Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Кирпичики для создания любых АФАР

"Микран" внедрил новые
приемо-передающие модули
по 3D-технологии

Поиск на сайте

Это было недавно, это было давно - 24 ноября 1905 года.

Это было недавно, это было давно - 24 ноября 1905 года.

   В  Севастополе начался вооружённый мятеж,  в котором приняли участие матросы Черноморского флота, солдаты Севастопольского гарнизона и рабочие порта и Морского завода. Мятежники овладели рядом кораблей Черноморского флота. Это было самым   крупным вооруженным  выступлением  в период революции  1905-1907 гг. в России.

   Во время  бесконечных  митингов,   предшествовавших мятежу,  среди ораторов  выделялся человек в форме лейтенанта флота.

    Это  был П.П.Шмидт, который в это время находился  в отставке и проживал в Севастополе.

   В ночь на 25 ноября был избран первый Севастопольский Совет матросских, солдатских и рабочих депутатов.  Совет сразу принял решение поднять восстание на всём Черноморском флоте,  и приглашает  П. Шмидта стать во главе военного руководства восстанием.

  П. П. Шмидт родился в 1867 году в Одессе

  Его отец, герой Севастопольской обороны, командир батареи на Малаховом кургане, умер в звании контр-адмирала.      Родной дядя Владимир Петрович Шмидт – полный адмирал, член Адмиралтейств-совета, сенатор. с 1890 года первый по старшинству среди военно-морских чинов российском флоте.  Похоронен в Севастополе, в усыпальнице адмиралов - Владимирском соборе.

    В  1886 годах П. Шмидт  окончил Морской  корпус, был произведён в мичманы и назначен на Балтийский флот.  

   В 1888 году  переводится на Черноморский флот, на тендер  “Буг”.     Как выяснилось, будучи в Морском корпусе,  он входил в тайный кружок по изучению идей Чернышевского, Добролюбова и Герцена.

    Охранка вышла на их след, мичманы Черневский и Шелгунов были осуждены на каторжные работы, ещё трое сосланы в Сибирь.

   Участие П.Шмидта дяде удалось как-то замять. Еще не раз В.Шмидту  придется просить за своего  племянника!
    Характер П. Шмидта был весьма непростым. Послужной список весьма пестрый.   Судьба его
делала просто  крутейшие виражи.

   Он совершает целый ряд  необычных поступков, например – женитьба на питерской профессиональной проститутке  Доменике Павловой. Этого не выдержал отец, проклял его  и умер. Свою женитьбу П. Шмидт оправдывал тем, что “решил спасти ее душу”. Но после рождения сына Евгения жена  оставляет Шмидта, бросив и сына.

  После этой женитьбы перед ним замаячила перспектива увольнения за поступки, “противоречащие офицерской чести”. Но спас его от этого позора снова родной дядя В.П. Шмидт, который занимал должность старшего флагмана Балтийского флота.

  П. Шмидт, явившись на прием к командующему Черноморским флотом адмиралу Кулагину, закатил в его кабинете настоящую истерику: «находясь в крайне возбужденном состоянии, говорил самые несуразные вещи».     Его  неоднократно отправляют в отпуска по болезни.  

   В  1889  году приказом по Морскому ведомству П. Шмидта  увольняют  от службы в чине мичмана.  Он решил зарабатывать на жизнь демонстрацией прыжков с парашютом, но из этой затеи ничего не вышло.

   В 1892 году Шмидт  обращается с прошением на высочайшее имя о зачислении на военно-морскую службу  и  был зачислен вахтенным офицером на крейсер “Дмитрий Пожарский”, стоящий в Кронштадте. Далее переводится на крейсер “Рюрик”, который уходит  на Тихий океан, Затем назначается в Сибирский флотский экипаж.   Следует целый ряд скандалов, связанных с его именем, в том числе арест   за "противодисциплинарные поступки относительно судового командира”,   несколько новых переназначений по службе.

  Но все это, благодаря заступничеству родственника, не помешало его производству в декабре 1895 года в лейтенанты.

  В  1897 году П. Шмидт отправлен в Нагасакский береговой лазарет для лечения. Ему поставлен диагноз «шизофрения с манией величия»..

  В 1898 году приказом по Морскому ведомству лейтенант Шмидт был вторично уволен от службы в запас флота.    Он  устраивается на гражданский флот и с помощью дяди получает должность капитана парохода “Диана”.

  В декабре 1903 года, следуя из Риги в Одессу, “Диана” садится на камни в Датских проливах. Пароход снимают с мели только через 18 дней.

    Надо сказать, что здесь П. Шмидт совершил мужественный поступок, отправив всю команду на берег, а сам оставался один на судне до снятия его с мели.   На комиссии по разбору происшествия  взял всю вину на себя, хотя виноват был помощник, уснувший на вахте.     Но дело замяли в связи с призывом П. Шмидта на флот.

  В 1904 году  по обстоятельствам военного времени, П. Шмидта, как офицера запаса флота,  вновь призвали на действительную военную службу и направили в распоряжение штаба Черноморского флота,  с зачислением в 33-й флотский экипаж.

  В июне 1905 года Шмидт находится в Одессе, охваченной восстанием и беспорядками. Происходит запутанная  история с казёнными деньгами.

   П. Шмидт с этими  деньгами  (2500 золотых рублей) отправляется в Киев, но деньги исчезают. Его якобы обокрали в поезде.

  На Киевском ипподроме П. Шмидт увидел  некую Зинаиду Ризберг, но познакомиться не удалось.  Были все основания думать, что Шмидт проиграл эти деньги на бегах, ибо, что ему было делать на киевском ипподроме?

   На   обратном пути,  в поезде он встретил З. Ризберг  вновь.

   Они оказались в одном купе.  После этого  короткого, всего сорока минутного знакомства, пока она не сошла с поезда, завязался  романтический  “почтовый роман” - переписка, длившаяся семь месяцев.  190 писем П. Шмидт написал З. Ризберг

  . В 1969 году был снят художественный фильм “Почтовый” роман, посвященный истории этой переписки.

   А  за растрату  казенных денег Шмидта привлекают к военному суду, но опять благодаря вмешательству дяди, погасившему из личных средств эту растрату, и устроившему племяннику срочное увольнение из военно-морского флота, дело замяли.

   В августе 1905 года П. Шмидт возвращается в Севастополь, оказался без определенных занятий, ни в одной партии не состоял, т.к. по его словам избегал “стадности”,  и начинает вести антиправительственную пропаганду.

   Выступает на митингах, участвует в демонстрациях. Оратор  он был хороший,  быстро стал известной и популярной личностью.  Его даже арестовывают за участие в демонстрации, но быстро выпускают.

  7 ноября 1905 года приказом по Морскому ведомству лейтенант П. Шмидт увольняют со службы,  в чине лейтенанта, несмотря на сложившуюся практику присвоения следующего чина, выходящему в запас военно-морскому офицеру. Следующий чин за лейтенантом был – капитан 2 ранга.

   Но П. Шмидт такого повышения чина – “ капитана 2 ранга” по выходу в отставку не получил.

  25 ноября 1905 года депутаты Севастопольского Совета его приглашают П. Шмидта для военного руководства восстанием.

   В 3 часа дня  27 ноября П. Шмидт, который  самовольно надел погоны капитана 2 ранга, вместе со своим шестнадцатилетним сыном  Евгением,  прибыл на  крейсер ”Очаков”   и объявил восторженно встретившей его команде, что принимает на себя командование восставшим крейсером и всем Черноморским флотом.

   Само восстание на крейсере «Очаков»  подготовила   большевистская группа - матросы  Н. Г. Антоненко, А. И. Гладков и кондуктор С. П. Частник.    Крейсер был захвачен,   все офицеры   покинули  корабль  и перешли на крейсер “Ростислав”,

    П. Шмидт, объявив себя Командующим Черноморским флотом, дал сигнал:       “Командую флотом. Шмидт”.

       В ночь на 28 ноября   мятежники овладели минным крейсером “Гридень”, миноносцем “Свирепый”, миноносцами № 265, № 268 и № 270 и несколькими мелкими судами, а в порту захватили некоторое количество оружия. Тогда же к восставшим присоединились экипажи канлодки “Уралец”», миноносцев “Заветный”, “Зоркий ” и учебного корабля “Днестр”, минного транспорта “Буг”.

.
   . Чтобы привлечь на сторону восставших всю эскадру, Шмидт обошёл её на миноносце «Свирепый», но не получил поддержки от остальных судов.  Затем «Свирепый» направился к превращенному в тюрьму транспорту “Прут”.

      Вооруженный отряд матросов во главе со Шмидтом освободил находившихся на этом судне потёмкинцев и арестовал офицеров. К восставшим присоединилась команда  броненосца “Пантелеймон” (бывший “Потёмкин”), офицеры которого также были арестованы и доставлены на “Очаков”.

       Шмидт объявил их заложниками.

     28 ноября 1905 года   утром на “Очакове”  и на всех восставших кораблях были спущены Андреевские  и подняты  красные флаги.
     П. Шмидт потребовал от Командующего ЧФ вице-адмирала Чухнина не стрелять по "Очакову", угрожая в противном случае ежечасно вешать на реях заложников. Затем прикрылся от обстрела  с берега минным транспортом "Буг", на котором находилось большое количество мин  - любое попадание в него  угрожало  большими разрушениями Севастополю.   На переговоры соглашался только после вывода эскадры из бухты, а верных правительству войск - из города.  Однако,  власти не собирались долго разговаривать. Канонерка "Терец" подошла к "Бугу" и сумела затопить его.

.   Восставшим предъявили ультиматум о сдаче. Не получив ответа,   был отдан приказ открыть огонь по мятежникам. Вели огонь не только корабли, но и береговая артиллерия,

    В 16.00 эскадра открыла огонь по "Очакову" и другим восставшим кораблям.  

    В 16.25 начался пожар на  “Очакове”. Он  прекратил бой, спустил красный флаг и поднял белый.      Подняли белый флаг находившиеся на борту „Очакова” пленные офицеры с других кораблей, захваченные в качестве заложников. Они вырвались из кают-компании из-под ареста, спустили красный флаг и вместо него на мачте водрузили белую скатерть.

   “Очаков” двое суток пылал посреди бухты.

    Лейтенант Шмидт покинул корабль одним из первых после начала обстрела.  Вместе со своим сыном   они прыгнули за борт и перебрались на борт одного из миноносцев,  где затем были арестованы.

   Восстание подавлено огнём кораблей эскадры, оставшихся верными правительству и береговых батарей.      В результате обстрела крейсер получил  большие повреждения. Восстановительный ремонт длился более трех лет.

   Император Николай II в те дни писал:

  - «Ещё одна тяжёлая неделя прошла. Покончили с мятежом. Какой-то прогнанный со службы офицер, бывший лейтенант Шмидт, объявил себя командующим «Очакова». Его, конечно, придётся расстрелять»

   При мятеже погибло более 100 человек. Свыше 300 человек были приговорены к разным срокам тюремного заключения и каторги.

    6 марта 1906 года на острове Березань  П. Шмидт был расстрелян вместе с Н. Г. Антоненко  А. Гладковым и С. Частником.

    В 1923 П. П. Шмидт с товарищами перезахоронен  в Севастополе на городском кладбище Коммунаров.

   Октябрь 1917 сделал из  П.Шмидта одного из самых почитаемых героев-революционеров, что  стало причиной появления людей, выдававших себя за “сыновей лейтенанта Шмидта”, самыми известными из которых стали герои знаменитого романа И. Ильфа  и Е. Петрова.

   Через 10 лет после расстрела П. Шмидта, его сын, молодой юнкер Е. П. Шмидт, добровольцем ушел на фронт и геройски воевал «За Веру, Царя и Отечество» в Первую мировую войну.

      В 1917 году он  не принял Октябрьский переворот, ушел в Белую армию. В 1926 году в Праге  издал книгу «Лейтенант Шмидт. Воспоминания сына», в которой  писал:

-  “За что ты погиб, отец?! Ужели для того, чтобы сын твой увидел, как рушатся устои тысячелетнего государства, как великая нация сходит с ума, как с каждым днем, как с каждой минутой все более втаптываются в грязь те идеи, ради которых ты пошел на Голгофу?”

     Евгений Шмидт умер в 1951 году в Париже.

   После ареста П. Шмидта, Зинаида Ризберг добилась разрешения на ежедневные свидания с ним и тридцать шесть раз   посещала его в тюрьме.    После Октября 1917 года осталась в России. Попала  на прием к  Ф. Дзержинскому с письмами П. Шмидта и выхлопотала себе персональную пенсию. Жила в Москве.

  Письма П. Шмидта опубликовала в своей книге "Лейтенант П.П. Шмидт. Письма, воспоминания, документы" (1922г).

  В 1961г., в возрасте 82 лет, скончалась. Похоронена на Ваганьковском кладбище, с надписью на надгробии: “Здесь покоится прах З.И. Русецкой – Ризберг – друга лейтенанта П.П. Шмидта, героя революции 1905 года”.

    Крейсер ” Очаков”  в 1907 году был переименован в “Кагул”, в 1919 году   получил новое название - “Генерал Корнилов”. В ноябре 1920 года  крейсер вместе с Черноморской эскадрой ушел в Константинополь, затем в Бизерту. В 1933 году был разделан на металлолом.

Вот такая история Севастопольского восстания и мятежного лейтенанта П.Шмидта.


Главное за неделю