Человек не может не думать, а после, бывает, хочет поделиться набежавшими мыслями. Для этого в Петербурге есть клуб "Бабушкины сказки", куда, впрочем, пускают и дедушек.
Не рассказать ли вам пару наших сказок? Впрочем, "не любо - не слушай..."
Краткий визит.
Клан Фейтов планетной группы Канед издревле славится увлеченностью поиском и изучением проявлений жизни в различных уголках вселенной. Века сбора, анализа и обобщения материалов не пропали даром. В анналах Фейтов отложилась многообразная информация по формам и параметрам жизненных процессов в различных условиях множества миров. Со временем из этого выделились общие черты и принципы сущности жизни как формы существования материи. Выяснилось, что жизнь проявляется в космических масштабах локально, но нигде она не замыкается в пределах одного единственного вида, с необходимостью воплощаясь в совокупности взаимодействующих популяций. И Фейты искали среди них виды, равновеликие космическому разуму.
Вот и сейчас магистральный корабль во главе с премудрым Тефалом вынырнул из подпространства там, где полагалось – на дальней границе исследуемой звездной системы, где притяжение центрального светила только начинает проявляться на фоне гравитации открытого космоса. Ближе возникать нельзя: можно нарушить равновесие гравитационного поля, а то и столкнуться с одним из тел в окружении звезды.
– «Смотри», – сказал старый Тефал юному Багзану – «это последняя звезда, которую мы обследуем в нашей экспедиции. Предыдущие оказались интеллектуально обделенными, а на другие у нас не остается энергии. Ее в обрез хватит только на возвращение домой».
– «Но здесь-то мы можем обследовать все планеты?» – загорелся Багзан.
– «Нет. Надо по косвенным признакам выбрать одну и высадиться на нее для поиска вида, имеющего потенциал развития до деятельного, интеллектуального, мыслящего и нравственного уровня космического разума».
Некоторое время ушло у наших гостей на обзор планет солнечной системы (звезда оказалась нашим Солнцем) и спектральный анализ подходящих по размерам планет. Только на одной из них, третьей от светила, физико-химические условия отвечали потребностям живых организмов, а разнообразие и изменчивость ландшафтов свидетельствовали об активных процессах на ее поверхности.
Для детального исследования Багзан десантировался туда в специальной капсуле-вездеходе с широким набором сенсорных и аналитических возможностей.
– «Помни», – поучал Багзана Тефал – «жизнь многообразна в своих проявлениях и формах. Тебе следует убедиться, что среди них есть вид, способный к развитию до высших уровней самопознания и миропонимания, эффективной деятельности и нравственного совершенства, гарантирующих его вхождение во вселенскую семью носителей космического разума».
– «К тому же» – добавил он – «у тебя очень мало времени, а вывод должен быть очень убедительным. Действуй вдумчиво, решительно и безошибочно».
Исследовательская капсула, охватывающая тело Багзана, нырнула в атмосферу Земли (как вы догадываетесь, это была она) и вначале погрузилась в воды океана.
Несколько дней Багзан вникал в поведение населявших эти воды больших и малых рыб, китов и дельфинов, осьминогов и кальмаров, моллюсков и ракообразных. Полный знаний и впечатлений, Багзан взмыл в воздух и стал знакомиться с его обитателями: насекомыми, птицами и летучими зверями, живущими, как и обитатели вод, одиночно, попарно, группами и стаями.
Спустившись затем на землю, Багзан встретил еще большее разнообразие форм жизни от тех же насекомых и земноводных до четвероногих и двуногих теплокровных видов. Все они жили в присущих их ареалам природных условиях и заняты были преимущественно добыванием пищи, приспособлением жилья и размножением.
Наконец Багзан взмыл в своей капсуле за пределы атмосферы на траекторию сближения с магистральным кораблем, где его поджидал Тефал.
– «Ну что ты можешь сказать?» – набросился на него Тефал – «Есть перспективный вид?»
– «Да, есть популяции, которые используют труд с отложенными и накапливаемыми результатами, способные к самореализации и взаимопомощи. Из них выйдет толк».
– «Но ты абсолютно уверен? Для этого есть решающее доказательство?» – не унимался Тефал.
– «И это есть. Решающим признаком интеллектуально нравственного потенциала являются их отношения между собой. Они внемлют родителям и заботятся о них. Это решающий признак, и здесь он присущ теплокровным двуногим, обитающим в зоне умеренного климата этой планеты».
– «Если это так, то вопрос решен. Всем формам живого свойственна забота о потомстве, но только видам с высокими интеллектуальными задатками и моральным кодексом дано помнить предков и заботиться о родителях. Так достигается не только биологическая, но и интеллектуальная преемственность поколений. Вернемся сюда через десять тысяч лет, и с ними можно будет иметь дело».
С этим корабль Тефала и Багзана нырнул в подпространство, устремляясь к родной планете. Десять тысяч лет с той поры уже прошло. Ждем!
Контрольный визит.
В архивах клана Фейтов планетной группы Канед, который издревле славится увлеченностью поиском и изучением проявлений жизни в различных уголках вселенной, сохранились сведения о путешествии в так называемую Местную группу галактик. Там на окраине была обнаружена звезда с планетой, подходящей по орбитальным параметрам для существования жизни. Изыскания, проведенные оператором Багзаном под руководством известного исследователя Тефала, показали, что там не только есть жизнь, но среди обитающих видов есть такой, который обладает потенциалом развития интеллекта до уровня, присущего космическому разуму.
На это, по мнению Тефала, аборигенам понадобится не менее десяти тысяч лет, которые в настоящий момент уже миновали. Пора было Фейтам ближе познакомиться с новыми братьями по разуму, для чего новая экспедиция отправилась к Местной группе галактик, дабы оценить развитие ее обитателей: может они уже доросли до сотрудничества, конкуренции, а то и соперничества.
Путешествие прошло по привычной для Фейтов схеме прыжка через подпространство, и их корабль во главе с командором Бейром вынырнул из него там, где притяжение объектного светила только начинает проявляться. Пользуясь архивными координатами, командор уверенно вывел корабль на траекторию обзора целевой планеты. Сравнив увиденное с материалами предыдущей экспедиции, пришельцы обнаружили явные следы развитой цивилизации: огни крупных поселений, трассы путей сообщения, сгустки техногенных облаков в атмосфере. Особенно впечатлило гостей множество спутников вокруг планеты и насыщенность эфира разнообразнейшими сигналами. Это впечатляло и обнадеживало.
Как заведено у Фейтов, для детального исследования оператор, на этот раз им был социолог Тимур, десантировался на планету в специальной капсуле-вездеходе с широким набором сенсорных и аналитических возможностей.
Несколько дней Тимур вникал в поведение населявших земной шар народов, пытаясь классифицировать уровень их развития.
Немало времени он провел на просторах шести земных континентов, пробираясь по улицам городов, проникая в залы собраний и заседаний, внедряясь в семьи и коллективы, присматриваясь к производствам и исследованиям.
Перегруженный информацией и впечатлениями, Тимур вернулся на корабль для доклада командору.
– «Отдохнешь немного или сразу к делу?» – участливо спросил Бейр.
– «Какой отдых, меня распирает от невероятной информации».
– «В чем дело?»
– «Начну по порядку. Местная цивилизация достигла высокого энергетического, технологического, транспортного и информационного уровня. Правда, они не открыли еще дозированного ядерного синтеза, фотонно-управляемого катализа и лазерной деструкции в утилизации произвольных химических элементов, но их возможности в энергетике и материаловедении весьма впечатляющи».
– «Так в чем же дело?»
– «А в том, что их общественная организация крайне запутана, деструктивна и непродуктивна, если не сказать нездорова. Мало того, что они раздроблены на государства, народы, сообщества, кланы, семейства, группировки и множество гордых одиночек. Они социально расслоены так, что одни абсолютно не представляют резонов, чаяний и образа жизни других, причем это происходит практически в одних и тех же местах.
Одни могут жить интеллектуальной производительной жизнью, а другие там же заниматься только пропитанием и обитанием. Причем они откровенно не замечают друг друга. И тем и другим присуща алчность, властность, злоба и разврат, возбуждающие вечную вражду между ними. Кровавые войны непрестанно происходят то в одном, то в другом месте.»
– «За что же они воюют?»
– «Глубинной целью войн является борьба за власть и с нею за богатство и бесчинство. Но внешне это маскируется некоторыми идейными или религиозными соображениями. Они даже религию сделали ареной жестокой и кровавой бойни.
Религия есть их способ приобщения к высшему космическому разуму, через богопознание и богослужение, как форма общения с высшими силами, среда общения единоверцев. Среди религиозных истин есть также нормы личного поведения и общественной жизни, которые способствуют верующим соответствовать высшей цели мироздания – всеобъемлющей и вечной любви.
Однако находятся нетерпеливые сердца и горячие головы, которые готовы добиваться их исполнения силой. Но истину миропорядка можно привнести в сердца других людей только словом и личным примером.
Пользуясь этим, желающие самим властвовать и всем владеть сколачивают из упомянутых недобрых молодцев боевые отряды, готовые под религиозными знаменами действовать самыми зверскими и кровавыми способами».
Полученных Тимуром сведений оказалось достаточно, чтобы удостовериться в непроходимом прозябании человечества, с чем инопланетяне отбыли восвояси, а на своих космических картах разместили предупреждение:
«Держитесь подальше от Третьей планеты Желтой звезды в Млечном пути Местной группы галактик, ибо там царят человеконенавистничество, насилие, жестокость и алчность. Остерегайтесь контактов с ними, ибо эта убийственная нравственная болезнь прилипчива, заразна и неизлечима!»
Сроки следующего визита не определены – незачем.
Важное
На крупнейшей британской верфи произошел пожар