И прямо противоположный факт. Задолго до описанного, на Камчатке во время шторма оторвало и унесло в океан баржу с четырьмя солдатами, где старшим был всем известный Зиганшин. Официально считалось, что это были герои, которые без воды и пищи стойко преодолевали все беды, пока их по океану носило. Голодали, отчего съели свои сапоги. Наконец их встретил американский авианосец, и вот они теперь всенародные герои, честь им и хвала.
А было-то не совсем так. Баржа та была загружена и овощами, и рыбой, и мясом. И оторвало её и унесло потому, что те «герои» на ней до того перепились и так крепко спали, что их, и шторм не смог разбудить. Но надо было перед американцами форс держать, вот и сочинили новую «Одиссею». А продукты на той барже, по их бестолковости и похмельной нерасторопности, все испортились и были выброшены за борт из-за нетерпимой вони.
В ноябре 1975 года, когда я только что ушёл в запас, Главком ВМФ, будучи напуганным до смерти событием на БПК «Сторожевой», который под руководством замполита Саблина ушёл с рижского рейда, полностью потерял самообладание и наворотил много нелепостей. Хотя трудно сейчас сказать, что его больше всего напугало, то ли событие на судне, то ли то, что ему не удалось выполнить приказ Л.И. Брежнева – «корабль разбомбить и потопить», потому что у лётчиков не поднялась рука на то, чтобы этот корабль добить до конца. Но не буду вдаваться в подробности.
Всё это скрупулёзно, на основании тщательного расследования, описано журналистом Майдановым в его книге «Прямо по курсу смерть». Напомню только, что тогда вместе со многими другими достойными офицерами флота ни за что – ни про что пострадал хороший, опытный добросовестный командир подводной лодки Лев Светловский. Он в то время был дежурным по рейду и выполнил всё, что от него требовалось.
А требовалось от него только своевременно доложить о случившемся вышестоящему начальству. Правда, был у него кортик, а, возможно, и пистолет «Макарова», но он не умел бежать за кораблём, уходящим со скоростью более двадцати узлов. Тогда, взвинченный до предела Горшков без конца задавал ему один и тот же вопрос:
– Товарищ Светловский, почему вы не приняли мер?
Светловский четыре раза повторил ему свой ответ, но, наконец, и у него терпение лопнуло и он сказал:
– Товарищ адмирал флота Советского Союза, я могу повторить только то, что сказал уже несколько раз. Больше мне сказать нечего.

Командиры ПЛ и руководство 107 ОДПЛ. г. Рига. Декабрь 1975 г.Сидят: Щербавских Владимир Павлович, Иванов Анатолий Николаевич, Николаев Анатолий Александрович, Камышан Вячеслав Юрьевич, Слепенчук Николай Рманович, Антоненков Валентин Григорьевич, Андреев Николай Григорьевич, Бардьян? Игорь Яковлевич, Гурьев Юрий Павлович. 2 ряд: Хайтин Даниэль Яковлевич, Татарин Виталий Викторович, Рекст Василий Николаевич, Синюхин Борис Сергеевич, Кедров Геннадий Матвеевич, Рагозин Анатолий Неофитович, Калинин Анатолий Владимирович, Дюдя Владимир Викторович, Светловский Лев Викторович. 3 ряд: Венедиктов Валентин Константинович, Чернов Виталий Васильевич, Гаврилов Юрий Александрович, Радевский Николай Александрович, Миронов Виктор Михайлович, Ковязин Александр Михайлович, Игнатенко Геннадий Иванович, Чумаченко Николай Андреевич.
И за это был снят с должности и демобилизован. Поскольку он к этому моменту не успел дослужить до положенного срока, то пенсию получил неполную. Таким образом, долгая безупречная служба на Северном и Тихоокеанском флоте, плавания в холодных полярных морях, всё пошло псу под хвост.
Думаю достаточно перечислять большое и малое, страшное и смешное, достойное и несуразное, увиденное мною, глядя на флот со своей колокольни. Уже и так ясно, что российский Военно-морской флот по многострадальности достойный нашей великой и тоже многострадальной Родины, не смог дойти до тех высот, до которых мог дойти, и застопорил ход. И причины тому тоже указаны.
Но главная причина всё-таки в том, что сама наша страна, не использовав своих возможностей, остановилась в своем начавшемся беге и свернула на новую, нехоженую дорогу, о которой сейчас и сказать-то трудно, та ли это дорога.
Ведь положено же, чтобы в её начале посредине камень большой был с надписями на нём. Мол, если влево пойдёшь, будет то-то; если вправо пойдешь – нечто иное будет; а прямо если, то – чего глаза вылупил, или сам не видишь, куда прёшь?
А увидеть и, тем более рассмотреть что-либо впереди, нелегко. Но, оглядываясь назад и прослеживая наш путь до настоящего времени, кое-какие предположения сделать можно.

Уж больно наша история смахивает на Это захватывающая игра, и, главное, – азартная. Поэтому играть в неё можно бесконечно.
Суть её несложная.
Играющий, допустим в понедельник, наступает на грабли, стоящие у ворот, и их черенок ударяет его по лбу.
В субботу или в любой другой день он, пусть даже в других ботинках, опять на эти грабли наступает, и его опять черенок бьёт.
Правда, будет не так больно, как раньше, если в этот раз предварительно одеть шапку.
Этим я хочу сказать, что мы с завидным упорством, вернее, упрямством, повторяем свою историю.

Ну вот, давным-давно в русском государстве умер царь Иван Грозный, который, будучи до бесчеловечности жестоким, чуть не уполовинил число своих подданных. Но умер, и началось смутное время, причём такое смутное, что грозного царя стали добрым словом поминать, так как из-за всех смут российское государство подошло к грани исчезновения.
Но всё, в конце концов, образовалось. Причём надо отметить существенное, что произошло - это не благодаря помощи и усилий сверху, а чисто усилиями сплотившегося народа, снизу. Такого ещё в истории до этого не случалось. Так что те, кто презрительно фыркает на новый праздник 4 ноября, незаслуженно и кощунственно фыркают на свою Историю.
С этого момента Россия от века к веку успешно прогрессировала, да так, что и ко всем морям вышла, то есть окна, образно говоря, прорубила, и территорию свою трёхкратно увеличила и, благодаря прогрессу в мореплавании, аж до Антарктиды раньше всех дотянулась.
А ещё не только в Европе, но и за океаном тамошних жителей изрядно наградила прогрессом и техническими подвижками, о чём документальных и визуальных подтверждений видимо-невидимо есть.
Но на одном из этапов этого торжественного марша объявился некто Николай II, который по дурости влез в Первую мировую войну, куда его даже не приглашали, потом раскапризничался, войну завалил, страну развалил, народ до крайности обозлил, да и отрёкся от престола.
И опять, как от удара черенком по лбу, началось смутное время. Уж кто кого только не резал на наших бескрайних просторах: красные, белые, зелёные; то голод, то НЭП. Пока не воцарился Сталин, грозностью самого Ивана Грозного превзойдя.


И опять нас как из квашни попёрло: настроили, нагородили, наворотили и вширь и ввысь, самому страшному супостату бока намяли, чуть в разных джунглях социализма не понастроили.
Но умер Сталин, и опять, как от удара по лбу, пошло-поехало. Но не быстро пока, а потихоньку. Уж больно богатая страна стала, сразу и не разворовать. Но лиха беда – начало. Курочка, говорят, по зёрнышку клюет, так что расклевали помаленьку так, что опять стали добром поминать грозного царя, только теперь уже не Ивана, а Иосифа. Услышав это Н.С.Хрущёв хотел, было кукурузой всех от пуза накормить, только не жрут её, черти. Тогда он тоже Сталина вспомнил и пострелял немного народишку в Новочеркасске.
Потом, как и положено в смутное время, вожди начали ускоренно меняться, каждый внося свою лепту в строительство коммунизма.
Брежнев придумал экономную экономику, а Горбачёв, прополов виноградники, придумал новое мышление, но потом переплюрализничал и довёл страну до карточек на водку и мыло. Стук по стране такой стоял, что не понять было, то ли это от того, что действительно коммунизм строится, то ли сейфы вскрывают. Но совсем отчаяться народу не дали.
Пришёл Ельцин и обещал положить голову на рельсы. Народ вроде ободрился, но дефолт быстро согнал с его лица улыбки. Сейчас трудно сказать, близко ли конец смутному времени. Есть пока надежда на тандем Путин-Медведев. Ничего не скажешь, работают в поте лица и рулят квалифицированно. Только ведь хорошо рулить недостаточно. Нужно все-таки знать по какой дороге рулим-то. Указатель поставили конкретный. В капитализм движемся.
То есть получается, что мы на встречную полосу движения попали. Вот и трясёт нас здорово. Не проскочить бы мимо, а то в феодализм вырулим, а там и до рабовладельческого строя недалеко. Не случайно понемногу начали тренироваться, уже женщинами и детьми торгуют. И прибыльно.

Невесёлые мысли одолевают, но надежда какая-то есть, потому что некоторые признаки тому имеются.
Не случайно, что конец отжившей самодержавной российской империи начался с выступления моряков броненосца «Потемкин», что возвестило о грядущем рассвете, когда появится справедливое государство... Конец, свернувшей с социалистического пути советской империи, оповестило выступление моряков БПК «Сторожевой» под руководством капитана 3 ранга Саблина, хотя удалось ему лишь принести себя в жертву ради правого дела, ибо его самоотверженности сопутствовала наивность, часто присущая честным до бескомпромиссности людям.
Не захотели и не могли его выслушать власть предержащие. И вовсе не потому, что верили в свою правоту и не видели повсеместной кривды. Видели они прекрасно, что идут уже давно по другой дороге, но эта дорога им нравилась больше. И не верили они, что можно коммунизм построить для всех, а для себя они его уже построили. И чтобы его не потерять, они очень боялись, что об этом узнают все и потребуют, чтобы они вели страну туда, куда обещали. А разве они могли это сделать, когда уже все вошли во вкус безбедной жизни, обеспеченной им самоотверженным трудом миллионов?
Очень хочется верить, что смутное время подходит к концу, и рассвет близок. Один нюанс этому мешает. Возрождение-то страны сверху идёт, а надо бы снизу. Так-то всегда вернее было.
А ещё больно уж это в белоснежных перчатках делается. Это при таких-то завалах мусора и грязи. Часто перчатки стирать придётся, а на это много дорогого времени потрачено будет.
Нам – старикам – остаётся надеяться, что молодая смена сделает всё как надо. И Страну возродит и её Военно-морской флот.
Потому я и накарябал тут, что смог, чтобы не забыли прошлые слабые места, да грабли бы убрали куда
Треснут ведь.

Рига, 2010 год
Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13. Часть 14. Часть 15. Часть 16. Часть 17. Часть 18. Часть 19. Часть 20. Часть 21. Часть 22. Часть 23. Часть 24. Часть 25. Часть 26. Часть 27.
Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.

Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru
