Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная юридическая консультация
Какое место на международной арене займет российский ВМФ к окончанию госпрограммы вооружения-2025?
В первой десятке
    72,22% (130)
Первое
    9,44% (17)
Третье
    9,44% (17)
Второе
    8,89% (16)

Поиск на сайте

Эссе размышлений

  • Архив

    «   Октябрь 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          

Размышление 103. Мысли о Божьем присутствии.

«Зри в корень» Козьма Прутков

Кто не учил Закон Божий, но тщится познать мир, вынужден начинать с Божьего присутствия. Осознание Божьего присутствия рождается от пристального взгляда в мироздание.
Мироздание образуют вложенные одна в другую комплексные агрегации различных ментальных планов. Это суть вселенная космических объектов, внесенная в нее жизнь различимых особей, взращенный в жизни человек разумный и формируемый людьми социум. В громаде мироздания упомянутые агрегации обуславливают одна другую, формируя на каждой страте базовую функцию своего предназначения, вплоть до конечной цели мироздания, нам неведомой. Если для вас в этом строении всего сущего нет промысла Творца, то ваш Бог – хаос.
Сама по себе вселенная, при всех бесконечных в пространстве-времени размерениях и сложно связанной иерархии структур, существует объективно и целенаправленно. От первочастиц до молекул, от веществ до звезд, от облаков пыли и песчинок до скоплений галактик, типизированными структурами образуется материальная и энергетическая сущность вселенной. Где бы и когда бы ни посмотреть, всюду и всегда действуют одни и те же законы, проявляются одни и те же свойства, возникают одни и те же эффекты.
Если объективность, структурность, иерархичность вселенной от края до края не свидетельствую для вас о промысле Творца, то ваш Бог – случайность. Тогда вы не заметите определяемую отмеченными факторами системность Вселенной. А системность предполагает не только внутренние цели самосохранения и устойчивости, но также некую внешнюю надсистемную цель. Такой целью Творца во вселенной является создание условий для жизни.
Жизнь сама есть система существования популяций различимых особей, стремящихся продлить свое существование индивидуально и в чреде поколений, охватывая при этом максимально возможное пространство. Отличительными особенностями живого является свойство репродуктивности (воспроизведение самое себя) и наличие внутренних биотоков, воспринимаемых как позитивные или негативные, со стремлением усилить первые и избавиться от вторых.
Жизнь не может не быть системой ряда разновидностей, т.к. это ресурсопотребляющий процесс. Во избежание исчерпания материального ресурса необходимо, чтобы одни разновидности создавали потребляемый материал для других разновидностей, и так до замыкания пищевой цепочки. Кроме того, жизнь – энергопотребляющий процесс, и либо требуется внешний источник энергии (что имеет место быть на Земле), либо же замкнутая цепочка преобразований должна существовать для энергии, как и для материи. Если в создании этого можно обойтись без промысла (т.е. без Творца), то ваш бог - произвол.
Внешней целью жизни как системы является создание и поддержание среды и условий существования и деятельности человека.
Человек как характерный объект живого включен во всемирную пищевую (сиречь, энергетическую) цепочку и обладает своей внешней надсистемной функцией (пока не ясно, какой). Обеспечение самосохранения и устойчивого развития у человека усилено формированием дара представления и мышления, привитием способности к продуктивности – дара творения.
Данные способности могут настолько усилить материальные возможности человека, что это придаст его развитию неудержимый, взрывной характер и приведет к разносу, самоуничтожению человека как вида. Сдерживающим и облагораживающим фактором жизнедеятельности человека разумного является привнесенная в него душа – способность различать добро и зло, истину и ложь, милосердие и жестокость, любовь и ненависть, справедливость и произвол, совесть и подлость, страсть и похоть, откровенность и лукавство. И не только различать, но и устремляться к первому и отвергать второе.
Проявление душевных качеств с самого начала бытия человека выражено в отношениях с родителями, во внимании им, в послушании им, в восприятии их премудрости (знаний и опыта) и, в конце концов, в погребении их. Человек это единственный вид живого, в котором знают своих предков, заботятся о них в жизни и почитают после смерти. Это свойство души обеспечивает человеку интеллектуальную преемственность и возрастание в духе, познании, творчестве. Посему каждому приличествует думать о той чреде событий и судеб, которая привела к его именно появлению в этой жизни, и о том, как продлить эту цепь, а не оборвать и не завести в тупик.
Если для вас избирательное (только в пределах одного вида) проявление рассмотренных свойств и способностей не исходит от промысла Создателя, то ваш Бог – самодеятельность. Осознание же присутствия Творца направляет мысль на поиски цели возведения человека на вершину живого. Думается, что эта цель достигается не в индивиде (сколько бы их ни было), а в социуме.
Социум в отличие от стаи присущ только человеку. Необходимость социальной организации обозначилась, как только проявилось житейское отличие человека от животных (помните: когда не спят, они едят) в получении большего продукта, чем можно потребить. И началось: ремесла, науки, искусства и для всего этого общее руководство и координация вплоть до принуждения. Вот вам и силовики.
Социум обеспечивает так называемый синергетический (сверхсуммарный) эффект вроде бы разрозненной деятельности индивидов. В результате человечество возрастает в энергетике, кинематике и информатике (это три кита, не которых стоит жизнь) к всемогуществу, вездесущности и всеведению, уподобляясь Богу. В этом уподоблении можно полагать цель Творца – обрести равновеликого партнера для общения, сотрудничества и любви.
Позитивному прогрессу препятствует до сих пор не развенчанная ложная посылка о классовой борьбе и гегемонии рабочего класса. В теории и ленинской практике зависть стала моралью, насилие – свободой, а грабеж – справедливостью. На деле между классами есть диалектическое сотрудничество/соперничество в конкурентной среде. Ни один класс не может обойтись без другого, так что говорить о гегемонии одного из них, тем более пролетариата, не приходится.
Рабочий ничего дельного не создаст без инструментальщика, дающего ему орудие труда, конструктора, определяющего предмет труда, технолога, определяющего порядок труда, снабженца, предоставляющего материал, менеджера, определяющего когда, что и сколько нужно произвести. И это только непосредственно на производстве. А ведь есть еще обучение, лечение, транспорт, связь, отдых и развлечения и т.д., и т.п. Без этой культурной среды люди не могут ни жить, ни творить, а пролетарий может только копать или не копать!
Итоговый результат достигается через искру Божью, осеняющую творцов (изобретателей, конструкторов, технологов, мастеров, менеджеров и др.), что и предопределяет преобразования материи в продукт труда. Если же вы не видите в социуме присутствия Создателя, лишь арену классовой борьбы, то ваш Бог – произвол.
Тех же, кто ощущает во всем Божье присутствие, одолевает мысль о замысле Его. Бог промыслил мироздание, и оно появилось, а зачем? В чем замысел Его? Об этом стоит задуматься.
Бог создал вселенную, насадил жизнь и воцарил в ней человека в уповании, что это дитя его любви постигнет промысел Его и соделает замысел Его. Человечество постигает суть Божьего промысла средствами науки и соищет пути следования замыслу Его средствами религии, преодолевая соблазны свободы воли. Божие присутствие в Мироздании первично, а религии как формы богопознания, богообщения, богослужения вторичны. Это дело людей, потому не лишено человеческих недостатков, что не должно мешать жить с Богом в душе, поступать по Божески, ибо сказано «Спасися сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Множество наук и религий имеет как объективный, так и субъективный характер. Объективно теория лингвистической относительности утверждает, что ни один язык не способен выразить всю полноту явлений материального мира и деяний человечества, посему образуется множество языков, которые в совокупности лучше справляются с этой задачей. Точно также ни одна наука или религия не способны полностью выразить полноту Божественной сущности и Божьего присутствия, отсюда возникает необходимость и возможность различных профилей науки и религиозных построений.
Субъективно же играет роль наличие желающих властвовать, и когда все верховные места уже заняты, сильные мира сего порождают новые религии (а то и науки), также новые государства, партии и прочие организационные структуры, претендующие на самостийность.
Таково, по моим воззрениям, системное строение мироздания, роль и место Бога, место и назначение человека. Вот в чем я вижу определяющее Божье присутствие и задачу человека угодить Ему в совершении замысла Его.
Привычно отмечаю, что все изложено лапидарно, каждый тезис может быть развернут в том in quarto. Пока пожеланий на это не поступало, видимо пишу не интересно и коряво. Я это делаю для себя, чтобы избавиться от заполняющих голову мыслей. Не любо, не слушай…

Размышление 102. Пассивность всемогущества.

Известен парадокс Ферми относительно эволюции миров: в триллионах планет миллиардов галактик за миллиарды лет существования должны образоваться миллионы сверхразвитых цивилизаций, которым доступны все уголки вселенной. Почему же их нет у нас в гостях, и не видно проявления их деятельности в пространстве? Для этого должна быть всеобщая, действенная причина тому, что их нет или как бы нет. Причина не как случайность или локальное обстоятельство, а как системная неизбежность, всеобщая и весомая.
По моим воззрениям, такая причина есть. Это пассивность всемогущества и всеведения!
Если рассматривать всемогущество как абсолют или хотя бы в пределах представляемого (что представляю, могу сотворить или заполучить), то ему должна быть свойственна полная пассивность. Чего дергаться! Раз всемогущая сущность уже наличествует, то для этого у нее все уже есть. Что надо и так есть, все потребности удовлетворены. А что еще? Что захочется и представится, то сотворится. И все известно, и везде побывал или мог быть. Зачем еще дергаться?
Помните анекдот про туземца с бананами. На предложение развить сбор, организовать мировую торговлю, получить хорошую прибыль и обрести возможность лежать под пальмой и кидаться банановой кожурой, тот отвечает: «А я что делаю?» Абсолютное всемогущество должно быть пассивным, ибо даже его каприз или прихоть воспринимаются как слабость – что, не можешь без этого? Но у всемогущества слабостей нет, нет и капризов.
То же и с интеллектуальными культурами. Развиваясь до всемогущества, всеведения и вездесущности, цивилизация теряет потребность движения куда-либо или ознакомления с чем-либо. Что им искать на заштатной планете мелкой звездочки малого созвездия посредственной группы галактик? Что может быть здесь для них нового и полезного? Перипетии судеб мадам Бовари или Анны Карениной, подвиги комдива Чапаева или генерала Вашингтона, метания мысли и души Леонардо да Винчи? Может, их заинтересует ил на дне Марианской впадины или распределение запаздывающих нейтронов в бедных урановых рудах? Да нет же!
Где-то у Станислава Лема зашла речь о грядущей земной сверхцивизизации искусственного интеллекта и месте в ней человека: «Неужели вы, люди, думаете, что мы будем вас замечать и отдавать все силы на поддержание вашего благоденствия? Сами вы могли бы так действовать по отношению к низшим существам, скажем, тараканам?»
Так что отсутствие внешних контактов человечества происходит от того, что до нас никому нет дела. Неисчислимое множество сверхцивилизаций есть, должно быть по логике эволюции, но все они пассивны в силу своего всемогущества и всеведения. Так и прозябают они в благом бездействии, разве что совершают новации и получают радости в других измерениях, нам неведомых.
Назовем это инкапсуляцией сверхцивилизаций.

Размышление 101. Вспоминая Анатолия Собчака.

Человек не может не думать, и в памятный день Анатолия Собчака, немало со всех сторон критикуемого, закрадывается мысль: а все-таки…?

Мы опять проморгали,
А ведь было дано –
Мехи власти приняли
Молодое вино.

Слово собственной песни
Смело брошено в высь,
Без подлянки и лести
Намечается жизнь!

Труд, законы, налоги –
Все от нас и для нас,
Встанет крепко на ноги
Промежуточный класс!

Будет бешено биться
Пульс от новых идей,
В Петербург возвратится
Имя царственных дней!

Песни все перепеты,
Накатились дела –
Всё бюджеты и сметы
Да чиновья стена!

Этажи наплодили
Этих властных структур,
Да закрыться забыли
От хапуг и от дур.

В хитропрелестях власти
Затерялась стезя,
Чтоб совсем все не вязло,
Брать пришлось на себя!

Десять тысяч бумажек
Надо в год подписать,
А потом может каждый
В них крамолу искать.

Будь сто раз аналитик,
Здесь такой правит бартер:
Где решает политик –
Проверяет бухгалтер!

А потом зам за замом
Стали лезть наперед,
Кто мундиром, кто срамом
Привечая народ.

Свежесляпаной грязи
Накатили волну
И кораблик твой гордый
Обратили ко дну.

Вот теперь-то открылась
Всем злокозненным дверь:
«Вы мне хвост прищемили –
Я вам вспомню теперь!»

Все, что сделано было,
Стало вдруг не в чести,
Не здорово, не мило,
Впрочем, Бог их прости!

Только сердце щемило,
Руки рвалися в бой,
И звала вновь Россия:
«Брось Париж шебутной!»

Здесь для воли умелой
Необъятен простор,
Он и принялся смело,
Только отклик не шел.

Все ж не брошено дело –
Руки другу простер,
Но, хоть крепкое тело,
Да изношен мотор!

Так услышать пророка
Не возник прецедент!
Может, вспомнит то к сроку
Вздетый им Президент!

Мы ж пока проморгали,
А ведь было дано –
Мехи власти приняли
Молодое вино!

Размышление 100. Клеветникам России.

Человек не может не думать, события же заставляют его думать о неприятном.
Сегодня неприятнее всего встречаться с проявлением неуважения к России, к ее роли и месту в мировой истории, усилиям в содействии чаяниям человечества.
Откуда-то в оборот пущено суждение о послевоенной оккупации Россией прибалтийских стран и даже Польши. Пока это позволяли себе второстепенные политики и борзописцы, на это можно было смотреть сквозь пальцы – что возьмешь с убогих. Но когда подобное допускают себе политические тяжеловесы, реальные выразители позиции своих народов, то надо немедленно объясниться и расставить все точки над и.
Ныне не кто иной, как Президент США Д.Трамп прямо определил соответствующий период польской государственности как оккупационный, причем аналогичный германской оккупации Польши. Давайте все же вспомним, что в этот период в Польше (как и прибалтийских республиках) действовали политические партии, национальный выборный парламент, национальное правительство, а взаимодействие с Советским Союзом осуществлялось исключительно на договорной основе. Тогда как в период немецкого протектората там была германская администрация, действовали германские законы и германская жандармерия.
Это вот и есть оккупация, и приравнивать одно к другому есть не просто благоглупость, а злостная клевета.
Кстати, в Германии никто не говорит об оккупации ГДР, ибо там не могут себе позволить покушаться на достоинство государственных деятелей того периода. В то время эти государственные деятели (также и в Польше и странах Балтии) были ориентированы на глубокое сотрудничество с Советским Союзом, но они действовали по своей воле и в своем праве. (Не будем сейчас рассматриваться, чем подпитывалась эта воля, как оставим за кадром посылы сегодняшней тяги в другую сторону.) Установленный при этом государственный порядок никак нельзя назвать оккупационным. Немцы и не называют, сохраняя достоинство народа и его правительства.
Мы тоже бережем достоинство нашего народа и наших государственных деятелей, поэтому должны решительно противостоять клеветникам России. Как минимум, взять их на карандаш и никогда не пускать в наш дом, а злостных и настырно повторяющих свои инсинуации призвать к суду.
Думаю, никто не станет возражать, если наш Президент устранится от всяческих контактов с клеветником Трампом, за исключением протокольных. Это дело чести.

Размышление 99. Скоро Август!

Человек не может не думать, а народ?
Народ безмолвствует? Народ отсутствует!
От Пушкина к Бродскому

Когда-то был найден всеобщий ответ:
Все здесь обильно, порядка лишь нет!
Нашлись реформаторы, чтоб им пропасть,
Стяжали рутину в порядок укласть.

Сложили из кубиков властную сеть,
Теперь без чинуши ни встать и не сесть,
Ни шагу не сделать без лыка в строке,
А можно лишь строить дома на песке.

Патрон близоруко доволен вполне:
Народ обращен и приручен,
И глас его в туне беззвучен –
В отсутствующей толпе!

Размышление 98. ПОСВЯЩЕНИЕ

Человек не может не думать, а тут семейный юбилей: 50 лет совместной жизни. Посему

На день нашей золотой свадьбы

Гляжу на небеса и прелести природы,
Брожу по жизни, не считая годы,
Храню любовь, гоня соблазны и пристрастья –
Мне ты дана гарантией на счастье!

Планета кружится, нас в космос увлекая,
А в нас живет душа бездонная такая,
Что в ней вселенная тихонечко вместится,
Не став препятствием друг к другу обратиться!

Из мелких атомов природа вся создалась,
На всплесках чувств душевность состоялась,
Величие миров – в огромнейших массивах,
Величие души – в деяньях слабой силы!

А время – из часов, минут или мгновений,
Где бытие полно твоих прикосновений,
Событий, дел, мечтаний и итогов,
Служений людям и молений Богу.

Не обошел нас Бог своей заботой,
Хоть мы могли пренебрегать субботой,
И более грехов в пути нагромоздили,
А Он нам благодать Свою оставил в силе.

Прозрение пришло на склоне лет земных,
Мы истинам Его не предпочтем иных,
С надеждой верим в благодатный путь,
И дай нам, Боже, сил не сбиться, не свернуть.

Размышление 97. Аналитическая записка – осторожно, экономический форум.

Человек не может не думать, а тут экономический форум. Как же не задаться вопросом: «Что вы делаете тут, столько больших дядей?» (В. Маяковский)
Отшумело броское мероприятие, можно осмотреться – кто, что и зачем. И что видим: старомодные люди устарелыми методами склоняли стародавние проблемы. Уж сколько раз зачинали скоростные линии к аэропорту, транспортные развязки или мостовые переходы, товарные терминалы и прочие новостройки, которые в иных местах проходят рабочим порядком, а тут международные консорциумы, протоколы о намерениях, целевые программы – и все приблизительно, предварительно, рамочно. Затем это неизменно завязнет в споре о владельцах земли, спорах с владельцами земли, поправках и ограничениях надзорных, а там либо ишак… (и т.д. по классике).
Впечатляет попытка примазаться (простите за не экономическое слово) к СПГ путем строительства завода вдали от места добычи и в тяжелой для судоходства большегрузов акватории. Нет чтобы продвинуть закачивание газа вместе с нефтью – снижение вязкости позволит по тем же трубам передать больше энергоносителей в комбинации нефть-газ. Но это фантазии, а есть реальная проблематика мировой экономики в масштабе грядущих времен, о которых не грех вспомнить в год экологии. Решительный Трамп открестился от Парижских соглашений и правильно: оставим небо птицам и обратимся к земле-матушке. Если не считать те же нефть и газ, то человечество выкидывает в отвалы больше, чем добывает из недр. И, как говорил Райкин про вдох и выдох, добывает оно нечто полезное и здоровое, а выкидывает дрянь и отраву. Говорят, пятна мусора в океане видны из космоса, но нам не надо подниматься высоко и ехать далеко – достаточно посетить Красный бор или одну из зловонных свалок на окраинах города. Уж туда точно не возили гостей форума. А может быть, они бы прониклись и заинноватились!
Тенденцией мировой экономики, которую не посчитали нужным заметить на форуме, является изменение роли и места денег. Деньги утрачивают свою роль и как самоценности и как регулятора, продолжая выполнять разве что функцию смазки в процессе производства и товарного обращения. Дело двигают идеи, технологии, креативные люди, а сам по себе капитал тает так быстро, что его обладатель готовы инвестировать под отрицательный процент, который ниже естественных потерь.
А тут еще криптовалюта, зачем она нужна, когда и сегодня банковские деньги появляются за счет ввода определенных кодов в определенном месте. Вполне можно обойтись без эмиссии печатных бумажек. Чем добавление ноликов в счетах отличается от генерирования криптовалюты? Но это слишком просто и прозрачно, кому-то хочется, чтобы в финансах было как в бизнесе: фирма, за ней дочерняя фирма, затем аффилированная, и еще что-то в оффшоре – короче «Где деньги, Зин?» Для этого блокчейн: шифрованная транзакция, шифрованный реестр, неразрывная цепь запросов и сообщений, все в очередь плюс очередь без очереди, и у кого-то деньги, а у кого-то контрольные суммы. И если пирамиду Мавроди развенчали, то пирамиду Виталика Бутерина превозносят до небес.
До чего уж совсем не дошли руки (лучше сказать, головы) так это проблема глобальной неопределенности в экономике, рынке и обществе, восходящей к принятию информационного взаимодействия как фундаментальной основе мироздания. На это уже есть идея НООСКОПа, сканирующего транзакции между людьми, вещами и деньгами в интересах анализа всех процессов, происходящих в обществе. Он сулит перейти от управленческого подхода, основанного на взаимодействии министерств и ведомств, к эффективным и устойчивым процедурам выработки оптимальных решений в концепции "упреждающего управления". Но это уже совсем другая проблематика, выглядящая несообразной и далекой для наших форумчан.
Форум отшелестел, заметным остался разве асфальт, спешно положенный на дороге в Петергоф, но долго ли он продержится.
А нас по-прежнему ждут великие дела.

Размышление 96. Мое основание веры

Человек не может не думать, а сегодня участились пересуды вокруг веры, богопознания, чувств верующих, где «смешались в кучу кони, люди…» Так «кто на ком стоит?» Настало сформулировать для себя основание веры.
Мое осознание Божьего присутствия сложилось не столько от чтения священных книг, сколько от пристального взгляда в мироздание. Оказывается, мироздание объективно, структурно, иерархично, гармонично и репрезентативно в пространстве и во времени. Его строение определяет систему – объект, образованный определенным промыслом в достижение желанного предназначения.
В системе мироздания прослеживается иерархическое восхождение от первичных элементарных сущностей ко все более сложным и крупным проявлениям с соответствующим накоплением и усложнением. Создатель (а как без него избежать хаоса, мешанины, локальности и временности композиций, неустойчивости конгломераций) промыслил вселенную, и она образовалась от бозонов, кварков, лептонов, частиц к атомам, молекулам, веществам, телам, объектам и их сочетаниям. Везде и всюду с предустановленным набором свойств и взаимодействий. Это совершившийся промысел Творца, данный нам в ощущениях органами чувств и измерениях сенсорами и приборами.
Системам присуща целенаправленность и функциональность: у Творца просматривается далеко идущий замысел в отношении продуктивности мироздания – зачем оно, какова цель этого впечатляющего строения. Наш антропоцентризм видит в назначении мироздания быть колыбелью человечества, которое и предназначено для воплощения сложившегося у Создателя замысла.
Говорить о некоем замысле, недоступном предопределению, значит полагать неопределенность, неоднозначность и вариабельность взаимодействий. Такие деяния при всемогуществе, вездесущности и всеведении Создателя мыслимы лишь для сущностей со свободой воли.
В качестве носителя свободной воли Творцом определен человек, от которого Он ждет постижения и воплощения своего замысла. Для этого человеку придан интеллект (творящее начало по Образу Его) и душа (милосердие и добронравие по Подобию Его). Возникает вопрос, чего же такого ожидает Господь от человека в его неопределенности? Что предстоит сотворить человеку как инструменту в руце Божьей?
Реализация событий в условиях неопределенности всегда есть лишь вариант с непредсказуемыми и зачастую нежелательными последствиями. В таком случае требуется повторение попытки. Спросим себя, сколько бесплодных попыток было в истории человечества и является ли текущая версия событий плодотворной, ведущей к намеченной Им цели? Или мы непоправимо сбились с пути?
Таково, по моим воззрениям, системное строение мироздания, роль и место Бога в нем, где человечество постигает суть Божьего промысла средствами науки и соищет пути следования замыслу Его средствами религии, преодолевая соблазны свободы воли. Божие присутствие в Мироздании первично, а религии как формы богопознания, богообщения, богослужения вторичны. Это дело людей, потому не лишено человеческих недостатков, что не должно мешать жить с Богом в душе, поступать по Божески, ибо сказано «Спасися сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Для личности наряду отношению к Богу важно отношение к человечеству. Здесь тоже не обходится без веры: верится, что человечество благодатно, плодотворно, добронравно. Это питает нашу надежду на то, что врачи лечат, учителя учат, фармацевты выпускают лекарства, производители изготавливают товары, СМИ информируют, правители правят – при оптимальном выполнении своего функционала, миссии, служения в духе братской взаимопомощи и любви. Когда же встречаются случаи фальсификации, стяжательства, бесчинства, вымогательства, лжи – это подрывает веру в человечество и его институты, оскорбляет наши чувства до глубины души.
Уж коли власти взяли на себя управление всем и вся, то им пристало ласково пенять за оскорбление чувств верующих в человечество. В свое время Остап Бендер оценил свою порушенную веру в человечество в миллион рублей.
Вот какой я вижу веру и с чем душевно сообразуюсь.
Изложено лапидарно, каждый тезис может быть развернут в том in quarto.

Размышление 95. На сей час.

«На сей час Я и пришел».
Иоанн, 12.27
События в мире очередной раз направляют размышления на постижение милосердия Господнего и путей свершения промысла Его.
Бытие человека соотносится с рядом социальных страт: семья, профессиональная среда, город, страна, мир. Происходящие в них события доступны ему лишь фрагментарно, выборочно, перемешано. Человек ощущает себя комфортно, когда понимает суть происходящих вокруг него событий и еще лучше, если внутренне соглашается с ходом таковых. Только при таком целостном понимании могут возникать общественно значимые желания, намерения, действия.
Более-менее целостное понимание возникает у него в соответствие с некоторой внутренней шкалой оценок и предпочтений, резонов и устремлений. При этом те страты, где индивид ощущает возможность влиять на происходящие события, он считает своим, родным миром. Более высокие уровни, где он не видит своего влияния на события, он считает далеким, а то и недостижимым чуждым миром. Тем самым он снимает с себя ответственность за происходящие там события и процессы. Но эта позиция иллюзорна.
В мире все глубоко взаимосвязано и подчинено Божьим законам, установленным Им для природы и общества. Именно ими направляется наша личная свобода. Вы можете поступать вопреки, но не способны нарушить – определяемые ими последствия неотвратимо наступят. Не важно, касается ли это, скажем, закона Ома, когда нужный ток не потечет или случится короткое замыкание, или, например, заповеди "Не сотвори себе кумира", из-за чего тот самый кумир рано или поздно (латентный период здесь иной – Божьи мельницы мелют медленно) погубит и вас, и себя, и все вокруг. То же касается заповедей "Не убий", "Не укради". Пляшущие на костях или купающиеся в злате должны знать - дом их стоит на песке, который вскоре потечет, унося их мир в бездну.
Однако многие чураются признания присутствия Божьего, дабы избежать чувства ответственности перед Ним. Так хочется комфорта и удовольствий, демонстрации своего превосходства над другими, а тут «Не пожелай имущества ближнего твоего». А я хочу, а у меня свобода…
Безудержная свобода – это совокупность возможностей реализовывать свои потенции и желания без пределов и ограничений. Но в ограничениях и есть вся суть, ибо нет объекта, процесса, свойства без отличий одного от другого, определяемых как раз пределами, границами и мерами. Нет границ – значит, нет предмета в пространстве и во времени, нет ограничений – значит, нет целевого управления, не пределов – значит, нет приемлемого или желаемого состояния.
А когда неограниченная вольность полагает отсутствие не только внешних (формальных, административных) границ, но и действенность внутренних (моральных, этических) границ и соблюдение заповедей («не лжесвидетельствуй», «не делай другим того, чего не хотел бы себе» и др.), то жупел «Свобода» начинает выполнять ту же роль, что и большевистский призыв «Грабь награбленное». Человек становится равнодушным ко всем и всему, кроме себя, ставя целью жизни удовлетворение капризов, алчности, сладострастия. На этом фоне процветают те, кто жаждет «властвовать и всем владети», легко реализуя при этом самые мерзкие и жестокие меры средства. (Помните: «Не бойтесь врагов – они могут лишь убить, не бойтесь друзей – они могут лишь предать, бойтесь равнодушных – только от их равнодушия происходят предательства и убийства».)
Сегодня мы наблюдаем, как жаждущие власти, богатства, господства, манипулируя пристрастием многих к кажущемуся спокойному бытию на пике потребления и удовольствия, разжигают кровавую рознь между странами и народами, расширяют под шумок свои владения и приумножая капиталы. Попраны нравственность и мораль, забыты сострадание и милосердие, любовь сведена к сексу, секс – к соитию, а то – к щекотанию гениталий, семья считается нелепой условностью, а дети – обузой. Богопознание и богопочитание в своей массе сведены к внешней проформе и обрядности. Еще шаг, и человечество уничтожит само себя в близоруком потакании своим прихотям.
Но Бог создал мир, в нем жизнь, а в ней человека как следствие и цель своей любви. Все, что происходит с человечеством, повседневно трогает и неустанно беспокоит Творца. При этом людям дана свобода воли, а не имплантирован насильно ген честности, добра и человеколюбия. Создатель не может себе позволить напрямую изменять поведение людей. Он может только наблюдать, любить и страдать. Однако терпенье Его не безгранично. Признавшись себе, что попытка создать и развить в вездесущности, всеведении и всемогуществе до равнозначности себе субъект любви и сотрудничества терпит неудачу, Он может прервать ее и отправить мир в тартарары.
Похоже, это время пришло. Нужны героические, напряженные, интенсивные и согласованные усилия, чтобы в корне изменить ситуацию.
Способно ли на это дезорганизованное и разобщенное человечество? И найдется ли тот, кто повторит слова Иисуса: «На сей час Я и пришел»?

Размышление 94. С Днем Победы!

Человек не может не думать, а сегодня есть о чем подумать.
Кто забыл, пусть вспомнит, кто помнит - помянет!

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Бывает, в гулянье выходим,
Когда календарь позовет,
Но есть еще праздник в народе,
Что сердце волнует и жжет!

Он дорог не днем беззаботным,
Не поводом пьяно гульнуть –
Мы тех вспоминаем с почетом
Кто не дал врагу нас согнуть!

Мы вновь воскрешаем событья
И годы великой борьбы,
Бойцов, что позволили сбыться
Надеждам народной судьбы!

И тех, кто трудом напряженным
Оружье Победы ковал,
И тех, кто солдат пораженных
От мук и страданий спасал!

Отважных и преданных женщин,
Хранивших детей и очаг,
Любивших, страдавших, терпевших,
И вынесших все на плечах!

За все они были в ответе
И все искупили сполна,
Оставив нам, внукам и детям,
Их память хранить навсегда!

Славить их словом и делом,
Нашу державу крепить –
Будет им лучшей уделом
Наша счастливая жизнь!

Только не густо успехов,
Жизнь все сложней и грустней,
В нашей Руси не до смеха –
Что же мы сделали с ней!

Этот вопрос неизменно
В сердце тревожно стучит,
Когда мы к Святыням Победным
Приносим слезу и цветы!

Победа не приходит сама собой - необходимы готовность и мужество армии и народа.

Защитникам Отечества

Политики стоят на перепутье,
Но Армия ─ не витязь на распутье:
Предвыборный ей лозунг не указ ─
Ее ведут присяга и приказ!
Войскам и флоту честь не занимать,
На том стоим, не надо забывать!

Мужчины годы службе посвятили,
Чтоб без разбору к нам не приходили;
Надежна Армия, спокойна и сильна,
Когда с ней безраздельна вся страна!

Не даром Армию взрастить и оснастить,
Несладко юношей от дома отпустить,
Но не останется без отклика призыв,
Найдется Родине, чем недругу грозить!

Вставая в строй, уверены юнцы,
Что командиры будут как отцы,
И только тот вперед их поведет,
Кому всем сердцем верит наш народ!

Искусство, техника, наука
Куют и мощь, и силу духа,
Готов народ последнее отдать,
Но Армию поднять и отстоять!

В частях и гарнизонах, на флотах
Неведомы ни паника, ни страх:
Здесь верность и терпение сильны ─
Гарантия стабильности страны!

Пускай проходит служба день за днем
На марше, полигоне под огнем ─
Ученья Армии полезны: как-никак,
Там тяжело, но скажется в боях!

И генералов бы неплохо подучить,
Чтоб план кампании умели отточить,
И наш солдат выигрывал сраженья
Не массовым навалом, а уменьем!

И вновь в почете будет ратный труд,
Опять успех и слава к нам придут,
Любим народом будет наш солдат,
А День Победы вечно будет свят!
Войскам и флоту честь не занимать,
На том стоим, не надо забывать!

Размышление 93. Мирская проповедь.

Человек не может не думать, а в пасхальную ночь приличествует думать о пути человечества вослед подвигу Христа.
С весною становится ярче солнечный свет, питая силы духа и тела, возрождая планы и надежды. Солнце освещает и согревает землю, озаряет наши пути и судьбы. Колоссальная взрывная энергия, зарождающаяся в солнечных недрах, только через сто пятьдесят тысяч лет достигает поверхности, чтобы излиться на Землю достаточно равномерным и комфортным излучением.
Две тысячи лет назад Создатель привнес людям свет любви, добронравия и милосердия, зарядил их души энергией Божественного предназначения. Этой энергии приходится многие годы противостоять силам зла: властности, алчности, сластолюбию, мешающим добрым деяниям, отвращающим от предназначенного пути детей Божьих.
Божественная энергия людских душ претерпевала и возрастание в подвигах, и погрязание в гнусностях. В этой борьбе сами силы добра, впадая в крайности, порою несли беды и разрушения, пытаясь силой добиться того, чего можно достичь только словом и личным примером. Временами люди извращали понятия добра и зла, подменяя любовь вожделением, свободу вседозволенностью, весомость богатством, власть бесчинством. Перерождение сил добра приводило человечество на край погибели и отвержения.
Годы жестокости, бесчинств, блуда и стяжательства слагались в века, а дарованная Творцом энергия любви, добронравия и милосердия не находила достойного применения.
Чистоту и всю силу Божией энергии благого созидания из века в век сохраняют и возрождают в мыслях и деяниях людей пророки, подвижники и святые, не давая угаснуть искре Божьей и являя силу Его. К тому же людям дана надежда на возрождение и победу: ежегодно мы отмечаем Воскресенье Господне как образец восхождения после глубочайшего гибельного падения.
Следуя явленному примеру, мы можем в сие время, не пропуская десятки тысяч лет, воссоздать нравственные основы бытия, возродить в себе силы Божественной любви и претворить их в дела благие и пречистые, утверждая Бога в себе, а не себя в Боге. Да будет так!
Христос воскресе!!!

Размышление 92. Ап: тезисы!

Человек не может не думать, а обстановка направляет мысли к реалиям и перспективам общественной жизни.
Если верить телевизору, то у нас в стране есть некая политическая борьба, шествия, митинги, парламентские партии и их лидеры, непарламентская оппозиция и ее лидеры.
Может это и так, только я лично этого не замечаю и влияния тех и других на реальную социально-экономическую жизнь не ощущаю. Все деяния в этой области я воспринимаю как шевеления элиты в процессе более комфортного расположения на ложе власти.
Мне за семьдесят, я ощущаю себя полноценным человеком и полноправным гражданином, испытываю чувство единения со своей страной и народом, горжусь ее исторической поступью. Как человек и гражданин я бытую во множестве ипостасей: сын, муж, отец, покупатель, болельщик, избиратель, изобретатель, в чем-то профессионал, в чем-то любитель, прихожанин, иногда фантазер и мечтатель, в былое время немного пьяница и бабник, ныне еще хозяйствующий субъект в миниатюре.
Так, мне думается, живут многие. Хотелось бы не ощущать при этом социального дискомфорта, а, напротив, испытывать чувство общности и причастности, находиться в с окружающими в общем эмоциональном и культурном поле, постоянно ощущать свое единство с другими членами общества, свою принадлежность к родному народу.
Посмотрим с этой колокольни на демонстрируемую нам по телевизору так называемую политическую жизнь.
По здравому размышлению, здесь никогда не касаются отмеченных выше аспектов бытия, а все сводится к разговорам о себе и ближайших сподвижниках/противниках, разница между которыми почти не ощущается, да к тому же они постоянно меняются местами. А лозунг «Долой коррупцию» сродни призыву «Долой рутину с оперных подмостков».
В былые времена существовала такая опция влияния на властные органы, как выражение наказов избирателей: наказы собирались, обобщались, публиковались и в какой-то мере принимались к исполнению или хотя бы к руководству. Сегодня политики и высшие руководители уклоняются от публичных заявок электората, которые своей направленностью могут противоречить их собственным устремлениям и резонам.
Вдумчивого обывателя беспокоит некая бессистемность и узкая ситуационность деятельности законодательных и управляющих органов российской власти.
Программа, достойная поддержки избирателей, должна быть не перечнем лозунгов о свободе и процветании, а указанием конкретных направлений кардинального переустройства жизни страны и народа.
Надо признать негативный характер нашей зависимости от внешнего мира: ресурсной, интеллектуальной, финансовой и др. Под внешним миром следует трезво понимать не только иностранные государства, но и транснациональные образования типа сетевых структур в торговле, деятельность которых наносит явный ущерб экономике и жизненному укладу нашей станы. Признав это, должно явно объявить о намерении устранить или хотя бы смягчить эту зависимость.
Вот пример видения внешнего мира, сформировавшийся у телевизора. В международных новостях можно заметить, как живут, одеваются, ухаживают за собой и упитанно выглядят люди, которым наше государство оказывает гуманитарную помощь и содействие в устранении последствий катастроф. С сожалением (а то и с завистью) видим, что у них многое выглядит лучше, чем в аналогичных по ситуации наших районах. Люди, живущие в халабудах довоенной постройки, заинтересовано смотрят на жилища под наводнением в Европе, на ухоженных и приодетых беженцев, на косметику и украшения сирийских дам в зонах обстрелов, на броский макияж украинок. Отсюда рождается мнение, что целесообразно ограничивать оказание материальной помощи, списание долгов, льготные поставки тем странам и регионам, где уровень жизни и гарантированный доход выше, чем в нашей стране. Сравним хотя бы потребительские корзины, и если там жиже – будем помогать, а нет – извините. Тогда может быть и нашим прозябающим районам что-нибудь достанется.
Надо признать негативный характер энергетической, транспортной и финансовой политики в нашей экономике, препятствующей развитию и грозящей самому существованию производственных предприятий промышленности и сельского хозяйства.
Признав это, должно явно объявить о намерении переустроить или хотя бы поправить эту политику. Власть ориентирована на получение своей доли безусловно и как можно раньше. Дохода у предпринимателя еще нет, а при плохом повороте дел может и не быть вообще, а власть свое все равно берет. Особенно это ударяет по малому бизнесу в период зарождения и становления, когда все действия ведут только к расходам и убыткам – доход придет или не придет позже, а материалы, коммуникации, платежи и сборы нужно оплатить сейчас. Перефразируя Жванецкого, можно сказать: «Зачем вы собираете с убытков? Собирайте с прибылей!»
Надо признать негативный характер нашей административно-правовой организации, построенной на презумпции виновности, фискальной бухгалтерии и высасывающей налоговой системе, препятствующей развитию и грозящей самому существованию производственных предприятий промышленности и сельского хозяйства. Признав это, должно явно объявить о намерении переустроить или хотя бы поправить эту организацию и входящие в нее структуры.
Стараясь все замкнуть на «вертикаль власти», не оставляется пространства для деятельности институтов гражданского общества и влияния общественного мнения. Когда возникает проблема, издается обязательный к исполнению документ с очередным запрещением, причем сразу и везде. Множества ведомств и служб наделены полномочиями издавать распоряжения обязательного немедленного исполнения. Не так покрашены стены – закрыть производство, есть трещины на стекле автобуса – закрыть маршрут, слишком громкий звук – закрыть кафе, неудобоваримое имя младенца – запретить, сомнительное высказывание – оштрафовать или под суд. А уж об автомобилях и говорить нечего: то запретить праворульные машины, то разрешить, то обязать использовать детские кресла, то попустить, а то обязать использовать систему аварийной сигнализации, отсекая ввоз целой серии автомобилей. Неужели нет иных способов выразить государственные предпочтения и опасения? Через страховые коэффициенты, налоговые ставки, преференции и бонусы?
Если говорить о системных проблемах, то вот еще одна – всепроникающая реклама.
Настырная, нахальная, лживая и подленькая, рассчитанная на низменные интересы реклама достает нас всюду. При низкопробности и контрафактности многих товаров их качество порой определяется только полиграфией и упаковкой. Окиньте взглядом витрины аптеки – это же выставка, торжество сюрреализма: какие цвета, какие линии, какие формы! И так во всех магазинах, для любой группы товаров, для всякой услуги и службы. Плюс про то же в газетах, журналах, на стендах и перетяжках и, конечно же, на экранах. В рекламу вкладываются колоссальные материальные и финансовые средства.
Ясно, что за рекламу платит потребитель, чем и объясняется безудержный разгул рекламы: чего стесняться – покупатель заплатит. А что если не относить расходы на рекламу к производственным издержкам, а допускать оплачивать ее только из прибыли? Выплатил зарплату, рассчитался с контрагентами, заплатил налоги и пожалуйста – можешь прославлять себя любимого и свое детище.
Может быть не стопроцентно, но доля рекламы в производственных издержках, т.е., в конечном счете, в цене, должна быть ограничена.
Если найдутся общественно-политические деятели, готовые обратиться к указанным проблемам, то их можно будет послушать, а там и идти. Пока же такого не видно и не слышно.

Размышление 91. Стремления времен.

Человек не может не думать, и мысль подгоняет время, а время подгоняет мысль. Мы ждем перемен. В какой мере они зависят от нас? Поспеваем ли мы за временем?

ОДА ФЕВРАЛЮ

Февраль, светлеющий и снежный,
Идет на смену зимних бурь,
Буждает токи, льстит надежды,
Выносит всяку блажь и дурь.

В нем к солнцу поворот намечен,
И приворот на благодать,
И снова мысль, что путь наш вечен,
Способна плоть и дух поднять.

А с тем душевное движенье
Подвигнет вознести любовь,
Усилить мысли и влеченья,
Грехи разить и в глаз и в бровь.

Нас мало, если поголовно,
Нас уйма, если души слить,
Мы молчуны, судя пословно,
Мы возопим венцом молитв.

Молитвам нашим Бог ответит,
Грехи простив, забыв былое,
Придаст трудам на этом свете
Цель, смысл и многое другое.

ОДА МАРТУ
Никак к концу приходит март,
Любви запас разворошив,
Немало намешавши карт,
И тем надежду подарив.

Все было строгою зимой
Надежно убрано в сугробы,
Но март явился озорной
И говорит: глядите в оба.

Что было спрятано гнилого,
Опять полезет на рожон,
Но и ростки зерна благого
Дадут сияющий бутон.

От нас зависит – что заметим,
И мимо от чего пройдем,
Кого полюбим и приветим,
Делясь заботой и теплом.

Что равнодушно наблюдаем,
Исходу ухом не ведем,
Чему душевно сострадаем
И чьи успехи воспоем.

Должны решить к исходу марта,
Чем душу, ум и труд занять:
Отважно бросить все на карту
Или привычно прозябать.

Страницы: 1 | 2 | След.


Главное за неделю