Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Единая судовая энергетическая система

Как создать
единую судовую
энергетическую систему

Поиск на сайте

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГУРОВ. По следам балтийского подплава. - Калининград: "Янтарный сказ", 2009. Часть 16.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГУРОВ. По следам балтийского подплава. - Калининград: "Янтарный сказ", 2009. Часть 16.

ЧЕРЕЗ ВСЮ ВОЙНУ

В боевой летописи Балтийского флота гвардейская подводная лодка «Л-3» («Фрунзенец») занимает особое место. На ее счету числится больше всего потопленных кораблей и судов противника в период Великой Отечественной войны. В нашей стране и за ее пределами известны имена прославленных асов-подводников, командиров ПЛ «Л-3» Петра Денисовича Грищенко и Героя Советского Союза Владимира Константиновича Коновалова. Но мало кто знает, что всю войну — от ее первого до последнего дня — прошел на этой знаменитой подлодке Николай Иванович Шевяков, вначале в качестве старшины группы электриков, затем командиром группы движения БЧ-5.
К концу войны на рубке «Л-3» красовалась цифра 14 (количество побед). А по уточненным послевоенным данным, на счету «Л-3» объективно оказалось 11 потопленных вражеских кораблей и судов, включая подорвавшихся на минах, выставленных подлодкой. По объему потопленного за время войны тоннажа «Л-3» опередила все подводные лодки КБФ, кроме Краснознаменной ПЛ «С-13», которой командовал будущий Герой Советского Союза А. И. Маринеско. Чудом является то, что за время войны «Л-3», десятки раз форсируя минные поля, подвергаясь бесчисленным бомбежкам и попадая под таран, не погибла. Это чудо совершили люди — геройский гвардейский экипаж лодки, в том числе личный состав электромеханической боевой части, возглавляемой командирами БЧ-5 выдающимися инженерами-механиками М.А.Крастелёвым и А.В.Новаковым (с января 1944 года) и их надежным помощником командиром группы движения Н. И. Шевяковым.



Грищенко Петр Денисович, капитан 3-го ранга, командир подводной лодки «Л-3» («Фрунзенец»)

Описывая один из первых боевых походов «Л-3», М.А.Крастелёв в своем дневнике отмечает: «.. .В центральном посту — старшина группы электриков Н.И.Шевяков. Он идет в поход исполняющим обязанности командира группы движения... В этом походе у нас не хватает двух электриков и одного моториста. Из-за этого нагрузка на Н.И.Шевякова заметно выросла. Работает он без устали, надежен в самых сложных боевых ситуациях... Вот он управлял погружением недалеко от берега. Молодец! Хорошо получилось, даже командиру понравилось...» Надежен — это высшая оценка для подводника.

Герой Советского Союза Коновалов Владимир Константинович, гвардии капитан 3-го ранга, командир ПЛ «Л-3» («Фрунзенец»)



Родился 5 декабря 1911 года в селе Надежное Гуляйпольского уезда Запорожской губернии. Еврей. В РККФ с 1932 года. Член ВКП (б) с 1941 года. В 1936 году окончил ВМУ им. М.В.Фрунзе и получил назначение на ПЛ «М-51» Черноморского флота командиром БЧ-1. Через несколько месяцев переведен в 11-ю авиационную эскадрилью ВВС ЧФ, где до 1938 года служил штурманом звена. В июне 1938 года военлет Коновалов вернулся в подплав и был назначен штурманом на ПЛ «Д-4», а затем стал на ней помощником командира. В 1940 году капитан-лейтенант Коновалов окончил командные классы Учебного отряда подводного плавания им. С.М.Кирова и прибыл на КБФ на должность помощника командира ПЛ «Л-3» («Фрунзенец»).
Участвуя в боевых походах, подводник Коновалов был награжден орденами Ленина и Отечественной войны I степени. 1 марта 1943 года ПЛ «Л-3» («Фрунзенец») стала гвардейской, а 9 марта командиром корабля был назначен капитан-лейтенант В. Коновалов. Крупных успехов подводники гвардейской ПЛ «Л-3» добились в период Восточно-Прусской стратегической наступательной операции. 17 апреля лодка отправила на дно фашистский транспорт «Гойя», а через два дня плавучую батарею «ЗАТ-5». За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленный при этом героизм экипаж подводной лодки был награжден орденами, а гвардии капитан 3-го ранга В. К. Коновалов удостоен звания Героя Советского Союза (Указ от 08 июля 1945 года).
После войны Владимир Константинович продолжил службу в подплаве КБФ, командовал соединением подводных лодок. В 1950 году он окончил ВМА им. К.Е.Ворошилова, служил в центральном аппарате МО СССР, был заместителем начальника штаба Балтийского флота. В 1958 году контр-адмирал В. Коновалов был назначен заместителем начальника ВВМУ подводного плавания им. Ленинского комсомола, откуда в 1981 году уволился в запас по выслуге лет. Умер Владимир Константинович в 1967 году и похоронен в Ленинграде. Награжден шестью орденами, медалями.



Командир подводной лодки «Л-3» («Фрунзенец») В.К.Коновалов у своего корабля

А вот выдержки из походного дневника писателя-мариниста Александра Зонина, который участвовал в боевом походе «Л-3» в августе—сентябре 1942 года: «.. .Мичман Шевяков — заместитель командира электромеханической части по группе движения — электриков и мотористов. Он такой же подтянутый и четкий, как его начальник. Говор у него московский. Да он и есть москвич, работал на заводах электриком...» В этих немногословных оценках виден весь Н. Шевяков — профессионал. Как и надежность, профессионализм — высшая оценка для подводника. Надежность, профессионализм и мужество Н.Шевяков проявлял во всех боевых походах «Л-3».
Как командир группы движения Н.Шевяков и его подчиненные — электрики и мотористы — внесли свой вклад в замечательную победу, которую гвардейская «Л-3» одержала в своем последнем боевом походе в марте—апреле 1945 года, потопив три вражеских транспорта. Лодка вышла из базы 23 марта на позицию в район Данцигской бухты под командованием капитана 3-го ранга В. Коновалова.
На третьи сутки после выхода из базы, ночью, лодка шла в надводном положении. Акустик Д.Ганин доложил командиру, что слышит шум винтов транспорта и четырех сторожевиков. Один сторожевик повернул и полным ходом направился в сторону лодки. Увидел его сигнальщик. «Срочное погружение!» — скомандовал В.Коновалов. При погружении не сработал вовремя привод клапана вентиляции одной из кормовых ЦГБ — «Л-3» ушла под воду с большим дифферентом на нос и на глубине 53 метров ударилась носом о грунт.



Группа личного состава подводной лодки «Л-3»



Рубка подводной лодки «Л-3»  («Фрунзенец») установлена в экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны на Мемориальном комплексе в Парке Победы на Поклонной горе в Москве



Мемориальная доска с именами подводников на рубке подводной лодки «Л-3» («Фрунзенец»)

Дифферент был так велик, что подводников в отсеках бросило к носовым переборкам. Инженер-механик А.Новаков быстро оторвал лодку от грунта и выровнял дифферент. Полным ходом «Л-3» стала отходить от места погружения. Уверенно действовали под руководством Н.Шевякова электрики, четко выполняя команды из центрального поста. За кормой раздались взрывы глубинных бомб. К счастью, сторожевик сбросил только одну серию бомб и ушел догонять удалявшийся конвой. В отсеках почувствовали резкий запах: при дифференте и ударе лодки о грунт из аккумуляторных баков выплеснулся электролит. Н.Шевяков немедленно организовал работу в аккумуляторных ямах. Для нейтрализации кислоты пришлось использовать всю имевшуюся на лодке соду, в том числе и пищевую.



Шевяков Николай Иванович, инженер-лейтенант, командир группы движения БЧ-5 подводной лодки «Л-3» («Фрунзенец»)

Ночью 17 апреля «Л-3» ходила вблизи берега в позиционном положении под дизелями, заряжая аккумуляторную батарею. Акустик услышал шум винтов транспорта и трех сторожевиков. Командир повел лодку на сближение с конвоем. Вскоре с мостика увидели силуэты вражеских судов. Сторожевики шли мористее, не ожидая атак советских подводных лодок со стороны берега. Торпедная атака! Три торпеды «веером» устремились к транспорту. Подводники услышали два мощных взрыва. Над транспортом взвился столб огня и дыма. Не погружаясь, «Л-3» полным ходом уходила от места атаки. Сторожевики ее не преследовали. Позднее стало ясно, почему они не атаковали лодку. На потопленном транспорте «Гойя» (5 230 брт) находились около 4 500 гитлеровцев, в том числе 1 500 солдат и офицеров 4-й танковой дивизии вермахта и около 3 500 гражданских лиц. Судно затонуло, унося с собой, по различным оценкам, 6-7 тыс. человек. Гибель транспорта «Гойя» по количеству жертв стоит на первом месте среди морских катастроф за всю историю мореплавания, опережая знаменитый «Титаник» и «Вильгельм Густлов». С лайнера спаслись только 163 человека. Скорее всего, сторожевики не преследовали «Л-3» после атаки потому, что пытались спасать пассажиров гибнувшего транспорта. Эта торпедная атака «Л-3» соизмерима по своим боевым результатам с «атакой века» — потоплением ПЛ «С-13» в январе 1945 года фашистского лайнера «Вильгельм Густлов».
Многими боевыми наградами отмечены заслуги на войне подводника-гвардейца Николая Шевякова, в их числе на груди командира группы движения «Л-3» — орден Ленина, два ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны I степени.

Обращение к Президенту РФ.



Идут годы, скоро уже мы будем праздновать 65 лет Великой Победы, но до сих пор не признаны заслуги настоящего подводного аса, нашего народного Героя Петра Денисовича Грищенко. Может быть этим фильмом, мы сможем еще раз напомнить руководству страны о нашем долге перед памятью замечательного подводника, который после каждого выхода в море возвращал семьям – женам, детям, родителям - целыми и невредимыми своих подчиненных, чтобы они могли и дальше бороться с ненавистным врагом. В сложнейших условиях минной опасности его подводная лодка неоднократно успешно форсировала минные поля и выполняла поставленные задачи.
Получили звезды Героев многие участники подводной войны, мы не будем здесь разбирать их заслуги и достоинства, к счастью присвоили это Звание Александру Ивановичу Маринеско, правда, через 27 лет после смерти.
В июле 2010 года мы будем отмечать 102-ю годовщину со дня рождения Петра Денисовича, день памяти был в январе, правда, в 19-й раз, а в не 27-й, как у Маринеско. Так хочется, чтобы восторжествовала справедливость, и заслуги Героя были бы признаны, ведь не единожды он был представлен к этому заслуженному им званию.
Мы поместили на нашу картинку две звезды Героя – одну, которую он заслужил по праву, но не получил, и вторую, которой в настоящее время президент России может отметить его ратный подвиг. Мы обращаемся к вам, Дмитрий Анатольевич, от имени многотысячного отряда советских и российских подводников, с просьбой рассмотреть вопрос о присвоении звания Героя России командиру подводной лодки «Л-3» капитану 1 ранга Грищенко Петру Денисовичу (посмертно). Не единожды Звание Героя присваивалось в юбилейные даты Дня Победы за подвиги, самоотверженность, умелое и результативное командование частями и кораблями, проявленные в годы войны. 2010 год – юбилейный – 65 лет со дня Победы. Это Ваше решение, Дмитрий Анатольевич, будет действенным подтверждением того, что «никто не забыт и ничто не забыто».

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю