Для этого давайте смоделируем конфликтную ситуацию, затрагивавшую не только сухопутные войска, но и ВМФ. Какая причина? Да их хоть отбавляй! Предположим НАТО решило помочь своим украинским «товарищам», отобрать у нас обратно Крым, и заварило «маленькую» мировую войну.
В этом случае: в Балтийском море, немецкие новейшие подлодки, против которых у нас, как и у несчастных американцев, нет никаких достойных средств противодействия, блокируют наши ВМБ (Балтийск, Кронштадт), и стоит нашим кораблям выйти в море как они их тут же, и потопят, ну конечно не всех, но много, остальных добьют при возвращении в базу, если будет кому возвращаться. Здесь нет ни малейшего сгущения красок, на самом деле, обнаружение новейших подводных лодок наших вероятных противников, имеющимися в настоящее время на вооружении нашего ВМФ средствами обнаружения ПЛ, находится на уровне случайности, т.е. если вдруг наш противолодочный корабль окажется от ПЛ противника в нескольких сотнях метров. Исходя из этого напрашивается вывод - необходимо в самое ближайшее время разработать меры противодействия дизельным подлодкам четвертого поколения, которые получили название «неатомные подводные лодки» благодаря длительному пребыванию под водой (до 14 дней) без подзарядки аккумуляторов.
Черное море: ну, здесь Турция только собирается, строит новейшие подлодки, и хотя ее флот превосходит по количеству кораблей наш славный Черноморский флот (здесь нельзя забывать о других странах черноморского региона входящих в НАТО, а также необходимо учитывать возможный приход в Черное море боевых кораблей из других стран, например из США) тем не менее, многие могут гордо сказать: «Да, стоит только нашему ракетному крейсеру «Москва» выйти в море да «долбануть» своими ракетами и от супостатов ничего не останется.
Действительно крейсер «Москва» это сильный аргумент. Только скажите, пожалуйста, почему Турция, имея под боком такой неприятный для себя «аргумент» не построила в противовес тоже какой - нибудь крейсер, для баланса сил? Денег нет? Вряд ли наши туристы ежегодно оставляют там столько, что можно ни один крейсер заложить… Ну, если не знаете можно подсказать - им этого не надо! Все дело в том, что радиус действия современной авиации позволяет перекрывать все пространство Черного моря и стоит только нашему славному крейсеру выйти в море на встречу с врагом как они (супостаты) быстро поднимут в воздух несколько десятков самолетов, которые, не входя в зону действия нашего авиационного прикрытия, или в зону действия корабельной ПВО нанесут удар противокорабельными ракетами. Конечно, не все ракеты достигнут цели, часть будет отведена установкой помех, часть уничтожена ПВО, но попаданий не миновать и, хотя вероятно крейсер останется на плаву для дальнейшего боевого использования он длительное время будет не пригоден.
Так одним ударом будем завоевано превосходство на море. Так уж исторически сложилось на этом театре, что кто господствует в воздухе, тот господствует на море.
Поэтому здесь нам необходимо иметь, на ряду с сильным флотом, мощную, ударную авиационную группировку.
Тихоокеанский флот: здесь Япония, в надежде «оттяпать» себе Курильские острова, тоже не останется в стороне, ее новейшие подлодки либо блокируют Дальневосточные ВМБ, либо проливы, либо то и другое, а если вспомнить, что там у нас базируются АПЛ с баллистическими ракетами то потеря хотя бы нескольких таких субмарин нанесет непоправимый удар по обороноспособности нашей страны. А, то, что эти «дизелюхи» легко справляются с атомными ПЛ показали действия шведской ПЛ «Готланд» «против» американского флота.
Северный флот: буквально на днях по одному из центральных телевизионных каналов показали репортаж, в котором корабли Северного флота обнаружили атомную подводную лодку в близи от нашей границы и заставили ее отойти за пределы наших приграничных вод, для этого были привлечены корабли и противолодочная авиация, в конце репортажа было гордо заявлено, что контакт с неизвестной АПЛ продолжался 27 минут.
Репортаж, явно рассчитанный на рядового российского обывателя, был сделан эффектно, бороздящие неспокойное море боевые корабли, повернутые на борт, и грозно смотрящие в море корабельные орудия, пролетающий на небольшой высоте противолодочный самолет, все эти картинки должны были показать народу, что флот не дремлет, флот на страже, враг не пройдет, т.е. как пела в свое время А.Пугачева «спи спокойно страна…».
Ну, а теперь давайте разберемся подробно в том, что нам показали. Наш корабль обнаружил чужую АПЛ, это возможно только в трех случаях:
1) соединение кораблей при поддержке противолодочной авиации, ведет целенаправленный поиск субмарины в определенном районе моря, где она может быть (по данным разведки и пр.), либо ведет профилактическую зачистку какого-то квадрата (полигона).
2) случайное обнаружение, т.е. как в сказке А.С.Пушкина, закинул старик невод и поймал, случайно, золотую рыбку, либо командир субмарины, прохлопав ушами, допустил близко противолодочный корабль, либо противолодочный вертолет, опустив ГАС в море неожиданно обнаружил шум винтов и т.д.
3) субмарина сама себя дала засечь (например подняв перископ в непосредственной близости от боевого корабля и т.д.), для того чтобы проверить готовность и боеспособность сил нашей противолодочной обороны.
Судя по тому, что противолодочный самолет был вызван уже после обнаружения АПЛ здесь мы имеем дело либо со 2, либо с 3, вариантом обнаружения АПЛ.
Вызывает улыбку грозно повернутые орудия, они, что собрались из пушек топить субмарину, которая находится под водой? Или ждут момент, когда она всплывет? В любом случае это не нужная демонстрация, мы не находимся в состоянии войны, и поэтому, даже, если представить вдруг, субмарина, и всплывет, нет никаких оснований в нее стрелять или даже направлять на нее орудия т.к. это может спровоцировать какого-нибудь нервного командира субмарины на ответные, не адекватные меры.
И, так, АПЛ обнаружена, был вызван противолодочный самолет, однако через 27 минут неизвестная АПЛ, чтобы избавиться от навязчивого сопровождения. вероятно, ушла на глубину, изменив курс, и сбавив обороты - контакт был потерян, в это время прилетел самолет, пилот которого, кружа над растерянными кораблями, вероятно тихо матерясь, смотрел на бескрайнее море раскинувшиеся на 360 градусов и всем задавал вопрос «Ну, и где эту пас..ду искать, теперь?». Вероятно с самолета, для очистки совести, была сброшена пара гидроакустических буев, которые естественно ничего не зафиксировали на основании этого отцы-командиры решили, что субмарина «выдавлена» в открытое море, о чем и было заявлено.
Такое заявление было бы уместно если бы контакт с АПЛ поддерживался несколько дней, пока на горизонте не покажутся очертания туманного Альбиона, только в этом случае можно быть уверенным, что субмарина вытеснена.
В нашем случае неизвестная АПЛ совершив маневр и оторвавшись от преследователей могла уйти куда угодно, в том числе в наши территориальные воды, где ее никто искать и не думал, переждать там суматоху, а потом опять занять свой район патрулирования.
Здесь кто-то может сказать «Ну, и что, в боевых условиях 27 минут вполне достаточно, чтобы уничтожить АПЛ несколько раз!». С этим вполне можно согласиться, только есть одно «но», как правило субмарины раньше обнаруживают надводные корабли т.е. в боевой обстановке АПЛ не дожидалась бы пока ее обнаружат, а скорее всего сама первая нанесла бы удар.
К чему был произведен подробный анализ достаточно рядового репортажа? Он наглядно показывает, сколько «возни» с одной субмариной, сколько нужно средств и сил для ее нейтрализации, а в конфликтной ситуации вокруг наших Северных ВМБ будут развернуты десятки субмарин, которые не позволят нашим кораблям отойти за горизонтную дальность от своего берега, не говоря уже о том, что нашим кораблям, в том числе и авианесущему крейсеру категорически нельзя будет входить в зону действия авиации противника берегового базирования, сразу утопят. Так, что в условиях реальных боевых действий наш славный Северный флот сможет совершать лишь небольшие походы, вдоль берега, в пределах своих территориальных вод. А наши АПЛ будут, вероятно, нести боевое дежурство прямо у причала.
И, так как видим дизельные подводные лодки четвертого поколения «наших зарубежных партнеров» представляю для нашего флота серьезную угрозу.
Эти субмарины строились ни один год, ни в одной стране и ни единичными экземплярами, т.е. чтобы понять, что они из себя представляют даже не нужно быть изощренным кадровым разведчиком, а достаточно покопаться в Интернет чтобы «нарыть» основные характеристики и показатели этих ПЛ.
Ну, а что делали все эти годы, пока строились по всему миру ПЛ нового поколения, наши ответственные господа-товарищи, которые обязаны все эти вещи отслеживать и своевременно реагировать, за что, кстати, им жалованье государство платит и льготами и квартирами обеспечивает (мы все налогоплательщики, гос. бюджет формируется и за счет наших отчислении, т.е. по сути это мы все им на зарплату и прочие выплаты скидываемся), чем они все это время занимались, как наши деньги отрабатывали?

«А, нам, все равно, а, нам, все равно…»
Эта фотография хорошо отражает благодушную атмосферу, вероятно царившую
в высоких кабинетах.
Кто-то может меня упрекнуть «Ну, как же ничего не делали? А, модификации проекта 877Э «Варшавянка» строили, даже планируется пополнить ими Черноморский флот, и одну подлодку нового проекта 677 «Лада» построили!».
«Варшавянки» хорошие подлодки, но у них есть один большой недостаток: они должны через два-три дня всплывать на поверхность или под РДП, запускать дизель и подзаряжать аккумуляторы. Представьте «Варшавянка» вышла в боевой поход достигла меридиана Берлина, и там запустила дизель, и несколько часов плавает, грохоча на все море…, к сожалению, скорее всего из боевого похода она не вернется.
Что касается проекта 677 «Лада» то, по сути, он является продвинутым вариантом проекта 877Э «Варшавянка» с тем же недостатком.
К сожалению, на данный момент времени и «Варшавянка» и «Лада» являются морально устаревшими изделиями.
И их дальнейшее производство выглядит, так как если бы наша страна в эпоху многоядерных процессоров продолжала бы выпускать компьютеры с одноядерным процессором марки Pentium I. Эти компьютеры были очень хороши, в свое время, но сейчас они уже не «потянут» те программы, с которыми работают многоядерные процессоры, технический прогресс не умолим.
После того как пять стран в разных концах света «поставили под ружье» более двух десятков новейших субмарин, до наших кабинетных флотоводцев наконец дошло, что они упустили в жизни что-то важное и наконец начали проектирование своей ПЛ четвертого поколения только когда она появится на свет? Видно не скоро.
Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод по неизвестным широкому кругу общественности причинам, в нашей стране допущено отставание в строительстве дизельных подводных лодок четвертого поколения, использующим новые энергетические установки.
В результате чего обороноспособности России был нанесен серьезный ущерб, который не все заметили только по одной причине, в этот период не велись боевые действия на море, между нашей страной и страной (или странами) обладательницей новейших субмарин.