Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
КМЗ как многопрофильное предприятие

Новая "литейка"
Кингисеппского машзавода

Поиск на сайте

Ю.А.Панов «Линия жизни. Страницы из биографии». Часть 6.

Ю.А.Панов «Линия жизни. Страницы из биографии». Часть 6.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ



Эта табличка, с названием ЛАУ, долгое время висела на фасаде учебного корпуса, а теперь нет ни училища, ни названия, ни таблички …но это уже другая история.

Когда я окончил школу, решил поступать учиться дальше: или в военно-морские училища ВМФ или в мореходные училища ММФ. Из газеты «Комсомольская, правда» выписал объявления об очередном наборе в высшие военно-морские и мореходные училища: (Архангельское, Бакинское, Калининградское, Рижское, Мурманское, Ленинградское ВВМ училище им. Ленинского Комсомола, Ленинградское Арктическое училище ЛАУ). После некоторого выбора остановился на ЛАУ. ЛАУ готовило радиоспециалистов для работы на судах дальнего плавания Министерства Морского флота, а также специалистов (радистов-метеорологов) для работы на полярных станциях научно-исследовательского Института Арктики и Антарктики ААНИИ.
В Арктическом училище готовили специалистов на четырех отделениях: радиотехническом РТО, электромеханическом ЭМО, судомеханическом СМО и геофизическом ГФО. Радиотехническое отделение выпускало специалистов по специальностям: «радиотехник-радионавигатор» и «радиотехник-метеоролог». Кроме этого, каждому выпускнику радиотехнического отделения выдавалось удостоверение «судовой радист - радиооператор 2-го класса». Каждому выпускнику Ленинградского Арктического училища выдавался военный билет и присваивалось офицерское звание – младший лейтенант военно-морского флота СССР (запаса), по военной специальности «командир БЧ-4». Мое решение окончательное – иду поступать в ЛАУ на радиотехническое отделение. Спустя много лет я вспоминаю, «что в выборе профессии – не ошибся». Поступил очень мудро и правильно.
В конце июня 1962 года я подготовил все необходимые документы для поступления в училище и заказным письмом отправил их в приемную комиссию Ленинградского Арктического училища на радиотехническое отделение. 16 июля получил вызов. На следующий день собрал необходимые вещи в дорогу и стал готовиться к отъезду в город Калинин. (в городе Калинине в это время проживала моя мама). До города Калинина можно было доехать или на автобусе пригородного сообщения, от деревни Буйлово, или от автостанции Горицы.



А также можно было долететь на самолете малой авиации: аэропорт Киверичи – город Калинин. Самолеты местной авиалинии, «АН-2», летали ежедневно по маршруту Калинин – Киверичи - Калинин, но при условии хорошей погоды (если туман, дождь, снегопад, сильный ветер, самолеты не летали, что было очень неудобно для пассажиров – отпускников). Иногда рейсы самолетов задерживались на неопределенное время. Пассажиры нервничали, переживали. Билеты на самолет продавали по предварительной записи. Хорошо помню, что билет на самолет рейсом «аэропорт Киверичи – аэропорт Калинин» стоил 3 рубля. Ехать до города на автобусе пригородного сообщения тоже было неудобно, так как рейсовые автобусы из-за плохой дороги до села Киверичи не ходили. Автобусы ходили только до автостанции Буйлово и Горицы. Расстояние от села Киверичи до села Буйлово – 16 километров, до районного центра Горицы – около 30 км. Приходилось это расстояние с вещами преодолевать пешком. Многие пассажиры уезжали с оказией, на попутном грузовом автотранспорте. Вот такие были «славные времена». Помню утро 17 июля 1962 года. Погода была нелетная, самолеты не летали, все небо заволокло тучами, моросил мелкий дождь, но ехать нужно было.



Аэропорт Киверичи, самолет АН-2. 1962 год.

Решил идти пешком до деревни Буйлово, далее на рейсовом автобусе доехать до города. Только к вечеру приехал в город. Матери я сказал, что принял решение поступать на учебу в Ленинградское мореходное училище, на что получил ее согласие. Рано утром 19 июля на скором поезде № 24 сообщением «Москва – Ленинград» приехал в город Ленинград. Когда приехал в училище, узнал, что конкурс в училище, для поступающих на радиотехническое отделение составлял шесть человек на одно место. Необходимо было набрать на первый курс радиотехнического отделения – 60 человек, а нас – абитуриентов приехало около 500 человек. Преимуществом при поступлении и зачислении в ЛАУ имели лица, имеющие определенный стаж работы на судах дальнего плавания, или лица, отслужившие в вооруженных силах, а так же выпускники школ, окончившие с золотой или серебряной медалью, (медалистов в нашей группе было двое). Все поступающиеся сдавали вступительные экзамены по следующим предметам: Русский язык, литература (писали сочинение), Русский язык устно (грамматика, разбор предложения), Математика устно (решение задач и решение примеров), Математика письменно.
Необходимо было сдать устно и письменно четыре экзамена и набрать при этом не менее 15 проходных баллов, я набрал 17. Математику устно сдал на оценку 5 – помогла дополнительная математическая подготовка в школе.



В Константиновском дворце до 1990-х годов находились геофизическое, радиотехническое отделения, военно-морская кафедра и библиотека Ленинградского Арктического училища.

Среди счастливчиков, которые поступили на первый курс РТО Ленинградского Арктического училища, оказался и я. Меня зачислили в училище приказом номер «378-А от 1 сентября 1962 года». Так я стал курсантом радиотехнического отделения РТО Ленинградского Арктического училища (ЛАУ).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. 1962-1964 гг.

1 сентября 1962 года было торжественное построение курсантов всего училища. Перед нами выступил начальник училища Д.Н.Михайлов, который поздравил курсантов и преподавателей с началом нового учебного года и пожелал успехов в учебе.
После торжественного построения, курсантов первого курса развели по аудиториям, познакомили с преподавательским и командным составом училища, а также c программой обучения и внутренним распорядком. Потом в столовой училища был праздничный обед. Курсантов первого курса - как новобранцев, подстригли наголо под машинку, выдали новое обмундирование (образца 1943 года): суконную форменку, мичманку, суконные брюки, бушлаты, шинели, ботинки и туалетные принадлежности. На следующий день, курсантов первого курса радиотехнического отделения РТО, разделили на две группы:
- 1 отделение 2 роты группа Р-102 (отделение с геофизическим уклоном подготовки), т. е. курсанты первого отделения дополнительно к основной программе обучения должны изучать – океанологию, гидрологию и метеорологию.
- 2 отделение 2 роты группа Р-101 (отделение для работы на судах дальнего плавания, для работы на научно-исследовательских судах Академии Наук СССР, ледоколах и полярных станциях ААНИИ).



Курсант группы Р201 радиотехнического отделения ЛАУ Ю.А.Панов.

Курсанты группы Р-101 дополнительно изучали предметы – «Оборудование полярных станций», «Навигационное оборудование морских судов». Ветросиловые установки – «ветряки», источники питания радиостанций – бензиновые, дизельные генераторы и агрегаты, электростанции. Кроме основных предметов, курсанты на кафедре военно-морской подготовки ВМП должны были изучать специальные дисциплины по военно-морскому делу. Меня зачислили в группу курсантов 1 курса радиотехнического отделения, группу Р-101. На курсантском собрании выбрали: старшину 2 роты, командиров отделений. Старшиной роты стал, курсант группы Р-101 Н.В.Слепов. Командиром группы Р101 стал курсант Н.А.Синявин, писарем роты выбрали курсанта В.Г.Пескова. Меня назначили ответственным за баталерку. (баталерка – комната-склад для хранения обмундирования). На первом комсомольском собрании выбрали секретаря комсомольской организации роты, им стал курсант Кудрявцев (имя не запомнил). Командиром 2 роты РТО нам представили майора И.М.Пузанова. Началась новая страница в моей жизни – учеба в Ленинградском Арктическом училище. На первых порах это казалось странным, но я быстро освоился, привык к такому распорядку дня. Все теперь определялось уставами: за проступок – взыскание, за усердие – поощрение.



Командно-педагогический коллектив радиотехнического факультета ЛАУ 1962-1965 гг.

ЛЕНИНГРАДСКОЕ АРКТИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ. ( историческая справка)

ЛАУ - Ленинградское Арктическое Училище. ЛАУ было открыто в поселке «Стрельна», под Ленинградом в старом Константиновском каменном дворце.
Новая страница в жизни Константиновского дворцово-паркового ансамбля открывается в послевоенную эпоху. Образовано в 1945 году в соответствии с Указом СовНарКома для подготовки специалистов для освоения Арктики и Антарктиды (по некоторым данным образовано 26 июня 1945 года). Первоначально были открыты геофизический и радиотехнический факультеты. Несколькими годами позже добавились еще два факультета – судомеханический и электромеханический, которые готовили специалистов плавсостава ММФ.



Ленинградское Арктическое училище, каким оно было в 1962-1965 гг.

Коллективы двух мастерских (номер 9 и 11) ЛенНИИпроекта составили программу восстановления дворца и приспособления его для нужд учебного заведения. В основу плана реставрации был положен давний проект итальянского архитектора Луиджи Руска. Сохранившиеся, но сильно поврежденные фрагменты металлических лестниц, балконов и веранд, появившиеся после Руска, были признаны наслоениями второй половины 19 века и, реставрации не подлежали. Страна была обескровлена войной, приходилось экономить буквально на всем, в том числе и на строительном материале. Часть металлических ограждений заменялась деревянными, элементы архитектурного декора фасадов дворца, выполненные из камня – отливками из бетона. В результате коренных довоенных и послевоенных реконструкций Константиновский дворец почти полностью утратил свою историческую планировку.
Ленинградское Арктическое училище работало в этих стенах более тридцати лет, выпустив тысячи специалистов, крайне необходимых для освоения Севера. И если Стрельнинский дворцово-парковый ансамбль не погиб окончательно, то благодаря заботам именно курсантам училища. Хотя для того чтобы содержать все это сложное многообразное хозяйство в полном порядке, учебное заведение не обладало ни средствами, ни соответствующими специалистами. Руководство ЛАУ неоднократно предлагало Государственному музею – заповеднику «Петергоф» взять дворец под свою эгиду и разместить в нем музей. Однако в состав музеев он так и не был принят.



Ленинградское Арктическое училище, 1962 год.

Продолжение следует


Главное за неделю