Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
КМЗ как многопрофильное предприятие

Новая "литейка"
Кингисеппского машзавода

Поиск на сайте

С днем рождения, дорогой товарищ нахимовец!

С днем рождения, дорогой товарищ нахимовец!

 

Перефразируя слова П.С. Нахимова, можно и нужно сказать, у летописца своего выпуска ЛНВМУ 1965 года, Нахимовского училища, истории детского воинского воспитания Владимира Константиновича Грабаря, моряка и историка, путь не тяжелый или легкий, он славный!



Книги 2003, 2005 и 2009 гг.

Первый наш летописец, выпускник 1948 года Соколов Н.П. о книге "Нахимовское училище" и ее авторе.

Он — интереснейший человек. Капитан 1 ранга в отставке, нахимовец 17-го выпуска, Владимир Константинович Грабарь. В отличие от нас, пишущих о Нахимовском училище по своим воспоминаниям и воспоминаниям своих товарищей — а такие сборники выпущены нахимовцами первого, второго и четвертого выпусков — Владимир Константинович работает шире и копает, как говорится, глубже, опираясь, в основном, на документы Центрального военно-морского архива, материалы частных собраний и известные по литературе факты, прямо или косвенно касающиеся училища в целом.
Последнее время, занимаясь переизданием книги «Они были первыми», уже к пятидесятипятилетию нашего выпуска, я частенько стал обращаться к Владимиру Константиновичу за помощью. Иногда по телефону. Но чаще еду к нему домой, благо живет недалеко.
Встретив в передней, он провожает меня в свой кабинет, усаживает в свое рабочее кресло и... время останавливается для нас. В неспешных беседах наших, часто выходящих за рамки корпоративных интересов, мы то достаем с обширных во всю стену стеллажных полок нужную нам книгу, то подсаживаемся к компьютеру, где хозяин кабинета, чтобы заполучить нужные сведения, дергает «мышкой» под недвижным взглядом желтых немигающих глаз сиамского кота, лежащего чуть выше экрана на специально предусмотренной для него консоли нестандартного компьютерного стола.
В кабинете, в котором мы находимся, все нестандартно, все интересно, поучительно и удивительно. Даже для моего возраста. Как, например, этот компьютерный кот. У окна справа висит военный хоругвью палантин черного бархата с многочисленными регалиями отставного капитана 1 ранга, знаками Военно-морских учебных заведений, которые он окончил, значками из мест, в которых он бывал, золотистой атрибутикой офицерской формы. У кого-то все это на парадной тужурке в шкафу, тут — на стене. Только под старость, как понимаю я теперь, когда взгляды наши на жизненные ценности изменяются, мы начинаем понимать, что в окружающей нас жизни первично и что вторично, где суть, а где видимость, кажимость. В обществе в целом и по отдельности в людях. Если человек, выйдя на пенсию, с новой силой окунается в мир своих увлечений, значит, через то, что он делает теперь, и проявляется суть его.
Вон, по другую сторону окна стоит раскрытый мольберт с перевернутым на него подрамником (не из-за моего ли прихода? Входя, я сразу уловил запах темперы). Оказывается, Владимир Константинович еще и художник! Но мы отвлеклись.
Почему я представляю автора и его книгу читателям «Гардемарина»? Потому что В. Грабарь лучше других, достовернее и шире рассказывает в ней об истории создания Нахимовского училища и зданиях, в которых оно размещено, об укладе жизни нахимовцев в разные периоды его более полувековой истории, о дальнейших наиболее интересных судьбах нахимовцев, их роли в укреплении Вооруженных Сил страны, вкладе в развитие науки, техники, искусства. С Петровских времен морские офицеры всегда выделялись в армейской среде своей образованностью, интеллигентностью. В книге В. Грабаря, как под увеличительным стеклом, можно проследить, какими глубокими корнями связана система обучения и воспитания нахимовцев с Военно-морскими учебными заведениями прежних эпох — Морским кадетским корпусом, из которого вышел мичман Нахимов.
Своими библиографией и примечаниями книга может служить прекрасным справочником. Судите сами:
1. Список командиров, офицеров-воспитателей и преподавателей училища.
2. Общий именной указатель с краткими сведениями о каждом.
3. Воинские звания морских офицеров в историческом разрезе.
4. Перечень Военно-морских учебных заведений с краткими сведениями о них.
5. Морская терминология, использованная в книге.
Анонсируемая книга рассчитана на широкий круг читателей и, прежде всего, на выпускников Нахимовского училища, а их сегодня уже более пяти (может девяти) тысяч. Книга эта, выпускаемая издательством «Искусство СПб» объемом в 550 страниц, богато иллюстрированная, несомненно, доставит всем эстетическое наслаждение при ее прочтении. А руководителям Военно-морских учебных заведений настоятельно рекомендую приобрести ее для училищных библиотек.

А в начале была самая, на наш взгляд, замечательная, "рукодельная" книга, начало всех последующих славных дел.



Нет сомнения, летописи заслуживает каждое училище, каждый выпуск, но не у каждого училища, выпуска находится свой летописец. Часто мешает робость, боязнь не справиться. Кроме желания, необходимо мастерство (ремесло). Владимир Константинович делится своим опытом с будущими летописцами. В свой "день варенья" дарит им драгоценный подарок.

Как мы писали свою книгу.

Из довольно обширного списка литературы о Нахимовских училищах выделяются своей искренностью произведения, написанные самими нахимовцами, а среди них - альманахи некоторых из первых выпусков. Создавались они накануне 50-летних юбилеев, когда юным нахимовцам было под семьдесят, оттого воспоминания, если они не опирались на дневниковые записи, были туманны, перемешивались с богатым последующим жизненным опытом, и были пропитаны стремлением оставить о себе заметку в истории.



Евгений Федоров и Виктор Строгов.

У семнадцатого выпуска ЛНУ (1958-1965) на очередной встрече возникла идея восстановить список всех ребят, кто учился с нами. Возникла с одной только целью - разнообразить застолье, и, благодаря феноменальной памяти Евгения Федорова, список вчерне был готов тогда же, 5 сентября 1995 года. Большинству из нас тогда еще не исполнилось 50-ти, и никто не подозревал, во что эта потеха выльется.
Чтобы придать списку документальность, надо было идти в архивы. Тогдашний начальник строевого отделения ЛНУ, однокашник и мой сослуживец по Камчатке В.И. Строгов подготовил отношение, и я, к тому времени неработающий пенсионер, направился в Гатчину, в ЦВМА.



Дворцовые конюшни (казармы Кирасирского полка; ныне Центральный военно-морской архив)

Готовых списков в архиве не было, и следовало перелистать дела приказов начальника училища, по два тома на год обучения. Терпение было вознаграждено открытиями. Первое - училище оказалось не таким, каким представлялось в беззаботном детстве, наше тогдашнее благополучие создавалось титаническим трудом окружавших нас взрослых людей. Второе и главное - за семь лет обучения были исключены из списков более половины тех, кто поступал. Передо мной открылась полная трагизма картина ломки мальчишеских судеб.
Подлинные документы будоражили воображение, точно датированные они могли стать фактической основой для нашей собственной книги, но тогдашние возможности позволяли рассчитывать лишь на небольшую брошюру, машинописный справочник. В него вошли: точный список командования и преподавателей, офицеров и старшин роты, баталеров и даже ротных официанток. Этот список венчали биографии двух командиров рот, участников Великой Отечественной войны: К.Ф.Осипенко и Н.П.Оверченко, написанные по сведениям из наградных листов.



Осипенко Кондрат Филиппович. Капитан 2 ранга, Оверченко Николай Павлович. Капитан 2 ранга.

Далее шли выписки из приказов начальника училища, касавшиеся поощрений, а чаще наказаний нахимовцев нашей роты. Выписки содержали немало комических эпизодов, без чего не обходится ни одно описание детских лет. В тоже время было видно, как год от года наказания ужесточались - мы взрослели. Училищный период завершал список окончивших училище. Затем шло описание прохождения службы выпускников, наши достижения, даты встреч со списком посещения и, к сожалению, мартиролог. Брошюра была сделана в виде подшивки и подразумевала наращивание материала.
Приближался октябрь 1996-го – день рождения флота России. Наш справочник, дополненный некоторыми историческими заметками, превратился в памятку с краткими сведениями о создании флота и Нахимовского училища, биографиями П.С.Нахимова и архитектора А. И. Дмитриева.  Пасмурным днем 20 октября мы собрались у здания училища. Намечалось открытие памятника основанию флота, но церемонию отложили, и мы по-своему отметили этот день вручением своих самодельных книжек, что явилось единственным торжественным мероприятием в городе в тот знаменательный для флота день.
Поскольку здание училища строилось как памятник Петру Великому к 200-летию основания города, то я дополнительно сделал описание памятных частей здания и схему расположения особняков вокруг Домика Петра в первые годы истории города. Это приобрело ценность, когда город начал подготовку к 300-летию своего основания. С помощью нашего однокашника профессора СПГУ историка В.К. Зиборова на меня вышло руководство издательства «Искусство СПб» и предложило сделать книгу о Нахимовском училище. Чтобы написать такую книгу, пришлось побывать в шести архивах, и снова в ЦВМА, но теперь уже перелистать документы за 20 лет (после 1967 года училищная документация в архив не сдавалась).



Зиборов, Виктор Кузьмич — Википедия

Книга вышла в 2003 году, естественно, она получилась более краеведческой, чем военно-морской, и, как книга об истории города, была представлена на соискание Анциферовской премии и даже вошла в short list (9 из 86). Но своим появлением она опередила нашу собственную книгу, и к очередному юбилею (2005 год – 40-летие выпуска) мы совместными усилиями начали готовить книгу «Пароль семнадцать».
Порядковый номер выпуска – 17 - действительно, является для нас неким объединяющим паролем. С опорой на первый «справочник» было собрано, разбито по рубрикам и расположено в определенной последовательности все, что было о нас известно. А затем уже каждый, растрогавшись, дополнил текст своими воспоминаниями. Что особо ценно, воспоминаний первых лет обучения (5-6 класс) в нем оказалось больше, чем последних. В результате был составлен единый текст. По требованию издательства он написан от первого лица, но, безусловно, является общим произведением. В отличие от сборников воспоминаний, он более объективен, поскольку является итогом сопоставления разных мнений по одним и тем же вопросам. А воспоминания, как оказалось, могут отличаться весьма существенно.
Понимая, что не все выпуски имеют возможность сделать свои книжки, мы старались захватить сведения о соседних старших и младших выпусках, поэтому книга отражает жизнь Нахимовского училища в 1960-е годы. Книга, возможно, представляет интерес для ученых. Для нас же работа над ней - время наиболее тесного и плодотворного общения. От первой идеи прошло десять лет. Возрастом мы подходили к 60-летнему рубежу, но подводить окончательные итоги рано. Может статься, нас ждет еще одна книга.
Для меня воинское воспитание детей стало главной темой. За десять лет изучена история кадетских корпусов и других военных школ, наработаны подходы к исследованию, определился свой, критический, взгляд.



Встреча 1984 г. Третий слева - В.К.Грабарь, слева от него будущий "полярный адмирал", Герой России А.А.Берзин.

Главным препятствием в исследовании является как раз то, чем все мы гордимся – любовь к училищу. Эта любовь застилает глаза и окрашивает воспоминания в розовый цвет. Равно как одолевающее автора чувство превосходства над учащимися других школ зачастую является следствием ограниченности наших знаний. Правда же такова, что не обо всем и напишешь. Если вы хотите нарисовать объективную картину, имеющую какую-либо, пользу, кроме развлечения, то придется попотеть. На этом пути автора ждет ряд трудностей.
Школы вообще - не такие уж важные заведения, о них мало написано. О Нахимовском училище материалов побольше, но и здесь главным источником являются воспоминания нахимовцев, сделанные в устной или письменной форме. При этом надо различать, кто и когда вспоминает. Ясно, что двоечник, которого шпыняли в течение всех лет обучения, представляет училище иначе, чем отличник. Сразу могу дать совет: старайтесь избегать отрицательных суждений о личностях: о сверстниках и, тем более, о старших.
Устные воспоминания являются весьма ненадежным источником, зачастую не выдерживающим сравнения с документальными сведениями. Бесценным источником являются дневниковые записи. Их много сделано в сталинские времена, оттого книги первых выпусков, как ни странно, кажутся более точными, искренними и привлекательными. Позднее ведение всяких записей запрещалось. И тогда важным источником становится училищная документация, но и здесь свои проблемы. Эмоциональные приказы первого начальника капитана 1 ранга Н.Г. Изачика могут быть сравнены с дневниковыми записями. А документы последних 40 лет фактически утеряны, потому важным средством поисковой работы является Интернет, пресса, литература.
Часто возникают трудности в компоновке материала. Общее правило – темы следует укрупнять, чтобы не шарахаться от одного к другому. Особенность же такова, что школьная жизнь циклична и почти не меняется не только с годами, но и веками, к тому же перемены в общенаучном представлении о мире, изучаемые в школе, меняются медленнее, чем перемены в технике, изучаемой в высших училищах. Кому-то даже кажется, что школы и Нахимовское училище, в их числе, не имеют своей истории, и писать не о чем. Это, разумеется, не так, детская история – та же самая история, но проявляется она в деталях (родители, судьбы и т.п.) и многое в ней выглядит наоборот. Чтобы разглядеть историю детского учебного заведения, надо знать общую историю в подробностях. При этом усложняется компоновка, выстраивая материал, удобнее больше учитывать возрастные изменения в нахимовцах, чем смену программ от класса к классу. Переход от младшего возраста к старшему легко показать на смене вида практики (лагерь – корабль) или продвижением по мере роста от шеренги к шеренге парадного батальона. Но в любом случае форма изложения зависит от автора. Единообразие здесь ни к чему.
Пока неизвестно, как повлияют грядущие реформы военно-морского образования, означающие фактическое расформирование родного Нахимовского училища, на творчество его выпускников. Несомненно, возрастет значение любого свидетельства о его славной истории. Может быть, эта статья поможет будущим авторам в их благородном деле.



В.Грабарь, выпускник ЛНУ 1965 года

Дорогой Владимир Константинович, от души желаем тебе творческого долголетия! Мы неизменно чувствуем твое дружеское плечо, товарищескую поддержку. Спасибо! Счастья, здоровья и благополучия тебе и твоим близким!



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
Страницы: 1  2  
0
21.11.2009 18:59:29
С Днём рождения, нахимовец Володя Грабарь. Счастья и здоровья!
Две из перечиленных книг настольные, третья читается. Спасибо.
Отдельное спасибо автору поста. Хорошо!
Ссылка 0
Страницы: 1  2  


Главное за неделю