Человек не может не думать, и рассматривая эту тему, можно видеть, что пришествие Господа на нашу грешную землю было предпринято для придания высшего авторитета Его учению. На первом плане этого учения задаются стандарты индивидуальных отношений людей к Богу, к другим людям и к себе любимому.
Заповеди, наставления, притчи, проповеди расставляют ориентиры личного поведения, которое видится как демонстрация себя перед Богом. И общество, и сам индивид рассматривали свои действия как совершаемые перед Богом, зримыми Ему и оцениваемыми Им. Собственно и сегодня, отдавая должное поучениями Творца, мы соотносим их со своими деяниями перед лицом Его, оценивая свои неправедные действия как прегрешения перед Ним, а не друг перед другом.
Учение Иисуса задает также ориентиры групповых, общественных отношений. Первейшим и важнейшим из них является императив «Возлюби отца и мать своих, и продлятся дни твои на земле».
(Здесь я должен сделать небольшое отступление и коснуться основ мироздания.
Создавая мир, Господь промыслил его во всех деталях сущностей и процессов, предопределивших содержание вселенной, полноту, регулярность, симметричность, соразмерность и гармонию ее наполнения. Не надо думать, что Он занимался непосредственно каждым цветком, например, розой в волосах Кармен, или явлением, например, водопадом Анхель. Ему достаточно было промыслить первоэлементы и законы взаимодействия, и его промысел стал развиваться, как было предписано: бозоны – кварки – лептоны – протоны-электроны, атомы – элементы – вещества – объекты и процессы в развитии и взаимодействии.
Надо полагать, что тот же принцип саморазвития заложен Создателем в человека: мало было вложить в него дар творения по Образу Своему и душевные качества по Подобию Своему, надо было предопределить путь возрастания человека от особей к личностям, от простецов к мудрецам, от потребителей к созидателям. Надо было вложить в людей свойство взаимодействия, которое поведет их по предначертанному пути и возвысит в конце концов до соразмерных Господу всемогущества, вездесущности и всеведения, как предельных уровней оснований жизни: энергетики, кинематики и информатики.
Таким определяющим для человека свойством Им введено почитание предков вообще и родителей в особенности. Тем достигается не только биологическая, но и интеллектуальная преемственность поколений.
Известно, что всем формам живого свойственна забота о потомстве, но только людям с привитыми Создателем интеллектуальными задатками и моральным кодексом дано помнить предков и заботиться о родителях. Всем остальным, даже относимых молвой к разумным животным, это абсолютно не свойственно, никто из них не то что не заботится о своих родителях, но и не отличает их от других после взросления. Только вложенное в человека свойство почтения к предкам и заботы о них позволяет развивать интеллектуальный потенциал и возрастать в силе и духе от поколения к поколению.)
Произнеся явно заповедь о родителях, Иисус открыл (имеющий уши да слышит) источник всестороннего позитивного развития человека и человечества. Значимо, что с заботой о семье начались деяния Сына Божия – на браке в Кане Галилейской, ими же закончилась земная жизнь Христа – последние слова Его были о семейном устроении Богоматери Марии.
Хранить, блюсти и развивать эту истину следует неукоснительно и бережно, ибо отход от нее ведет к упадку личности и деградации общества.
Вослед за постулатом о созидательной семье были явлены наставления по коллективному поведению в этой жизни. К сему отношу призыв разрешать конфликты, начиная с себя – «Прежде вынь бревно из глаза своего…», обращение ко взаимному прощению – «Прощай ближнему до семидесяти раз…», склонение к примирению – «Примирись с соперником, пока идешь к судье…»
Еще больше внимания Он уделил общественной стойкости и верности идеологии – «Не подменяй преданиями Божьих наставлений…», «Не устоит царство, разделившееся в себе…». Тем указывался путь, ведущий человечество к праведности и благоденствию.
А теперь оглянемся на себя и вокруг себя. Нет ни одного из поучений Господа, которое бы мы не оставили, не пренебрегли или не извратили. Куда не кинь, везде клин.
В пику взаимопониманию, прощению и примирению повсеместно практикуется всеобъемлющее сутяжничество на основе законодательного ограждения всех сторон жизни. Даже терминология образовалась: «Данная сфера деятельности законодательно не отрегулирована», что предполагает допустимость в ней любых махинаций.
Но отчего же не отрегулирована? Есть вехи общежития – заповеди Господни, которые выражают суть Божьих законов социальной жизни, таких же непреложных, как законы физические. Их невозможно нарушить, хотя возможно действовать им вопреки, и неизбежные последствия рано или поздно наступят.
«Не пожелай имущества ближнего своего…» – одна эта заповедь кладет предел всякому мошенничеству и лукавству. Вместо этого на все нюансы взаимоотношений стремятся наложить закон, а с ним суд, который, как известно, есть инструмент не правых, а сильных. К тому же за доблесть считается умение обходить законы или перетолковывать их в свою пользу.
Это на уровне права, а на уровне духа – полный отход от предупреждения о разделении: нет учения, идеологии или религии, которые не подвергнуты своими же адептами расколу по довольно формальным поводам, а паче того по меркантильным соображениям.
А уж о всесилии преданий над Божьими истинами и говорить нечего – прописанная преданиями обрядовость становится во главу угла и полностью определяет жизнь и действия приверженцев соответствующего вероучения.
Среди обрядовых положений есть здоровые нормы личного поведения и общественной жизни, которые должны способствовать достижению божественной цели мироздания – всеобъемлющей вечной любви, но находятся нетерпеливые сердца и горячие головы, готовые добиваться их исполнения силой. А Божью истину можно привнести в сердца других людей только словом и личным примером, полагаясь в остальном на Его волю. Однако желающие «самим властвовать и всем владети», сколачивают из упомянутых недобрых молодцев боевые отряды, готовые под религиозными знаменами действовать самыми зверскими и кровавыми способами.
Это преступление перед Богом и человечеством, посему ищите, кому это выгодно. Здесь с очевидностью просматриваются властолюбивые политики, умело разжигающие и направляющие казалось бы праведные искания на вполне прагматическое силовое давление. Отсюда проистекает напряженность в обществе, социальное расслоение, конфронтация и войны.
Опасные тенденции проявляются и в общечеловеческом плане, разрушающие институт семьи и отвергающие традиции. В семейные отношения вплетается ювенальная юстиция, само понятие и содержание семьи вычеркивается из жизни общества. Это чревато уже интеллектуально деградацией в народной массе, продвигая на вершины жизни так называемую элиту. Если такая тенденция возобладает, то это будет пиррова победа, потому что узкий слой интеллектуалов может только жировать, потребляя достигнутое, но не способен творить во всем спектре перспективных и поисковых направлений.
Видя все это, долго ли Господь будет терпеть небрежение Его авторитетом? Или у Создателя время бесконечно и Он никуда не спешит, дожидаясь, когда маятник развития человечества качнется от эгоизма и изоляционизма к творению заповедей Его и нелицемерной любви друг к другу?
Поживем, увидим. Мы или наши потомки, если они будут. А то есть анекдот: «Встречаются две планеты. – Что такая грустная, – спрашивает одна другую. – Да вот беда, люди завелись. – Ничего, сами пройдут». Вот так-то.