Человек не может не думать, а сегодня участились пересуды вокруг веры, богопознания, чувств верующих, где «смешались в кучу кони, люди…» Так «кто на ком стоит?» Настало сформулировать для себя основание веры. Мое осознание Божьего присутствия сложилось не столько от чтения священных книг, сколько от пристального взгляда в мироздание. Оказывается, мироздание объективно, структурно, иерархично, гармонично и репрезентативно в пространстве и во времени. Его строение определяет систему – объект, образованный определенным промыслом в достижение желанного предназначения. В системе мироздания прослеживается иерархическое восхождение от первичных элементарных сущностей ко все более сложным и крупным проявлениям с соответствующим накоплением и усложнением. Создатель (а как без него избежать хаоса, мешанины, локальности и временности композиций, неустойчивости конгломераций) промыслил вселенную, и она образовалась от бозонов, кварков, лептонов, частиц к атомам, молекулам, веществам, телам, объектам и их сочетаниям. Везде и всюду с предустановленным набором свойств и взаимодействий. Это совершившийся промысел Творца, данный нам в ощущениях органами чувств и измерениях сенсорами и приборами. Системам присуща целенаправленность и функциональность: у Творца просматривается далеко идущий замысел в отношении продуктивности мироздания – зачем оно, какова цель этого впечатляющего строения. Наш антропоцентризм видит в назначении мироздания быть колыбелью человечества, которое и предназначено для воплощения сложившегося у Создателя замысла. Говорить о некоем замысле, недоступном предопределению, значит полагать неопределенность, неоднозначность и вариабельность взаимодействий. Такие деяния при всемогуществе, вездесущности и всеведении Создателя мыслимы лишь для сущностей со свободой воли. В качестве носителя свободной воли Творцом определен человек, от которого Он ждет постижения и воплощения своего замысла. Для этого человеку придан интеллект (творящее начало по Образу Его) и душа (милосердие и добронравие по Подобию Его). Возникает вопрос, чего же такого ожидает Господь от человека в его неопределенности? Что предстоит сотворить человеку как инструменту в руце Божьей? Реализация событий в условиях неопределенности всегда есть лишь вариант с непредсказуемыми и зачастую нежелательными последствиями. В таком случае требуется повторение попытки. Спросим себя, сколько бесплодных попыток было в истории человечества и является ли текущая версия событий плодотворной, ведущей к намеченной Им цели? Или мы непоправимо сбились с пути? Таково, по моим воззрениям, системное строение мироздания, роль и место Бога в нем, где человечество постигает суть Божьего промысла средствами науки и соищет пути следования замыслу Его средствами религии, преодолевая соблазны свободы воли. Божие присутствие в Мироздании первично, а религии как формы богопознания, богообщения, богослужения вторичны. Это дело людей, потому не лишено человеческих недостатков, что не должно мешать жить с Богом в душе, поступать по Божески, ибо сказано «Спасися сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Для личности наряду отношению к Богу важно отношение к человечеству. Здесь тоже не обходится без веры: верится, что человечество благодатно, плодотворно, добронравно. Это питает нашу надежду на то, что врачи лечат, учителя учат, фармацевты выпускают лекарства, производители изготавливают товары, СМИ информируют, правители правят – при оптимальном выполнении своего функционала, миссии, служения в духе братской взаимопомощи и любви. Когда же встречаются случаи фальсификации, стяжательства, бесчинства, вымогательства, лжи – это подрывает веру в человечество и его институты, оскорбляет наши чувства до глубины души. Уж коли власти взяли на себя управление всем и вся, то им пристало ласково пенять за оскорбление чувств верующих в человечество. В свое время Остап Бендер оценил свою порушенную веру в человечество в миллион рублей. Вот какой я вижу веру и с чем душевно сообразуюсь. Изложено лапидарно, каждый тезис может быть развернут в том in quarto.
«На сей час Я и пришел». Иоанн, 12.27 События в мире очередной раз направляют размышления на постижение милосердия Господнего и путей свершения промысла Его. Бытие человека соотносится с рядом социальных страт: семья, профессиональная среда, город, страна, мир. Происходящие в них события доступны ему лишь фрагментарно, выборочно, перемешано. Человек ощущает себя комфортно, когда понимает суть происходящих вокруг него событий и еще лучше, если внутренне соглашается с ходом таковых. Только при таком целостном понимании могут возникать общественно значимые желания, намерения, действия. Более-менее целостное понимание возникает у него в соответствие с некоторой внутренней шкалой оценок и предпочтений, резонов и устремлений. При этом те страты, где индивид ощущает возможность влиять на происходящие события, он считает своим, родным миром. Более высокие уровни, где он не видит своего влияния на события, он считает далеким, а то и недостижимым чуждым миром. Тем самым он снимает с себя ответственность за происходящие там события и процессы. Но эта позиция иллюзорна. В мире все глубоко взаимосвязано и подчинено Божьим законам, установленным Им для природы и общества. Именно ими направляется наша личная свобода. Вы можете поступать вопреки, но не способны нарушить – определяемые ими последствия неотвратимо наступят. Не важно, касается ли это, скажем, закона Ома, когда нужный ток не потечет или случится короткое замыкание, или, например, заповеди "Не сотвори себе кумира", из-за чего тот самый кумир рано или поздно (латентный период здесь иной – Божьи мельницы мелют медленно) погубит и вас, и себя, и все вокруг. То же касается заповедей "Не убий", "Не укради". Пляшущие на костях или купающиеся в злате должны знать - дом их стоит на песке, который вскоре потечет, унося их мир в бездну. Однако многие чураются признания присутствия Божьего, дабы избежать чувства ответственности перед Ним. Так хочется комфорта и удовольствий, демонстрации своего превосходства над другими, а тут «Не пожелай имущества ближнего твоего». А я хочу, а у меня свобода… Безудержная свобода – это совокупность возможностей реализовывать свои потенции и желания без пределов и ограничений. Но в ограничениях и есть вся суть, ибо нет объекта, процесса, свойства без отличий одного от другого, определяемых как раз пределами, границами и мерами. Нет границ – значит, нет предмета в пространстве и во времени, нет ограничений – значит, нет целевого управления, не пределов – значит, нет приемлемого или желаемого состояния. А когда неограниченная вольность полагает отсутствие не только внешних (формальных, административных) границ, но и действенность внутренних (моральных, этических) границ и соблюдение заповедей («не лжесвидетельствуй», «не делай другим того, чего не хотел бы себе» и др.), то жупел «Свобода» начинает выполнять ту же роль, что и большевистский призыв «Грабь награбленное». Человек становится равнодушным ко всем и всему, кроме себя, ставя целью жизни удовлетворение капризов, алчности, сладострастия. На этом фоне процветают те, кто жаждет «властвовать и всем владети», легко реализуя при этом самые мерзкие и жестокие меры средства. (Помните: «Не бойтесь врагов – они могут лишь убить, не бойтесь друзей – они могут лишь предать, бойтесь равнодушных – только от их равнодушия происходят предательства и убийства».) Сегодня мы наблюдаем, как жаждущие власти, богатства, господства, манипулируя пристрастием многих к кажущемуся спокойному бытию на пике потребления и удовольствия, разжигают кровавую рознь между странами и народами, расширяют под шумок свои владения и приумножая капиталы. Попраны нравственность и мораль, забыты сострадание и милосердие, любовь сведена к сексу, секс – к соитию, а то – к щекотанию гениталий, семья считается нелепой условностью, а дети – обузой. Богопознание и богопочитание в своей массе сведены к внешней проформе и обрядности. Еще шаг, и человечество уничтожит само себя в близоруком потакании своим прихотям. Но Бог создал мир, в нем жизнь, а в ней человека как следствие и цель своей любви. Все, что происходит с человечеством, повседневно трогает и неустанно беспокоит Творца. При этом людям дана свобода воли, а не имплантирован насильно ген честности, добра и человеколюбия. Создатель не может себе позволить напрямую изменять поведение людей. Он может только наблюдать, любить и страдать. Однако терпенье Его не безгранично. Признавшись себе, что попытка создать и развить в вездесущности, всеведении и всемогуществе до равнозначности себе субъект любви и сотрудничества терпит неудачу, Он может прервать ее и отправить мир в тартарары. Похоже, это время пришло. Нужны героические, напряженные, интенсивные и согласованные усилия, чтобы в корне изменить ситуацию. Способно ли на это дезорганизованное и разобщенное человечество? И найдется ли тот, кто повторит слова Иисуса: «На сей час Я и пришел»?
Человек не может не думать, а обстановка направляет мысли к реалиям и перспективам общественной жизни. Если верить телевизору, то у нас в стране есть некая политическая борьба, шествия, митинги, парламентские партии и их лидеры, непарламентская оппозиция и ее лидеры. Может это и так, только я лично этого не замечаю и влияния тех и других на реальную социально-экономическую жизнь не ощущаю. Все деяния в этой области я воспринимаю как шевеления элиты в процессе более комфортного расположения на ложе власти. Мне за семьдесят, я ощущаю себя полноценным человеком и полноправным гражданином, испытываю чувство единения со своей страной и народом, горжусь ее исторической поступью. Как человек и гражданин я бытую во множестве ипостасей: сын, муж, отец, покупатель, болельщик, избиратель, изобретатель, в чем-то профессионал, в чем-то любитель, прихожанин, иногда фантазер и мечтатель, в былое время немного пьяница и бабник, ныне еще хозяйствующий субъект в миниатюре. Так, мне думается, живут многие. Хотелось бы не ощущать при этом социального дискомфорта, а, напротив, испытывать чувство общности и причастности, находиться в с окружающими в общем эмоциональном и культурном поле, постоянно ощущать свое единство с другими членами общества, свою принадлежность к родному народу. Посмотрим с этой колокольни на демонстрируемую нам по телевизору так называемую политическую жизнь. По здравому размышлению, здесь никогда не касаются отмеченных выше аспектов бытия, а все сводится к разговорам о себе и ближайших сподвижниках/противниках, разница между которыми почти не ощущается, да к тому же они постоянно меняются местами. А лозунг «Долой коррупцию» сродни призыву «Долой рутину с оперных подмостков». В былые времена существовала такая опция влияния на властные органы, как выражение наказов избирателей: наказы собирались, обобщались, публиковались и в какой-то мере принимались к исполнению или хотя бы к руководству. Сегодня политики и высшие руководители уклоняются от публичных заявок электората, которые своей направленностью могут противоречить их собственным устремлениям и резонам. Вдумчивого обывателя беспокоит некая бессистемность и узкая ситуационность деятельности законодательных и управляющих органов российской власти. Программа, достойная поддержки избирателей, должна быть не перечнем лозунгов о свободе и процветании, а указанием конкретных направлений кардинального переустройства жизни страны и народа. Надо признать негативный характер нашей зависимости от внешнего мира: ресурсной, интеллектуальной, финансовой и др. Под внешним миром следует трезво понимать не только иностранные государства, но и транснациональные образования типа сетевых структур в торговле, деятельность которых наносит явный ущерб экономике и жизненному укладу нашей станы. Признав это, должно явно объявить о намерении устранить или хотя бы смягчить эту зависимость. Вот пример видения внешнего мира, сформировавшийся у телевизора. В международных новостях можно заметить, как живут, одеваются, ухаживают за собой и упитанно выглядят люди, которым наше государство оказывает гуманитарную помощь и содействие в устранении последствий катастроф. С сожалением (а то и с завистью) видим, что у них многое выглядит лучше, чем в аналогичных по ситуации наших районах. Люди, живущие в халабудах довоенной постройки, заинтересовано смотрят на жилища под наводнением в Европе, на ухоженных и приодетых беженцев, на косметику и украшения сирийских дам в зонах обстрелов, на броский макияж украинок. Отсюда рождается мнение, что целесообразно ограничивать оказание материальной помощи, списание долгов, льготные поставки тем странам и регионам, где уровень жизни и гарантированный доход выше, чем в нашей стране. Сравним хотя бы потребительские корзины, и если там жиже – будем помогать, а нет – извините. Тогда может быть и нашим прозябающим районам что-нибудь достанется. Надо признать негативный характер энергетической, транспортной и финансовой политики в нашей экономике, препятствующей развитию и грозящей самому существованию производственных предприятий промышленности и сельского хозяйства. Признав это, должно явно объявить о намерении переустроить или хотя бы поправить эту политику. Власть ориентирована на получение своей доли безусловно и как можно раньше. Дохода у предпринимателя еще нет, а при плохом повороте дел может и не быть вообще, а власть свое все равно берет. Особенно это ударяет по малому бизнесу в период зарождения и становления, когда все действия ведут только к расходам и убыткам – доход придет или не придет позже, а материалы, коммуникации, платежи и сборы нужно оплатить сейчас. Перефразируя Жванецкого, можно сказать: «Зачем вы собираете с убытков? Собирайте с прибылей!» Надо признать негативный характер нашей административно-правовой организации, построенной на презумпции виновности, фискальной бухгалтерии и высасывающей налоговой системе, препятствующей развитию и грозящей самому существованию производственных предприятий промышленности и сельского хозяйства. Признав это, должно явно объявить о намерении переустроить или хотя бы поправить эту организацию и входящие в нее структуры. Стараясь все замкнуть на «вертикаль власти», не оставляется пространства для деятельности институтов гражданского общества и влияния общественного мнения. Когда возникает проблема, издается обязательный к исполнению документ с очередным запрещением, причем сразу и везде. Множества ведомств и служб наделены полномочиями издавать распоряжения обязательного немедленного исполнения. Не так покрашены стены – закрыть производство, есть трещины на стекле автобуса – закрыть маршрут, слишком громкий звук – закрыть кафе, неудобоваримое имя младенца – запретить, сомнительное высказывание – оштрафовать или под суд. А уж об автомобилях и говорить нечего: то запретить праворульные машины, то разрешить, то обязать использовать детские кресла, то попустить, а то обязать использовать систему аварийной сигнализации, отсекая ввоз целой серии автомобилей. Неужели нет иных способов выразить государственные предпочтения и опасения? Через страховые коэффициенты, налоговые ставки, преференции и бонусы? Если говорить о системных проблемах, то вот еще одна – всепроникающая реклама. Настырная, нахальная, лживая и подленькая, рассчитанная на низменные интересы реклама достает нас всюду. При низкопробности и контрафактности многих товаров их качество порой определяется только полиграфией и упаковкой. Окиньте взглядом витрины аптеки – это же выставка, торжество сюрреализма: какие цвета, какие линии, какие формы! И так во всех магазинах, для любой группы товаров, для всякой услуги и службы. Плюс про то же в газетах, журналах, на стендах и перетяжках и, конечно же, на экранах. В рекламу вкладываются колоссальные материальные и финансовые средства. Ясно, что за рекламу платит потребитель, чем и объясняется безудержный разгул рекламы: чего стесняться – покупатель заплатит. А что если не относить расходы на рекламу к производственным издержкам, а допускать оплачивать ее только из прибыли? Выплатил зарплату, рассчитался с контрагентами, заплатил налоги и пожалуйста – можешь прославлять себя любимого и свое детище. Может быть не стопроцентно, но доля рекламы в производственных издержках, т.е., в конечном счете, в цене, должна быть ограничена. Если найдутся общественно-политические деятели, готовые обратиться к указанным проблемам, то их можно будет послушать, а там и идти. Пока же такого не видно и не слышно.