Морская газета. 06.04.2008.
Автор: Контр-адмирал Ю.П.Еремин.    Начальник Морского корпуса Петра Великого – Санкт-Петербургского Военно-морского  института контр-адмирал Ю.П.Ерёмин
Штурманский факультет подводных лодок.  



Сидят: Я.Е.Минин, профессор Е.И.Истомин, капитан 1 ранга А.В.Давыдов, профессор Н.М.Груздев, доцент А.П.Зверев; стоят: Ю.В.Субботин, капитан 2 ранга В.Б.Шариков, капитан 1 ранга А.А.Завгородний, Э.А.Немирова, капитан 2 ранга С.П.Самончук, капитан 1 ранга А.Б.Анисифоров, капитан 2 ранга М.О.Килнас...

Преподавание «морской навигации» было поручено опытному в прошлом штурману ракетного подводного крейсера стратегического назначения почетному работнику высшего профессионального образования доценту капитану 1 ранга А.П.Звереву...
В этот период кафедрой издается целый ряд учебников и учебных пособий. Их авторы – профессоры Н.М.Груздев, Е.И.Истомин, доценты А.П.Зверев, Ю.В.Осипов, капитаны 1 ранга В.П.Федоров, А.Н.Сопрунов, Ю.С.Кудин...
В настоящее время на кафедре «Кораблевождение подводных лодок» института (так она называется с 1 ноября 1998 г.) трудятся: заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук профессор капитан 1 ранга в отставке Н.М.Груздев; кандидат педагогических наук профессор капитан 1 ранга в запасе Е.И.Истомин; кандидаты наук доценты капитаны 1 ранга в запасе В.П.Федоров и С.В.Козик и капитан 1 ранга А.А.Завгородний; капитан 1 ранга кандидат технических наук А.Б.Анисифоров; доцент А.П.Зверев; капитаны 2 ранга В.Б.Шариков, М.О.Килнас и С.П.Самончук. Руководит кафедрой опытный штурман-подводник, выпускник ВВМУПП им. Ленинского комсомола и ВМА им. Н.Г.Кузнецова капитан 1 ранга А.В.Давыдов.

Моё Нахимовское - записки еврейского мальчика. Воспоминания Клионского Б.И.
Вечером 31 августа нас окончательно разбили по взводам (классам), отделениям и рассадили по партам. Делили по ранжиру (росту). Я попал в третье отделение первого взвода. Это значило, что в строю роты в колонне «по-три» ( на флоте потом почему-то «по-три» строи не ходили – только «по-четыре») наше отделение должно было идти в левой части колонны. В классной комнате тоже было 3 колонны парт и наше - третье отделение сидело в левой колонне. Командиром нашего отделения был назначен Андрей Силин. Моим соседом по парте был Саша  Зверев – мы с ним тогда были похожи, и нас иногда даже путали. Потом мы вместе служили в Гаджиево на подводных лодках: Андрей после окончания ВВМУПП им Ленинского Комсомола – ракетчиком и помощником командира рпкСН, Саша, как и я, после ВВМУ им Фрунзе – штурманом.

История штурманской службы Флота России: [История и развитие штурм. дела / Г.И. Безбородов, С.П. Алексеев, В.Н. Андреев и др.]; Гл. ред. Е.Г. Бабинов. - М.: Большая Рос. энцикл., 2003.

Начальником кафедры с 1985 г. был назначен капитан 1 ранга Ю. В. Осипов — кандидат военных наук, доцент, действительный член Русского Географического общества. По окончании училища подводного плавания он служил на торпедных и ракетных подводных лодках Тихоокеанского флота, в 1978 г. окончил заочную адъюнктуру в Военно-морской академии и успешно защитил кандидатскую диссертацию на актуальную для флота тему по гидрометеорологическому обеспечению скрытности подводных лодок.

В педагогическом коллективе кафедры этого периода следует выделить группу преподавателей, которые своим подлинно самоотверженным трудом, совместно с начальником кафедры, обеспечили ей заслуженный авторитет в училище. Это заместитель начальника кафедры, кандидат педагогических наук капитан 1 ранга Ю.С.Кудин, до прихода в училище имевший звание лучшего штурмана Северного флота. Он возглавил преподавание одной из важнейших дисциплин — «Кораблевождение при ведении боевых действий». Успехи в организации учебного процесса позволили ему подготовить и защитить диссертацию на педагогическую тему. Преподавание «Морской навигации» было поручено также опытному в прошлом штурману ракетного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота, доценту капитану 1 ранга А.П.Звереву. За свои знания, общительный характер, умелое проведение учебных занятий он пользуется заслуженным авторитетом среди курсантов и коллектива кафедры...

По количеству преподавателей, имеющих ученые звания и степени, кафедра Кораблевождения занимала одно из первых мест в училище. Этому способствовало создание в училище при активном участии Н. М. Груздева диссертационного совета под председательством доктора военно-морских наук, профессора Г. Р. Карменка.

После увольнения в запас капитана 1 ранга Ю. В. Осипова, в 1991-1999 гг. кафедрой руководил капитан 1 ранга А. Е. Васильев, в прошлом флагманский штурман 4-й эскадры подводных лодок в Полярном. Служба Александра Евгеньевича в должности начальника кафедры совпала с трудным периодом перестройки и реформирования Вооруженных сил, системы военного образования. Тем не менее, благодаря его деятельности кафедра сохранила лучшие традиции, не снизила качество обучения, вела активную научную и учебную работу. Этому способствовало оборудование на кафедре лаборатории персональных компьютеров и кабинета автоматизированной индивидуальной прокладки. С 1999 г. начальником кафедры стал кандидат военных наук, доцент капитан 1 ранга В. П. Федоров, его заместителем — капитан 1 ранга И.В. Хамидулин.

В 1980-1990-е гг. на кафедре создан ряд учебников и учебных пособий. Их авторы — профессоры Н.М.Груздев, Е.И.Истомин, доценты А.П.Зверев, Ю.В.Осипов, капитаны 1 ранга В.П.Федоров, А.Н.Сопрунов, Ю.С.Кудин. В 1980-1990-е гг. коллектив кафедры пополнился флагманскими штурманами соединений подводных лодок капитанами 2 ранга И.А.Бондаревым, А.В.Давыдовым, А.Б.Елуповым, В.П.Федоровым, Н.М.Шкуриным.

На кафедре сложился работоспособный коллектив преподавателей-единомышленников, объединяющий ученых и опытных практиков. Это обеспечило непрерывный рост знаний и развитие творческой инициативы самого педагогического коллектива, а также дальнейший прогресс в деле обучения штурманскому делу офицеров-подводников, как специалистов-штурманов, так и специалистов по ракетному и минно-торпедному оружию подводных лодок. По инициативе профессора Н.М.Груздева и при его научном руководстве с 1989 г. на кафедре регулярно проводятся межвузовские семинары по актуальным вопросам кораблевождения и подготовки штурманских офицерских кадров. В семинарах принимают участие преподаватели Военно-морских институтов, Военно-морской академии, ГуНиО МО РФ, Гидрометеорологической службы ВМФ, Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института, Государственной морской академии им. С.О.Макарова, Государственного университета водных коммуникаций, других учебных и научных организаций.

Для повышения качества учебного процесса на кафедре постоянно совершенствуется лабораторная база. Создан ряд действующих тренажеров, лабораторий и кабинетов навигационной прокладки, астронавигационных наблюдений. Оборудован компьютерный класс с персональными ЭВМ, создана солидная база компьютерных данных по учебным дисциплинам кафедры. Следует отметить большой вклад личного состава лаборатории кафедры в дело обеспечения учебных занятий. Определенная заслуга в этом принадлежит начальникам лабораторий офицерам - Е.И.Истомину, А.П.Медведеву, Н.С.Морозову, В.П.Егорову, и мичманам - А.В.Жданову, В.А.Гладышеву, И.А.Грошеву, Я.Е.Минину, С.А.Николаеву.
В настоящее время большое количество командиров и штурманов подводных лодок ВМФ, флагманских штурманов соединений подводных лодок являются воспитанниками штурманского факультета училища 1981—2000 гг. По отзывам командования, они имеют хорошую подготовку и успешно справляются со своими обязанностями.

В деле обучения и подготовки штурманов для подводного флота кафедрой постоянно поддерживается связь с главными штурманами ВМФ, в училище неоднократно бывали контр-адмиралы Р.А.Зубков, В.И.Алексин и Е.Г.Бабинов. Они знакомились с организацией учебного процесса, выступали перед офицерами и курсантами училища. На командирской подготовке профессорско-преподавательского состава училища выступали с докладами начальники ГуНиО МО РФ вице-адмиралы Ю.И.Жеглов, А.А.Комарицын, начальники Гидрометеорологической службы ВМФ капитаны 1 ранга А.П.Коломыйцев, В.Ю.Шаромов, главные штурманы Северного и Тихоокеанского флотов.

В настоящее время на кафедре Кораблевождения подводных лодок Санкт-Петербургского военно-морского института (так она называется с 1 ноября 1998 г.) трудятся: заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор Н.М.Груздев; кандидат педагогических наук, профессор Е.И.Истомин; кандидаты наук, доценты С.В.Козик, Ю.В.Осипов, В.П.Федоров, Н.М.Шкурин; кандидаты наук А.Б.Анисифоров, А.А.Завгородний; доцент А.П.Зверев.
Книга. От четырех до шестидесяти (Суван Надеждин)
     
Новый год
Вернулись из дальнего похода ранней осенью.
На пирсе меня встречает старпом стратегического подводного крейсера К-32, Кузнецов В. Н.
Сейчас адмирал. Тогда еще капитан-лейтенант. С приказом о назначении меня на должность командира гидроакустической группы и поздравляет старшим лейтенантом.
Перспективы службы определились.

Мой новый экипаж готовил подводную лодку к ремонту в Северодвинске. Тридцать вторая была одной из первых лодок этого проекта и изрядно поизносилась. До перехода в завод оставалось несколько месяцев. Время, отсчитываемое ежедневными подъемами Военно-Морского флага, поворачиваниями, частыми дежурствами и редкими выходными, катилось к новому году.
Как это принято во всем мире, в этот праздник, к детям приходит Дед Мороз и Снегурочка. Правда, этих сказочных персонажей в закрытый городок не пускают. Поэтому их назначают из числа офицеров и мичманов. Кандидат не должен быть склонен к употреблению алкоголя, либо обладать способность пьянеть не сильно. Морозом назначили меня, а Снегурку ни как не сообразить.
Экипажные жены, ни по каким видом, не соглашались таскать на себе сильно никакого Санта Клауса. Тогда вместо нее, мы придумали черта - это канадка наизнанку и маска с рогами. Им стал штурман, Александр Павлович Зверев.

Деду же, сделали из кумача халат. На меховую шапку красный чехол. На лицо нос с усами и очками (армянский нос). Перед походом мы провели инструктаж, на котором попросили не наливать Деду и черту ничего или, при невозможности сделать это - наливать в малых дозах не очень крепкие напитки.
Было намерение сломать традицию и дойти до финала.
31 декабря в 14 часов мы начали обход с поздравлениями и, понятно, коротким застольем, где все-таки приходилось принимать. Отказаться не было никакой возможности. Мы стойко держались, успевая даже, иногда, по просьбе жителей, заходить в чужие квартиры.

Дедов Морозов было много - некоторые бродили расстегнутые и весьма нетрезвые тоже. Один из них носился с посохом, пытаясь кого-нибудь им ударить, причем, предпочтительно, патруль. Как выяснилось позже, таковой нашелся, и дедушка с радостью прошелся по нему. Волшебный посох оказался водопроводной трубой, обтянутой материей.
Через некоторое время я стал замечать, что состояние моего спутника ухудшается и, решаем, что он будет пропускать некоторые квартиры, особенно на верхних этажах.
Таким вот образом, мы добрались до последних домов и, около одного из них Шура остался сидеть на ступеньках, а я поднялся в квартиру.
Когда я спустился, то обнаружил, что черта нет ...
Я успешно закончил обход в одиночестве.
После праздников выяснилось, что из другой квартиры этого же дома вышел другой, весьма не трезвый, Дед и мой черт автоматически пошел за ним, причем, как рассказывали очевидцы, никто из них не заметил подмены.
Говорят, в истории флотилии того времени - это был единственный Дед Мороз, который поздравил всех детей экипажа, умудрившись перевыполнить план. ...

Сразу в три моря или грезы подводника.
В автономном плавании подводникам приходят в голову разные мысли.
Чаще всего они направлены в сторону берега.
К женам и детям, любимым и родным.
Причем замечено, чем дальше от родины, тем чаще они посещают головы моряков.
Такая вот закономерность.
Еще подводники сильно предрасположены к грезам на разные темы.
Мечтают они об отпуске. Некоторые - о переводе на большую землю. Почти все - о карьере. Кое-кто о домике в деревне для осуществления сельского хозяйства.
Бывают и мечты на свободные темы.
Например, такие, какие пришли в голову мне и нашему штурману.
Дело было во время преодоления противолодочного рубежа в районе Шпицбергена.
Архипелаг справа, Норвегия слева, а мы - посередине. Двигаемся в сторону Северной Атлантики. Чтобы в нужный момент ощерится на враждебных тогда нам американских империалистов.
Всеми шестнадцатью ракетами.
Баллистическими.
Я несу вахту на боевом информационном посту. Сокращенно БИП. Он расположен в центральном посту.
У меня третья смена.
В тот день она случилась утром. С восьми утра до двенадцати.
Обычно в такое время, если гидроакустический горизонт чист, то командир дремлет в своем кресле.
Боцман усиленно старается не заснуть на рулях.
Механик индивидуально грустит за своим пультом.
Мои гидроакустики, получив мое приказание в случае обнаружения цели, доложить лично мне, тихо и по секрету, прямо в штурманскую рубку, где я обычно, в это время, пью кофе и разговариваю со штурманцом.
С моим другом Сашей Зверевым.
Зачем же понапрасну будить командира.
Пусть спокойно отдыхает.
Так, вот, сидим мы, сосем растворимый, говорим об искусстве, о том, что театр – это другой мир и о женщинах, конечно.
Где-то, после третьей кружки и четвертой женщины, из воображения, понятно, я бросаю взгляд на прокладочный стол. На нем лежит морская карта. Замечаю на ней очертания какой-то земли, севернее нас. Всматриваюсь внимательнее и, замечаю, что в одной точке, на мысе Серкап, что на южной оконечности Шпицбергена, одновременно сходятся три моря. Гренландское, Норвежское и Баренцево.
Очень необычно.
Тут же начинаю мечтать выйти на эту оконечность земли и пописать по очередь справа налево или, наоборот, в эти водоемы.
Шура Зверев солидарен.
Мы по очереди спускаемся вниз.
В гальюн.
И делаем это, к нашему сожалению, только в Норвежское море.

Родные и близкие, друзья и сослуживцы простились с Александром Павловичем в Питере, 1 марта, в 10.00, в морге НИИ Джанелидзе.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ НАШЕМУ БРАТУ-ПИТОНУ АЛЕКСАНДРУ ПАВЛОВИЧУ ЗВЕРЕВУ!


Главное за неделю