Адаму. «Трагедия подводной лодки «М-200»
Читаю все посты, которыми вы делитесь. Но история случившегося с подводной лодкой, как-то особо откликается. На то есть причины, о которых я тоже не один раз писала здесь на блоге: Палдиски. Памятник погибшим подводникам «М-200». Его судьба. И память, которая до сих пор отзывается.
И не только:
«В истории гибели «М-200», много поучительных эпизодов, которые повторяются на протяжении всей истории флота и поныне…. Стоит описать уже забытые трагические дни гибели подводников и самоотверженной работы морских спасателей».
Для меня и уверена для многих других, трагедия подводной лодки «М-200» - это и рассказ о том, что хотелось бы скрыть, но стало известным. Это своего рода приговор не умению высшего кабинетного начальства руководить, брать ответственность на себя, и даже большего - вечного шкурнического интереса, сомнений, нерешительности, топтания, оглядки, хотя стоит ли еще раз обозначать все случившееся какими-то словами …. Об этом красноречиво сказано теми, кто спасал:
«Спасательные работы задерживались, а время неумолимо быстро отсчитывало последние часы жизни моряков «М-200». Было много ненужной суеты, согласований, приказаний, ожидание ответов на выполнение указов и приказов, прочих проволочек. Пока наверху, решали, согласовывали и утверждали планы действий, на грунте лежала развороченная подводная лодка, и в тишине ее холодных, мертвых отсеков медленно погибали подводники. Главкомовское: «Мы сейчас посовещаемся…» длилось без малого 36 часов»….
И самое трудно выносимое:
«Согласно актам расследования факт прибытия главкома на место аварии «М-200» не подтвердился. Не «помнили» приезд Горшкова и другие участники событий, которых опрашивали следователи. И вообще, оказалось, что все распоряжения отдавал не главком, а командующий Балтийским флотом адмирал Головко Арсений Григорьевич!? В конце ноября, сразу же после трагических событий, Головко неожиданно перевели в Москву на должность первого заместителя главкома. Вскоре адмирал заболел. Считается, что лучевой болезнью: принимал участие в ядерных испытаниях морского оружия на Новой земле. В 1962 году легендарный моряк умер.
Виновными признали командиров лодки и эсминца, нарушивших Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС), а также командира 157-й отдельной бригады подводных лодок. Причинами, способствовавшими катастрофе, назвали неудовлетворительную организацию в подготовке «М-200» к выходу в море, низкую организацию оповещения и нарушение режима плавания в Финском заливе.
По понятным причинам вопрос низкой организации спасательной операции не рассматривался».
Есть фраза в публикации: » историю забыли на долгие годы»…. А жизнь подтверждала: все тайное, даже за семью печатями, становиллось явью. Об истории, пусть не громко, но рассказывали подводники. Они же отдавая дань святой памяти и традиции на флоте, приносили цветы к памятнику погибшим с «М-200», ухаживали за территорией вокруг него. Боролись за его сохранение, когда эта территория не стала российской. Памятник есть и есть памятные надгробия каждому из погибших на кладбище Палдиски. Есть люди, которые поддерживают территорию в чистоте и порядке. И есть факты, куда сюда приезжают поклониться им, через годы и расстояния.

Это фото сделано 12 октября 20015 года. Слева: старший лейтенант в запасе, штурманский электрик экипажа средней ПЛ С-95 Владимир Яковлевич Борисов ( живет в Таллинне), справа – капитан 2 ранга в отставке, командир подводной лодки С-95 Сергей Николаевич Боровков (Кронштадт). Фото – Леонида Шуткова, просто неравнодушного человека, живущего в Палдиски, который сопровождал их в этой экскурсии по памятным местам, через многие прошедшие годы.
Память, которая не уходит в запас…