Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Современные средства противодействия беспилотникам

Единый день
экспертизы
по противодействию
беспилотникам

Поиск на сайте

Записки военного журналиста - Сообщения с тегом "Африка"

Пари британского министра обороны

КАПИТАН 2-го РАНГА АНДРЕЙ УФИМЦЕВ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ СТОЯЛ НА ЛИНИИ ОГНЯ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ В АФРИКЕ. В 2000-м, Андрей даже столкнулся с британским спецназом. Англичане освободили его вместе с другими офицерами миссии ООН из плена сепаратистов.

"Друг, здравствуй," - с таким приветствием в разных странах Африки к капитану 2-го ранга Андрею Уфимцеву обращались не раз и не два. За советские десятилетия тысячи и тысячи африканских специалистов получили образование в СССР. В большинстве армий континента элита офицерского корпуса готовилась в основном в российских военных училищах и академиях. Сейчас есть генералы с нашим образованием даже в ЮАР. Десятки, если не сотни тысяч наших военных, инженеров и рабочих "поднимали" местную экономику. И русский язык до сих пор распространен на Черном континенте. Политический капитал России в Африке достался в наследство от "единого и могучего". А вот насколько он используется?


"Голубые каски" не всегда желанные и неприкосновенные гости в "горячих точках" Африки.


Знаешь, Саша, говорил он мне, старайся в присутствии чернокожих жителей Африки никогда не употреблять слово "негр". Само по себе оно означает "черный", первыми его, понятно, применили колонизаторы, поэтому носит весьма унизительный оттенок. Мы в Сьерра-Леоне и Бурунди говорили нейтрально - африканец. А к какому народу или расе он принадлежит, не важно. Тем более, что континент настолько насыщен культурами, народами и племенам всех цветов кожи, что я за четыре с половиной года разобрался в самой малой толике всего этого нагромождения.

ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

Капитан 2-го ранга Андрей Уфимцев дважды побывал в длительных командировках в составе миротворческих миссий ООН. Годы жизни в невероятно трудных для европейца условиях наложили определенный отпечаток на его привычки, образ мыслей. Андрей нетороплив в рассуждениях, в чем-то осторожен при выборе слов, всегда внимателен к собеседнику. В квартире - стандартный набор африканских сувениров, прекрасно выполненные тамошними мастерами фигурки из черного дерева.

Школа выживания для миротворца в тропиках весьма сурова. Поначалу он даже не мог понять, отчего африканцы практически на всем континенте сушат вещи после стирки, расстелив их на земле. Мягко говоря, ведь негигиенично. Но все дело в местной разновидности мух тумбу, которые откладывают яйца на всем, что висит. А уж ее личинки вызывают такие заболевания, да еще подобно мине замедленного действия даже через годы, что поневоле задумаешься о сомнительных преимуществах европейского способа сушки белья на Черном континенте.

Когда заходит речь о престиже и высоких заработках миротворцев, Андрей грустно улыбается. Один из его хороших знакомых умер от сердечной недостаточности в одном из европейских аэропортов, где самолет совершил промежуточную посадку. Поездки в патруле на ооновских джипах по зонам разделения противоборствующих сторон также не добавляют здоровья и мало похожи на увеселительные прогулки.

Один из непременных принципов направления миротворческих контингентов и миссий наблюдателей ООН - добровольное согласие всех сторон конфликта на прекращение огня и восстановление мира и спокойствия в зоне вооруженного конфликта. По формальной логике "голубые каски" - желанные и неприкосновенные гости на территории затухающей "горячей точки". Но все умозаключения холодного и аналитического разума оказываются подчас лишены смысла там, где первобытное состояние "войны всех против всех" давно стало привычкой и нормой короткой человеческой жизни. В той же Бурунди, на памяти Андрея, темнокожий солдат-миротворец был хладнокровно убит выстрелом в голову, когда ехал в обычном маршрутном микроавтобусе. Другим ооновским солдатам-африканцам, не хотелось бы называть страны, повезло еще меньше. Одна из неуправляемых и никому не подчиненных вооруженных группировок там, в Бурунди, захватила девятерых военнослужащих подразделения миротворцев. Потом на их останки со следами нечеловечески жестоких пыток было невозможно смотреть без содрогания.

ПАРИ БРИТАНСКОГО МИНИСТРА

В мае 2000 года сам Андрей был захвачен вместе с еще одиннадцатью офицерами в Сьерра-Леоне. Все начиналось внешне совершенно безобидно. Накануне местные вожди обратились к их командиру с просьбой приехать в городок на торжественную встречу. Подполковник Дуи Уджанту, индонезийский офицер-артиллерист, согласился. Да и как ответить отказом, если отношения с местными властями и отрядами сепаратистов из Революционного народного фронта (РНФ) вроде бы складывались вполне дружелюбно. Накануне даже сыграли с ними в волейбол, неплохо пообщались. Но все поменялось в одночасье, когда по каким-то собственным соображениям руководство повстанцев приняло решение на захват "голубых касок". Поводом послужила очередная полубандитская разборка, в которой погибли два "революционера". А миротворцев обвинили в том, что они ничего не предприняли для предотвращения стычки.

Импозантно-экзальтированная на местный манер юная особа угрожающе подняла автомат АК-47. Понятное дело, она была в окружении соратников по "борьбе". Кстати, там был и child-combat - 14-летний подросток. Но вооруженные группировки используют детей и еще более младшего возраста. В Африке никого не удивить солдатами 7-8 лет от роду, которые воспринимают войну и смерть всего лишь игрой, оттого не знают ни жалости, ни цены человеческой жизни. И начались долгие недели заключения. Каким-то чудом Андрей, улучив минуту, вышел на связь с Фритауном, столицей Сьерра-Леоне, сообщил о нападении.

Так было организовано отделом кадров военного контингента миссии ООН, что все двенадцать офицеров представляли двенадцать различных стран. Здесь, в тесном кругу поста мира, делили все "тяжести и лишения" индиец и пакистанец, гвинеец и англичанин, малиец, представители Замбии, Непала и Бангладеш, Гвинеи и Танзании. В целом все вели себя достойно, хотя сложно было не сломаться под постоянным прицелом автоматов.

Английский майор-десантник Энди Харрисон окажется вскоре ключевой фигурой события, облетевшего весь мир. Руководство ООН через своих представителей несколько недель безуспешно пыталось договориться с оппозиционерами об освобождении своих офицеров. Когда переговоры окончательно зашли в тупик, в дело вступил английский спецназ. Дело в том, что до освобождения от колониальной зависимости страна находилась под сенью британской короны. И, несмотря на формальное обретение свободы, экс-метрополия по-прежнему занимает прочные позиции в экономике, способна влиять на решение ряда вопросов внутренней политики страны. А уж солдаты парашютных войск Ее Величества не раз наведывались в знакомые дедушкам и прадедушкам края для выполнения иных, весьма щекотливых операций.

Британец оказался тем самым "своим в тылу врага". Под предлогом необходимости постоянного общения с женой для поддержания душевного равновесия ему передали спутниковый телефон. Понятное дело, с близкими разговаривали все пленники. Оттого британскому правительству пришлось оплатить затем счет на 356 000 фунтов стерлингов. Под предлогом общения с родиной, понятное дело, велась и передача необходимой информации для разработки операции по освобождению солдат мира.

Но с расходами никто не считался, поскольку речь шла о жизни и свободе офицера Ее Величества королевы Елизаветы. А министр обороны еженедельно звонил жене своего плененного офицера Каролине и сам рассказывал о ситуации с его освобождением. Насколько, понятно, позволяли требования секретности подготовки операции. Нетрудно догадаться, что она обошлась английским налогоплательщикам не в один десяток миллионов фунтов стерлингов. Впрочем, позже во всех интервью Харрисон будет упоминать об Андрее как о самом его надежном помощнике. Но до будущего внимания журналистов еще надо было дожить.

Энди, человек железной выдержки, сделал все правильно. Ведь профессионализма и любви к своему Отечеству ему не занимать. Решение стать офицером он принял в 1982-м, во время конфликта на Фолклендских островах. В 1991-м, во время первой войны в Заливе, несколько месяцев патрулировал границу между Ираком и Кувейтом. А в Африку поехал, движимый прежде всего здоровым честолюбием и новыми возможностями для карьеры. Ведь если финансовая сторона вопроса для латиноамериканцев или восточноевропейцев является превалирующей при решении податься в миротворцы, то иное дело - офицеры стран элитной "восьмерки". Сам факт участия в программах ООН, иного международного сотрудничества поднимает статус офицера, открывает дорогу для служебного роста.

Пари - неотъемлемая часть национального характера англичан. И министр как-то поспорил с Каролиной, что если через неделю она не обнимется с мужем, то он без сожаления расстанется со своим денежным окладом за три месяца. Нетрудно предположить, что семейный бюджет главы британского военного ведомства нисколько не пострадал. А ровно через неделю Каролина и Энди встретились у себя дома, в Англии.

Вертолеты с британскими "командос" прилетели совершенно неожиданно для повстанцев. Но их пленники твердо знали, как себя вести и что от них требуется сделать. А профессионализм и отвага английского спецназа сыграли решающую роль в успехе операции.

До сих пор остается безнаказанной смерть российских дипломатов в Ираке. А на территориях, сопредельных с Россией, почти в открытую функционируют базы боевиков. Оттого многолетний опыт борьбы за жизнь и свободу своих граждан англичан, французов, израильтян и американцев следует полностью взять на вооружение. Российский человек везде обязан находиться под защитой своего государства.

БУРУНДИ

После внеочередного отпуска Андрей вновь вернулся в Сьерра-Леоне. Но уже в качестве офицера миссии по взаимодействию с полицией. Местные блюстители порядка оставили у него двоякое впечатление. На уровне общения - доброжелательны, всегда готовы прийти на помощь. Но с точки зрения выполнения прямых обязанностей все обстояло гораздо сложнее. Десятилетие гражданской войны почти напрочь выбило из местных органов внутренних дел высокоподготовленные кадры. В полицейские попадали, примерно как в России после революции, и порядочные люди, но без каких-либо навыков правоохранительной работы.

После первой африканской командировки вскоре последовала вторая, в Бурунди. Здесь происходили страшные этнические чистки. Народности тутси и хуту, с удивительно схожими между собой языком и культурой, с невероятной жестокостью пытались уничтожить друг друга. По примерным подсчетам, только в Руанде погибли 3 миллиона человек. Огонь войны унес в Бурунди 800 тысяч жизней.

Обычная работа "голубых касок" продолжилась и здесь, где неподалеку берет начало великий Нил. Российский офицер-черноморец даже сумел выучить еще один язык - французский. Здесь он был востребован гораздо более, чем английский. Для Андрея было немного непривычно видеть, как сдавали оружие повстанцы. Африканец в шлепках на босу ногу и ультрамодных джинсах-"дранках" привычным движением разобрал свой АКМ и затем на британский манер выполнил строевой прием отхода от начальника. Откуда у них подобные "манеры"?

Здесь колонизаторами были вначале германцы, потом французы, а уж окончательная свобода пришла от бельгийского протектората. Только вот опьянение "свободой" оказалось кровавым. И сколько лет еще останутся подразделения ООН в этих экваториальных странах, сколь успешна окажется миссия мира, еще большой вопрос. Но есть ли альтернатива солдатам мира, особенно там, где до сих пор находят массовые захоронения жертв геноцида?

В любом случае, если представится возможность, Андрей Уфимцев постарается вернуться туда, где был все эти четыре с половиной года.


Главное за неделю