Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Кирпичики для создания любых АФАР

"Микран" внедрил новые
приемо-передающие модули
по 3D-технологии

Поиск на сайте

Усталая подлодка на музейной вахте. М.Агронский. Часть 3.

Усталая подлодка на музейной вахте. М.Агронский. Часть 3.

В положенный час кают-компания превращается в конференц-зал, в лекторий, в чертежную мастерскую, канцелярию, киноклуб, библиотеку и просто в салон для бесед.
Под настилом палубы отсека - трюм. В этом легко убедиться, если отдраить в среднем проходе люк и заглянуть в лаз аккумуляторной ямы: в два яруса стоят там огромные чёрные баки элементов. В них заключена подводная сила корабля, его ходовая энергия, тепло, свет…
Но в этом же подполье обитает и гремучий дух-разрушитель - водород. Всего лишь четыре процента его в воздухе рождают взрывоопасную газовую смесь. Батареи постоянно выделяют водород, и следить за периодической вентиляцией их, как заведено ещё со времен первой мировой войны, - недреманная обязанность вахтенного офицера - в море, дежурного по кораблю - в базе. И уж, конечно, вахтенного механика.



Третий отсек - Центральный (Главный командный пункт). Здесь расположены: рубки гидроакустиков и радиометристов; штурманская выгородка; перископ; посты управления курсом, глубиной, погружением и всплытием подводной лодки; гирокомпас; торпедный автомат стрельбы; подъемно-мачтовые (выдвижные) устройства; главный осушительный насос; трюмная помпа; артиллерийский погреб; провизионные кладовые; подводный гальюн; нижний рубочный люк.
Центральный пост… Тронное место в центральном посту занимает железное креслице, приваренное к настилу у носовой переборки так, что командир в нём всегда сидит спиной к носу корабля. Оно похоже на подставку для старинного глобуса. Под креслом размещён штурманский агрегат. Если уместиться в тесной чаше сиденья, то в лопатки упрутся, словно стетоскопы, ревунные раструбы машинных телеграфов. Прямо у коленей окажется разножка боцмана перед манипуляторами рулей глубины и многоярусным «иконостасом» из круглых шкал глубиномеров, аксиометров, дифферентометров.
За спиной боцмана - конторка вахтенного офицера с пультом громкой межотсечной связи. У его ног сидит обычно на «сейфе живучести» (несгораемый ящик с документацией по непотопляемости корабля) вахтенный механик. Эти четыре человека - «мозжечок» субмарины - размещены купно, как экипаж танка.
Сейчас здесь напряженно: подвсплытие в приповерхностный слой. Слегка покачивает. Из выносного гидроакустического динамика слышно журчание, с каким перископ режет поверхность. Это журчание да бесплотная мягкая сила, налегающая то на спину, то на грудь, - вот, пожалуй, и все, чем планета Земля даёт знать о себе. Под водой же обрываются и эти связи с внешним миром. Единственное, что напоминает о береговой, сухопутной жизни, - сила тяжести. За оболочкой прочного корпуса могли бы проноситься звёздные миры и проплывать затонувшие города, бушевать смерчи или протуберанцы, но в отсеках все так же ровно светили бы плафоны и так же мерно жужжал репитер гирокомпаса. Но мы-то знаем - что за этой тишиной и бездвижностью. Мы погружены в мир сверхвысоких давлений - такой же опасный, как космический вакуум. Мысль эта неотступна, как и давление океана. Она напрягает душу, чувства, разум так же, как обжатие глубины - прочный корпус.



Быть в центральном посту и не заглянуть в штурманскую рубку очень трудно. Это единственное место на подлодке, где ощущается движение корабля, где своими глазами видишь, как пожирается пространство: в окошечках штурманского прибора переползают цифры миль, градусы и секунды пройденных меридианов, параллелей…
Мне нравится бывать здесь ещё и потому, что деревянная каморка в железных джунглях центрального поста - с полками, заставленными томами лоций, крохотными шкафчиками, выдвижной лампой и самым широким на лодке столом (чуть больше кухонного для малометражных квартир) - напоминает об уюте оставленного дома. К тому же это самая что ни на есть моряцкая рубка на подводной лодке: карты, секстанты, хронометры, звёздный глобус… Тонко отточенные карандаши, резинки, мокнущие в спирте, параллельная линейка из грушевого дерева, острый блеск прокладочных инструментов…
На листе каллиграфически вычерчена схема нашего похода. Схему повесим на самом бойком месте - в коридоре четвертого отсека, - и штурман ежедневно будет отмечать на ней положение корабля.
Не могу обойти вниманием отхожее место на судах, в том числе и на подводной лодке, которое имеет название гальюн, которому посвящено немало строк у писателей-маринистов. Слово galjoen – нос корабля - заимствовано у голландцев. Ранее на парусных судах отхожее место устраивали на носу корабля, например, по обе стороны бушприта. Ниже не забывает упомянуть об этом сложном техническом устройстве и Николай Черкашин.



Трюмному боевого поста номер три вверена святая святых: оба рубочных люка - верхний и нижний. Это главный вход в подводную лодку, и матрос при люках - я понимаю механика - должен быть надежен, как страж у крепостных ворот.
Но в боевой пост номер три входит и гальюн подводного пользования. В рабочей тетради Жамбалова записано: «Подводный гальюн должен обеспечивать бесшумность и бесследность действия, возможность использования на любой глубине погружения подводной лодки, вплоть до предельной». По боевой тревоге матрос Жамбалов заскакивает в гальюн, тесный, как телефонная будка, садится на крышку унитаза и ждет драматических событий. Например, пробоины в районе гальюна или штурманской рубки, к которой примыкает его заведение. Тогда, согласно аварийному расписанию, он должен завести под пробоину пластырь и прижать его малым упором. Но пробоин нет, и Жамбалов сидит в тесной каморке до самого отбоя.
Иногда кто-нибудь из офицеров центрального поста стучится к нему, и матрос поспешно освобождает место. Потом Жамбалов принимается за работу. Прежде чем нажать спускную педаль, необходимо проделать множество манипуляций, чтобы сравнять давление в сливных трубах и за бортом. Для этого надо перекрыть в строгом порядке четыре клапана и открыть шесть вентилей. В общей сложности - прокрутить десять маховичков. Тут главное - не перепутать последовательность, иначе может получиться, как с лейтенантом Нестеровым: он только что пришёл из училища и постеснялся воспользоваться услугами Жамбалова. Неправильно пущенный сжатый воздух выбросил содержимое унитаза прямо на его новенькую тужурку. После такого конфуза служить на нашей лодке Нестеров не мог и перевелся на другой корабль. Жамбалову понятен смысл его работы. Нельзя сказать, что она ему нравится, но она не пугает его, как эти сложные, таинственно гудящие, живущие своей электрической жизнью приборы в штурманской рубке, центральном посту, да и вообще повсюду.

Трагико-комический эпизод на эту же тему у писателя Александра Покровского в рассказе «Черный песец».



ПЛ 613 пр. А.Заикин.

...Первый час ночи; лодка только с контрольного выхода, еще не успели как следует приткнуться, привязаться, принять концы питания с берега, а уже звонками всех вызвали на пирс, построили и объявили, что завтра, а вернее, уже сегодня, в десять утра, на корабль прибывает не просто так, а вице-президент Академии наук СССР вместе с командующим, а посему – прибытие личного состава на корабль в пять утра, большая приборка до девяти часов, а затем на корабле должны остаться: вахта, командиры отсеков и боевых частей, для предъявления. В общем, смотрины, и поэтому кто-то сразу отправился домой к женам, кто-то остался на вахте и на выводе нашей главной энергетической установки, а кто-то, с тоски, лег в каюте в коечку и тут же... кто сказал "подох"? - тут же уснул, чтоб далеко не ходить.
К девяти утра сделали приборку, и корабль обезлюдел; в центральном в кресле уселся командир, рядом - механик, комдив три, и остальные-прочие из табеля комплектации центрального поста; весь этот человеческий материал разместился по-штатному и предался ожиданию. Волнение, поначалу способствующее оживлению рецепторов кожи, потихоньку улеглось, состояние устоялось, и сознание из сплошного сделалось проблесковым.



Вице-президента не было ни в десять, ни в одиннадцать, где-то в полдвенадцатого обстановку оживил вызов "каштана", резкий, как зубная боль,- все подскочили. Матрос Аллахвердиев Тимуртаз запросил "добро" на продувание гальюна третьего отсека.
- Комдив три! - сказал командир с раздражением.
- Есть!
- Уймите свой личный состав, уймите, ведь до инфаркта доведут!
- Есть!
- И научите их обращаться с "каштаном"! Это боевая трансляция. Научите, проинструктируйте, наконец, а то ведь утопят когда-нибудь нас, запросят вот так "добро" и утопят!
- Есть!
Трюмный Аллахвердиев Тимуртаз был в свое время послан на корабль самим небом. Проинструктировали его не только по поводу обращения с "каштаном", но и по поводу продувания гальюна. Происходило это так:



- Эй, там внизу, "баш уста", ты где там?
- Я здэс, таш мычман!
- Ты знаешь, где там чего открывать-то, ходячее недоразумение?
- Так точно!
- Смотри мне, сын великого народа, бортовые клапана не забудь открыть!
Да, и крышку унитаза прижми, а то там заходка не пашет, так обделаешься - до ДМБ не отмоешься, мама не узнает!
- Ест...
- А ну, докладывай, каким давлением давить будешь?
- Э-э... все нормално будет.
- Я те дам "все нормално", знаем мы: смотри, если будет, как в прошлый раз, обрез из тебя сделаю.
- Ест...



Бортовые клапана Тимуртаз перепутал: он открыл, конечно, но не те. Потом он тщательно закрыл крышку унитаза, встал на нее сверху и вдул в баллон гальюна сорок пять кило вместо двух: он подумал, что так быстрее будет. Поскольку "идти" баллону гальюна было некуда, а Тимуртаз все давил и давил, то баллон потужился-потужился, а потом труба по шву лопнула и содержимое баллона гальюна - двести килограммов смешных какашек принялись сифонить в отсек, по дороге под давлением превращаясь в едучий туман.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru
0
24.06.2013 15:12:30
Под настилом палубы отсека - трюм. В этом легко убедиться, если отдраить в среднем проходе люк и заглянуть в лаз аккумуляторной ямы: в два яруса стоят там огромные чёрные баки элементов.
Элементы АБ на пл 613 пр. устанавливались в один ярус. Кроме того, аккумуляторная яма не является трюмом, ибо Трюм (от нидерл. 't ruim < het ruim) — пространство в корпусе судна между днищем (или вторым дном) и нижней палубой (или платформой)
Ссылка 0
0
24.06.2013 19:21:53
Здравия желаю, уважаемый nick191!

Мне очень нужны точные сведения, с какой периодичностью на лодках должен производиться химанализ хладона R 114B2, то есть, как Вы конечно же понимаете, штатного огнегасящего вещества системы ЛОХ.

Речь идёт о широком химанализе, способном подтвердить или не подтвердить соответствие этого хладона требованиям ГОСТ на него. Вот линк на этот ГОСТ:

ГОСТ на хладон для ЛОХ

Как видите, такой анализ требует дорогостоящего оборудования, спецреактивов, времени, расхода хладона из системы, высокой квалификации персонала.

Будьте так любезны, если не затруднит. К сожалению, я не имею связи со своими сослуживцами-механиками, а сам не припоминаю, чтобы кто-то из них когда-то был озабочен вопросом при передачах лодок между экипажами. А мне по службе во втором экипаже пришлось держать их 8 (!) разных.

И я до сих пор не знаю даже как этот хладон пахнет.

Но тетрахлорэтилен ходил понюхать в химчистке.

Девица пошла навстречу, принесла бутылку и была очень задумчива, провожая меня к выходу, когда я ей объяснил, что от этой отравы на подводной лодке погибли испытатели.

Действительно, гарантийный срок службы хладона в резервуарах-огнетушителях системы ЛОХ составляет 10 и даже 15 лет. Так во время подходящего по сроку среднего ремонта произвести замену на паспортизованный хладон в заводе, и всё.

Вопрос, как Вы понимаете, связан с делом "Нерпы".

Спасибо!
Родитель Ссылка 0
0
24.06.2013 23:02:02
Так во время подходящего по сроку среднего ремонта произвести замену на паспортизованный хладон в заводе, и всё.
Kinz, конечно не в качестве ответа, заданному Вами Nick191, но если не попадалось, может стоит посмотреть на документы ВНИИПО МВД России по второй части Вашего вопроса.
От 1998 года (новее вроде нет):
2. Хладон 114В2 является в России основным газовым средством пожаротушения. Технический комитет по альтернативным веществам поддержал просьбу России о квоте на ежегодный разрешенный объем производства хладона 114В2. Однако необходимо учитывать, что данное разрешение дается на один год, и не исключена возможность в перспективе отказа в таком решении России.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАМЕНЕ ОЗОНОРАЗРУШАЮЩИХ ХЛАДОНОВ В СИСТЕМАХ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ОСОБО ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОЗОНОБЕЗОПАСНЫЕ СРЕДСТВА
3.1. При замене озоноразрушающих хладонов (114В2 и 13В1) и составов типа "3,5'' в автоматических установках газового пожаротушения следует руководствоваться следующей концепцией:
первоочередной немедленной замене подлежит состав типа "3,5" ввиду его токсичных свойств, а также отсутствия действующих нормативных документов, регламентирующих его использование;
подлежит замене хладон 13В1 по истечении гарантийного срока использования и хранения в АУГП(х) (или в резерве), так как он не прошел сертификацию в России (:?: :!:);
подлежит замене или регенерации хладон 114В2 по истечении гарантийного срока использования и хранения в АУГП(х) (или в резерве). В случае регенерации хладона срок его применения в АУГП(х) может быть продлен после подтверждения огнетушащей эффективности регенерированного вещества.
На основании ГОСТ Р 50291-92.1 (ТУ на хладон 114В2) срок годности в баллонах установок пожаротушения хладона 114В2 составляет 15 лет, а по данным американского стандарта NFPA 12A и ТУ 6-02-1104-87 для хладона 13В1 - 10 лет.
Для вновь проектируемых АУГП хладон 114В2 использован быть не может на основании НПБ 22-96 и дополнений к нему.

И ещё, сохранённая копия одного форума: танкисты и БМПисты обсуждают. Танк и лодка имеют некоторую подобность (вы уж извините). Цитаты:
- От чего система ППО в МТО БМП-3 использует хладон 114В2 (в то время как в обитаемом объеме используется хладон 13В1). Понятное дело что хладон 13В1 в разы дороже и у баллонов с ним срок использования 10 лет, а не по 15.
- Именно от того что основным был хладон 114B2 c прекращением его производства тянули до конца 2000 года, прекратив производство хладона 13B1 ещё в 1994 году.

Kinz, а ведь, например, жидкое ракетное топливо тоже не перепроверяли. Впрочем, я не стартовик.
Родитель Ссылка 0
0
24.06.2013 23:28:07
Спасибо, Аркадий, всё это, включая танки, самолёты и вертолёты, озон и все хладоны, я давно проработал.

Вопрос сугубо конкретный : периодичность или сроки обязательных проверок химсостава хладона, залитого в ЛОХ, во время его гарантированного срока службы в 10..15 лет. По Инструкции системы ЛОХ. Или по формуляру, может быть.

Например, прошло 2 года, проверили, не годен, бесплатно заменили по рекламации. Прошло ещё 2 года, проверили, годен. И так далее.

Или залили, 10 лет только проверяют заводские пломбы и нет ли протечек.
Родитель Ссылка 0
0
24.06.2013 23:30:48
Понятно, Kinz.:)
Родитель Ссылка 0
0
25.06.2013 20:11:42
Вопрос сугубо конкретный : периодичность или сроки обязательных проверок химсостава хладона, залитого в ЛОХ, во время его гарантированного срока службы в 10..15 лет. По Инструкции системы ЛОХ. Или по формуляру, может быть.
Конкретные сроки уже не помню. Но, исходя из здравого смысла, эти работы проводились при постановке пл в средний ремонт в условиях СРЗ. Во время моей службы на пл все заводы, а также их контрагенты были "государственными", ограничений на производство фреонов не было, соответственно, проблем с подобного рода работами не возникало.
Родитель Ссылка 0
0
25.06.2013 21:00:50
Спасибо, nick191!

Да, здравый смысл подсказывает именно такие рубежи: подходящие по срокам межпоходовые, средние и капитальные ремонты строго в условиях судоремонтного завода. Там тебе и сбор отработанного хладона, если нужно, и хранение свежего, и все лаборатории, и лицензированные специалисты.

А при строительстве и заводских испытаниях - испытания пустой системы по всем параметрам, очистка резервуаров и трубопроводов, заполнение резервуаров проверенным огнегасителем, опломбирование системы заводскими службами контроля качества и ВП.

Так, чтобы на момент начала швартовных испытаний система ЛОХ была уже гарантированно исправной и готовой к немедленному тушению пожара.

А дальше уже, вроде бы, остаётся только ежедневно осматривать её, целы ли заводские пломбы, и гонять пыль, не обращаясь больше ко всеми этим хроматографам впредь до заданного регламентом срока.

Узнать бы срок!  :-)
Родитель Ссылка 0
0
25.06.2013 20:21:10
Третий отсек - Центральный
Третий отсек на 613-м проекте не является "центральным". Центральным (средним) отсеком является четвертый. В третьем же размещается Центральный пост - помещение, в котором сосредоточено управление лодкой, всеми ее устройствами, откуда производится наблюдение в перископ и отдаются приказания на все посты лодки.
Родитель Ссылка 0
0
25.06.2013 20:27:04
Тронное место в центральном посту занимает железное креслице, приваренное к настилу у носовой переборки так, что командир в нём всегда сидит спиной к носу корабля. Оно похоже на подставку для старинного глобуса.
Прекрасный слог! Но позвольте попросить Вас представить хотя бы одну фотографию этого "тронного места" на 613-м проекте. Или, прежде чем "рассуждать о вкусе ананаса, неплохо бы его попробовать" (или, хотя бы, увидеть), как рекомендовал Жванецкий? Стоит ли пересказывать "сказки", надерганные по интернету?
Родитель Ссылка 0


Главное за неделю