Фамилии персонажей рассказа, естественно, изменены. Сделано это по двум причинам. Первое, из-за моего глубочайшего уважения к героям рассказа и, второе, из-за тех степеней и званий, которых они добились и на «гражданке».
Были у нас в училище двое курсантов Серков и Сардонов. Прибыли они из одного места, крепко дружили, были неразлучны, везде появлялись только вдвоём и, естественно, их так и звали: Сэр и Сар… В далёком 1950 году наш курс возвращался с летней практики на Чёрном море. Выделили нам товарный состав, состоящий из паровоза и «теплушек», то есть товарных вагонов с нарами для перевозки личного состава.
Одна из остановок нашего эшелона. Снимок на память. В. Брыскин «Тихоокеанский Флот». - Новосибирск, 1996-2010.
Кроме того, расщедрившись, Министерство путей сообщения выделило в каждый вагон по два ящика: один – для питьевого бачка, второй – для дневального; а также по гвоздю с фонарём «летучая мышь». Итак, жаркая южная ночь, двери всех теплушек открыты настежь, все спят. Бодрствуют только дневальные по вагонам, вооружённые нарукавными повязками и ракетницами на случай экстренной связи(?) с машинистом поезда. В третьем вагоне дневальным назначен Сар. Чтобы ему не было скучно, Сэр тоже не спит. Играют в шахматы. В это время в дверях мелькнуло что-то белое. Сэр передвигает фигуру и произносит: – Сар! Тебе шах. Кажется, упало полотенце. Сар хватается за голову, долго молчит, обдумывая очеред- ной ход, и, наконец, хлопнув рукой по ящику, радостно восклицает: – Во-первых, Сэр, не мне шах, а тебе мат, и, во-вторых, упало не полотенце, а Боря Ковров! –??? Немая пауза. Затем, зарядив ракетницу, Сэр и Сар пальнули в сторону паровоза. Как по команде из всех вагонов началась стрельба. Кто палил в сторону паровоза, кто в машиниста, а кто по кондуктору на площадке последнего вагона. Поезд остановился. Самое поразительное – во всех вагонах уже знали, что из третьего вывалился Боря Ковров. Выскочив из вагонов, с криками «Ищи его, ищи!» все бросились в обратную от движения поезда сторону. Нашли Борю в километрах четырёх. Оказалось, что он нарушил один из пунктов Правил по технике безопасности, гласящий: «При оправлении естественных надобностей одной рукой держаться за продольный брус, расположенный вдоль двери вагона». Боря же, в тот искомый момент, использовал обе руки. Инструкции пишутся не зря! Вагон качало. Это и привело к выпадению из него Бори. Отделался он легко: сломанная ключица и несколько ссадин. Но вот шуточное прозвище «Это тот Боря Ковров, который упал вместо полотенца» можно было в то время услышать довольно часто.
Богданов Михаил Васильевич родился в 1931 году, окончил ВВМУ им. М.В.Фрунзе в 1953 году, КЧФ - командир БЧ ПЛ, судоводитель КМП, инженер отдела стандартизации института вЛенгипроречтранс, председатель клуба «Дети Авроры», Санкт-Петербург, умер в 1989 году.
Это морской фокус. На переходе в Ригу Мишка Богданов устроился на банке лежа и держит шкот! Виртуозы. Сзади Юрка Забелинский смеется. Идем... Море... Солнце. (Архив А.П.Наумова, ЛНУ, выпуск 1949 года)
Ранее была опубликована его статья "Академия юных моряков". Другая - посвящена создателю и первому начальнику ЛНУ Н.Г.Изачику. Она дополняет наш очерк
Приводим ее целиком (фото из фондов Музея нахимовских училищ, приводятся по книге А.А.Раздолгина "Нахимовское военно-морское училище". — СПб.: Издательско-художественный центр «Штандарт», Издательский дом «Морской Петербург», 2009.
"Дело жизни". М.В.Богданов. - Диалог. 1988 № 22.
"Впервые я увидел его в 1944 году, ему было тогда 43 года. Человек высокого роста, в форме капитана I ранга, с внимательным, добрым взглядом открытого лица вел разговор с нами, вчерашними юнгами, сынами полков, а то и беспризорными мальчишками, лишившимися родителей, а теперь обретшими приют под одной крышей Ленинградского нахимовского военно-морского училища. Говорил он не как начальник с подчиненными, а словно отец с сыновьями. Его интеллигентность, ровный, спокойный голос, обаятельная улыбка, осанка военного человека и аккуратность во всем располагали к задушевной, откровенной беседе. Да, собственно, что могло интересовать и волновать нас, огольцов 10-14 лет, в то суровое для всей страны военное время? Бескозырка, тельняшка, брюки клеш — для нас стали уже не мечтой, а реальностью. Конечно, интерес вызывали науки, которые предстояло изучать в стенах военно-морского училища, а также те люди, которые нас будут учить. И, помнится, все время нам хотелось есть... Подробностей того памятного разговора я не запомнил, но облик первого начальника и создателя нахимовского училища в городе на Неве мне запомнился на всю жизнь. Перед Николаем Георгиевичем Изачиком, так звали нашего начальника училища, стояли более сложные задачи, которые предстояло решить вместе со своими помощниками, воспитателями и преподавателями. Как подобрать ключи к этим подросткам, чьи судьбы опалила война? Как заинтересовать и увлечь их учебой, помочь залечить тяжелые душевные раны? Наконец, эту ораву изголодавшихся, да и подраспустившихся ребят нужно было одеть, обуть, накормить, привить им элементы порядка, организованности и культуры. «Забота и справедливость к мальчишкам, ну и, конечно же, строгость и дисциплина — вот что легло в основу воспитания. Учили не бояться трудностей и уметь преодолевать их. Прививали чувства товарищества и взаимопомощи, преданности отечеству, любви к флоту...», — вспоминает Николай Георгиевич. — Избранные пути и методы воспитания и обучения нахимовцев себя оправдали. Сотни наших воспитанников стали командирами кораблей, соединений, многим присвоено звание адмирала.
Первый начальник Нахимовского военно-морского училища с нахимовцами. Фото 1980-х годов.
В задушевной беседе, которую мы вели в его рабочем кабинете, Николай Георгиевич рассказал о своей жизни, службе, работе. Кстати, разговор этот я завел не случайно. Нынче у контр-адмирала в отставке, заместителя председателя совета ветеранов партии по пропаганде революционных, боевых и трудовых традиций, воспитанию трудящихся и молодежи при Ленинградском обкоме КПСС большой праздник, своеобразный юбилей. В этом году — 70 лет его партийному стажу. Только вдумайтесь в эту цифру! У нас в стране средняя продолжительность жизни 70 лет, а здесь 70 лет назад человек стал коммунистом. Мы рассматриваем пожелтевшие от времени фотографии семейного альбома. Некоторые из них — своеобразные вехи на жизненном пути политбойца.
Н.Г.Изачик (второй ряд, первый справа) в должности ответственного секретаря партийной комиссии и секретаря политического отдела дивизии. Фото 1920 года.
Вот фотография 1921 года. На ней группа молодых людей в военной форме. В центре — 20-летний Николай Изачик, к тому времени уже возмужавший в классовой борьбе, закаленный в боях с белогвардейцами, иностранной интервенцией и внутренней контрреволюцией. На его груди орден Красного Знамени, который он получил в 1920 году за участие в разгроме банд Колчака, Деникина и Врангеля. Воевал в составе бригады особого назначения имени ВЦИК. За два года до этого Николай Изачик возглавлял в родном Тихвине «Союз молодежи Третьего интернационала», но когда социалистическое отечество оказалось в опасности, вступил в ряды РКП(б) и ушел добровольцем на фронт. А вот фотография 1924 года. Она напоминает Николаю Георгиевичу о незабываемой встрече советских военных моряков с известным советским дипломатом, полномочным представителем Советского Союза в Норвегии Александрой Михайловной Коллонтай.
Комсомольская ячейка брига «Березань». Н.Г.Изачик — первый ряд, третий слева. 1928 год.
Еще весной 1922 года началась новая страница в биографии Николая Изачика, когда он по призыву комсомола, взявшего шефство над Военно-Морским Флотом, пошел служить на флот для укрепления морских рубежей страны. Служба на Балтике, затем Черное море. В 1935-м он закончил Военно-Морскую академию и посвятил себя подготовке военных кадров. И вот в апреле 1944 года адмирал флота И.С.Исаков поручает Н.Г.Изачику организовать в Ленинграде Нахимовское училище. По многим сохранившимся фотографиям мы с Николаем Георгиевичем восстанавливаем в памяти события тех, сороковых, уже далеких лет. Вот Н.Г.Изачик в окружении юных нахимовцев, участников Великой Отечественной войны. Счастливые наследники боевой славы в только что сшитых для парада Победы мундирах. На груди — боевые ордена, медали. Вот нахимовцы на параде, чеканят шаг в колонне по Красной площади столицы. Вот фотографии рабочих моментов съемки кинофильма «Счастливого плавания», в котором Николай Георгиевич выступил в роли военного консультанта.
Начальник НВМУ Н.Г.Изачик среди нахимовцев во время съемок фильма «Счастливого плавания».
Вот героическая «Аврора», в 1948 году занявшая место своей вечной стоянки и принявшая на борт нахимовцев как учебная база училища... Много снимков, рассказывающих о жизни и работе Николая Георгиевича после ухода его по состоянию здоровья в отставку, когда он целиком отдался общественной работе, став лектором-международником, председателем совета ветеранов при Кировском РК КПСС, членом Кировского райкома партии. Николаю Георгиевичу Изачику посчастливилось быть делегатом и участвовать в работе XXVII съезда КПСС от Ленинградской партийной организации. А сейчас мы говорим с ним о недавно завершившей свою работу партийной конференции: — Я счастлив, что дожил до этого времени, — говорит он. — Дело моей жизни состоялось, но я по-хорошему завидую сегодня молодым. Впереди у них столько интересной работы."
Колонна Нахимовского военно-морского училища во главе с контр-адмиралом Н.Г. Изачиком проходит по улицам Ленинграда.
Продолжение следует.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ. 198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru