Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
РЛС для охраны периметра

Комплексные решения
безопасности
на основе РЛС

Поиск на сайте

В.К.Грабарь."Пароль семнадцать". Часть 39.

В.К.Грабарь."Пароль семнадцать". Часть 39.

Будущим «ввмурэшникам» нервы помотали изрядно, особенно тем, кто шел на факультет автоматизации. Чтобы попасть в ВВМУРЭ, предстояло трижды побывать в кабинете начальника ЛНУ. Сначала их было 18. После первого посещения осталось 9. Это были: Хламков, Моисеев, Дудник, Градосельский, Задворнов, Московенко, Вадим Иванов и Крылов.
Аркадия Моисеева «захватила» радиоэлектроника и его выбор был однозначный. А Витя Крылов хотел после окончания Нахимовского училища поступить в Военно-медицинскую академию и стать военно-морским врачом, но командование училища в этом его желании отказало, точнее, запретило и думать о медицине под угрозой исключения из Комсомола. Для Виктора, умницы и прекрасного товарища, это была настоящая трагедия. Такое было время. Пришлось идти учиться в ВВМУРЭ им. Попова. Но и там специальности были разными. В Нахимовском училище почему-то особо противостояли профессии вычислителя (может быть, политотдел все еще считал кибернетику лженаукой?). Справедливости ради следует сказать, что в настоящее время основной костяк ВВМУРЭ им А.С.Попова составляют факультеты, связанные с вычислительной техникой и многие «папы-адмиралы» стараются направить своих чад после Нахимовского именно во ВВМУРЭ им А.С.Попова.


ЧВВМУ имени П.С.Нахимова



Саша Белогуб с Витей Градосельским первоначально думали поступать в Военный институт иностранных языков. Английский - это то, в чем мы себя наиболее уверенно чувствовали. В то время перейти из флотской системы в армейскую было настоящей проблемой. Но они полагали, что с помощью отца Виктора сумеют ее преодолеть. Офицеру-воспитателю Ю.А.Барышеву было известно об их намерениях, и он проводил соответствующую работу по противодействию. Первым сдался Саша. К одиннадцатому классу у него испортилось зрение: правый глаз - единица, а левый - 0,2. Уже во время сдачи экзаменов его вызвали к начальнику училища. Ни во Фрунзе, ни в подплав он не подходил, и ему предложили идти во ВВМУРЭ или вообще уйти на гражданку и поступать в Университет, и обещали дать замечательную характеристику. Штатским Саша себя представить не мог, а становиться вычислителем тоже не хотелось. И тут он вспомнил, что у Володи Лебедя проблемы со зрением были давно, и он заранее знал, что в ЧВВМУ на береговом факультете есть авиакласс, в который требования к здоровью не столь строги. Так Саша пошел вслед за Володей. Выбор был во многом случайным, но оказался удачным. А у Володи еще и судьбоносным, потому что, когда-то он жил в Севастополе, у него в Крыму была невеста.
Юра Монахова первоначально собирался идти во ВВМУРЭ, а Валера Назаренко в «Дзержинку», но Саша Коваленко сманил сначала одного, потом и другого. В итоге трое друзей выбрали для себя ЧВВМУ. В результате в ЧВВМУ им. П.С.Нахимова пошли: Белогуб, Виноградов, Коваленко, В.И.Лебедь, Монахов, Назаренко (он переведется во ВВМУРЭ), Поросятников, Сиротинский, Ульяшин, Щукин.




Сияет гордо шпиль Адмиралтейства, ориентир надежный моряка..."

ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского

Выбор этого училища оказался самым непредсказуемым. Раньше туда шли золотые и серебряные медалисты: В.Кулешов (золото 1954), В.Ляпунов (золото 1955), Н.Гришин (золото 1958 , Ю.Скачков (золото 1958 , Н.Стукалин (золото 1958 , Б.Маркитантов (золото 1959), А.Пищенков (золото 1961), В.Крапивин (золото 1964), Е.Чеканов (серебро 1962), Б.Кобылинский (серебро 1963), Г.Ильин, Г.Лушин, и другие. Из наших же никто особыми результатами в учебе не отличался. Их было шестеро, и все написали рапорта с просьбой зачислить их на электротехнический факультет. Но в этом училище знали, что нахимовцев держать вместе опасно (по мнению В.Овчинникова особенно много хлопот доставили командованию училища выпускники 1962 г.). И их разбили по разным факультетам - по алфавиту, да еще и по разным ротам. Антипенко и Коновалов были зачислены на первый факультет специальной (атомной) энергетики, Малахов и Мельниченко - на второй электротехнический, а Овчинникова и Попова на третий (там был только один класс) – кораблестроительный.

***



Принятие присяги. М.Голубев, В.Н.Иванов, А.Берзин.

В итоге мало кто может сказать, каким точно образом был сделан его выбор. То, что мы называем нашим выбором, на деле оказалось совпадением многих обстоятельств. Но, в конце концов, никто никогда не пожалел о выбранном пути. Характерным является то, что многие пошли в командные училища. Та же картина наблюдалась и в предыдущем 1964 году, когда многие поступили в Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола. А почти половина нашего выпуска (21 человек) поступила в училище им. М.В.Фрунзе. Эти два училища были сходны тем, что его выпускникам (кроме гидрографов) был прямой путь на командирский мостик или в центральный пост. Желание, а вернее сказать, приятие возможности поступать туда, объективно было обусловлено произошедшим переустройством флота, к тому же теперь все училища давали общесоюзную инженерную специализацию. Теперь у нахимовцев не было оглядки на гражданскую специальность; вопрос стоял конкретно, какое училище и какой факультет выпускает будущих командиров кораблей?

[1] Подробнее см.: Синдаловский Н.А. Петербург. От дома к дому… От легенды к легенде. СПб., 2000. С.222

Глава 10. Выпуск после выпуска



Нахимовцы 17-го выпуска идут на свою первую встречу в родное училище. 26 августа 1980 года. Первый ряд: И.Невельский, Н.Петров, А.Моисеев. Второй: Е.Смирнов. Третий: Е.Федоров, В.Грабарь.

Судьба подарила нам пятилетнюю отсрочку от суровых флотских будней в виде обучения в высших училищах. Во ВВМУ им. М.В.Фрунзе, ставшие курсантами нахимовцы, как и их далекие предшественники в Морском корпусе (если верить С.А.Колбасьеву) «изучали морские науки и в свободное время пили водку». Их на первом курсе факультета было довольно много – пятая часть. Они продолжили, было, жить нахимовской жизнью, но кое-что в этой жизни пришлось им все-таки подправить. Справедливо сказать, что уже на втором курсе, а тем более на третьем нахимовцы уже ни чем не выделялись от своих сокурсников, а потом уже и часто уступали им. А гонор-то оставался. И это характерно для всех училищ.
Порядки во ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского считались вполне демократическими, но учиться там было не просто, инженерная специальность требует глубоких знаний по общим и специальным дисциплинам. Будущие инженеры засели за свои чертежи, и больше их никто и не видел. Наших однокашников в «Дзержинке» было мало, и они сразу же слились с общей курсантской массой.
В других училищах жизнь была средней между этими двумя. Курсанты по-разному носили знаки об окончании Нахимовского училища: дзержинцы – у самого погона, ВВМУППовцы – на животе, остальные на разной высоте, в соответствии с уровнем интеллекта.
Случалось и так, что сделанный выбор того или иного училища не соответствовал интеллекту, и тогда приходилось добиваться перевода в другое училище. Так, Сережа Попов сначала поступивший во ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского, скоро понял, что он явно хватил через край, и стал проситься в командное ВВМУ им. М.В.Фрунзе, но там уже было столько нахимовцев, что у командования пухла голова.




Тогда Сережа поступил в Балтийское ВВМУ в Калининграде, где нахимовцев еще не знали, и успешно закончил его, но на год позже нас. Также и Игорь Антипенко, он перевелся в ЧВВМУ им. П.С.Нахимова. А у Валеры Назаренко происходил обратный процесс, и он из ЧВВМУ перевелся во ВВМУРЭ им. А.С.Попова.
Не все и окончили высшие училища.
В «Дзержинке» Георгий Малахов к исходу первого курса превратился в настоящего гусара. Высок, статен, белокур, улыбка обворожительная, манеры изысканно-сдержанны. У женщин разных возрастов и положений он пользовался неизменным успехом. На занятиях его видели редко. А попался по-глупому, когда принес пятикурсникам бутылку водки. Никого, естественно, не сдал. Накануне начальник училища контр-адмирал А.Т.Кучер собирал всех нахимовцев и строго предупреждал и его и остальных. А теперь Жора был отчислен без разговоров. Он дослужил положенный срок на флоте, а в 1975 году погиб. В итоге в «Дзержинке» остались: Коновалов - спецфак, Овчинников - корфак, Мельниченко – электромеханический факультет. Эти трое стали прекрасными специалистами.
Во «Фрунзе» окончили училище по специальности «Штурманская ВМФ»: А.Берзин, В.Калашников, М.Голубев, В.В.Иванов, М.Козловский, Н.Петров, А.Комаров, В.Писарев. Окончили училище по специальности «Гидрография»: В.Александрович, Д.Аносов, Б.Горелик, В.Грабарь, Л.Козловский, Е.Смирнов, В.Смирнов, В.Строгов, Е.Федоров. Не окончили училище штурмана В.Васильев, В.Хомко и гидрографы Мирошин, А.Сиренко. Последним двум, чтобы уйти из училища, пришлось «косить» под душевнобольных.
Из ВВМУРЭ отчисляли А.Моисеева и В.Крылова, но им удалось восстановиться, и они все же стали офицерами и неплохими специалистами.
Нюансов было много, о всех не расскажешь. Но были во время обучения в высших училищах и некоторые общие черты.


***

Первое, что объединяло черты всех выпускников, это знание английского языка. Надо заметить, что, когда нахимовцы приходили в высшее училище, там, где их было достаточное количество, формировались отдельные группы. Они же составляли костяк «англоговорящих» курсантов. В Черноморском высшем военно-морском училище им. П.С.Нахимова также как и в ЛНУ периодически проводились вечера иностранных языков. Один из таких вечеров начался одноактной пьесой. «В постановке главные роли исполнили курсанты 1 курса Назаренко, Коваленко, Монахов» - писала о наших ребятах газета «Флаг Родины».




Участники драматической стадии ЧВВМУ им. П.С.Нахимова. Крайний слева В.Пономарев (не нахимовец), далее: Ю.Монахов, А.Коваленко, В.Назаренко. 1966 год.

В 1967 г. во время летней практики курсанты ВВМУПП им. Ленинского комсомола на борту крейсера «Киров» совершила дружеский визит в Стокгольм. Бывшие нахимовцы В.Полынько, А.Сипачев и А.Стражмейстер обеспечивали языковое прикрытие в качестве дежурных переводчиков. Кроме того, Полынько вел программу концерта училищной и корабельной самодеятельности. Естественно, на английском языке.
Примерно то же происходило и во ВВМУ им. М.В.Фрунзе. Дважды в 1967 году, когда в Ленинград приходили отряд шведских кораблей в составе фрегатов «Упланд» и «Седерманланд» и голландское гидрографическое судно «Снелиус», группа бывших нахимовцев - а тогда курсантов 2 курса ВВМУ им. М.В.Фрунзе – Е.Смирнов, Е.Федоров, В.Калашников, В.Грабарь работала с иностранными моряками в качестве переводчиков. Они проводили экскурсии по городу, музеям и паркам.




Не раз, в знак благодарности за оказанную помощь иностранные моряки приглашали их на борт своих кораблей. Как-то странно было думать, что такие же, как ты моряки, одетые почти в такую же форму, с которыми ты сегодня мило беседуешь, завтра могли стать твоими смертельными врагами. Однажды, увлекшись дружеской беседой с «заклятыми друзьями», наши ребята подзадержались. Встревоженный политотдел базы в полном составе собрался на пирсе и в тревоге ожидал их у самого трапа, боялись, что если поднимутся на борт, то это будет понято определенными органами определенным образом. А курсантам, когда они спускались по трапу, море было по колено.
Во ВВМУ им. М.В.Фрунзе с началом первого учебного года из нахимовцев и суворовцев (в роте их было трое: Валера Колмаков, Юра Колбаса и Витя Свирин) образовали отдельные учебные группы для дальнейшего изучения английского языка. У штурманов была своя группа, ее вела Кира Яковлевна Бондарчук, а у гидрографов своя под руководством начальника цикла Таисии Ефимовны Григорьевой. Обе в то время писали учебник для курсантов высших военно-морских училищ. Таисия Ефимовна имела научную степень, и, кстати, вполне спокойно отнеслась к нашим восторгам о «неостепененном» Д.И.Эльянове.


Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru
0
06.05.2011 10:29:49
В Балтийском ВВМУ в Калининграде, где нахимовцев еще не знали ...
В порядке уточнения: Выпускники нахимовских училищ уже ранее обучались в Калиниграде, хотя не в массовом количестве, но их в курсантской среде хорошо знали. Так, например, на штурманском факультете с 1953 по 1957 год успешно обучался Юрий Викторович КОТТ, капитан 1-го ранга. Ныне проживает в Калиниграде. Являлся командиром РЗК, затем служил в Разведуправлении Штаба КБФ. В дальнейшем выполнял обязанности заместителя начальника факультета в в своём родном по выпуску училище. Наверное есть и другие
примеры.
  Кроме того, в 1957 году штурманский факультет БВВМУ окончили нахимовцы РНУ Красильников Виктор, Верюжский Николай, нахимовец ТНУ Харченко Анатолий, переведённые в 1956 году в составе факультета из ЧВВМУ имени П.С.Нахимова.
Ссылка 0


Главное за неделю