Помощь военным
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Поиск на сайте

Эссе размышлений - Сообщения с тегом "жизнь"

Размышление 107. К юбилею Карла Маркса.

В самом общем представлении жизнь это сосуществование систем различимых особей (тварных систем), имеющих целью продление своего существования (в массе особей и чреде их поколений) и овладения при этом максимально возможным пространством.
Используя системный подход, полагающий наличие в любой системе операционной, обеспечивающей, обслуживающей и управляющей подсистем, можно увидеть, что жизнь базируется на трех китах.
Операционная подсистема выполняет целевую функцию жизни (сиречь смысл жизни) – размножение, взращивание и воспитание потомства.
Обеспечивающая подсистема создает энергетические условия функционирования всех подсистем, поставляя им энергию в той форме, в какой они могут ее использовать. Эта подсистема вырабатывает энергию за счет преобразования материи или усваивает ее непосредственно из внешних источников.
Управляющая подсистема осуществляет информационное взаимодействие элементов системы между собой и с внешней средой, обеспечивает преемственность наследных признаков особей от поколения к поколению, обуславливает реакцию системы на внешнюю обстановку по широкому спектру параметров.
Обслуживающая подсистема осуществляет кинематическое взаимодействие подсистем с внешним миром и между собой, реализует перемещение особей в жизненном пространстве и освоение (захват) нового пространства.
Образно говоря, энергетика, информатика и кинематика и есть три кита, на которых зиждется жизнь как форма существования во времени и пространстве популяции различимых особей.
Социальная жизнь есть та же система, где энергетика есть производство, кинематика – торговля, а информатика – управление. Операционная суть социальной системы – любовь и дружество народов.
Поскольку социальная среда не Божеское творение, а порождение человеков, она не свободна от искажений (эрозии). Производство может включать брак (бесполезные и вредные продукты), торговля – спекуляцию, управление – блеф. Разница между управлением и блефом определяется их влиянием на эффективность производства и торговли.
Любовь и дружество народов тоже подвержены эрозии – от семейных ссор до мировых войн.
Блеф как управленческий брак особенно опасен, поскольку внешне выглядит как деятельное и респектабельное поведение, но результат его плачевен: дисбаланс производства и потребления, пустопорожняя затрата труда во всех сферах, раскачивание противоречий между людьми. Этому способствуют не только грехи человеческие (страстность, алчность, гордыня, властность), но и глобальное системное (методическое) непонимание взаимосвязи труда и его результатов.
Философы и экономисты споткнулись на соотношении между обобщенным функционалом результатов труда и суммарным функционалом трудозатрат, создающих этот результат. (Существует даже суждение, отдающее весь этот результат только конечному звену производственной цепи – рабочему. …)
Упомянутые философы и экономисты полностью исключают Божье влияние на формирование (получение, достижение) этого самого обобщенного функционала результатов труда, поэтому так называемый прибавочный продукт стал для них камнем преткновения и источником авантюрных и опасных спекуляций.
Никто не хочет замечать, что сверхсуммарный (синергетический) результат труда создается Богом и только им. В сельском хозяйстве это происходит явно и непосредственно, ибо только Божья воля определяет и направляет преобразование материи в растительные и животные продукты. Она также во многом определяет количество и качество плодов, урожая, прироста, приплода и т.п.
То же в добывающей промышленности – продукт имеет божественное происхождение, отсюда потребительский потенциал добычи много больше трудового вклада.
В промышленном производстве сверхсуммарный результат достигается через искру Божью, осеняющую творцов (изобретателей, конструкторов, технологов, мастеров, менеджеров и др.), каковая и предопределяет присущие промышленности преобразования материи и результирующий потребительский функционал продукта труда.
Исходя из полагаемого Божьего влияния, становится ясным, что согласование производства и потребления не может быть благим без любви и дружества народов на основе все тех же заповедей: «Не сотвори себе кумира», «Не делай и не желай другому, чего не хочешь себе», «Возлюби себя не более чем ты возлюбил ближнего», «Не укради», «Не пожелай имущества ближнего» и т.д.
Кстати, есть и такая заповедь: «Не оставляй до утра платы наемнику твоему».
Взгляд Маркса на существование человечества как на историю борьбы классов, стал чуть ли не главенствующим в 20 веке и привлек к себе массы социальных завистников, мечтавших «отобрать и поделить». И вернуть «недоплаченное» за прибавочную стоимость. Доктор Маркс придал этому желанию несбыточную легитимность. В его теории зависть стала моралью, насилие – свободой, а грабеж – справедливостью.
Та часть человечества, которая вдохновилась его идеями, смогла истребить многих соотечественников, так и не построив счастливое будущее, о котором столь проникновенно, сколь и туманно, вещал доктор Маркс. Но и это не озадачило его многочисленных поклонников, которые до сих пор не перестают считать его величайшим из пророков 19-20 веков.
В итоге, Марксова идея классовой борьбы как движущей силы прогресса породила человеконенавистничество. Гораздо плодотворнее было бы говорить о сотрудничестве разных социальных групп в конкурентной среде.

Три дара Богом нам даны:
Душа, чтоб ввысь стремились мы,
Пытливый ум для размышленья
И длань для всякого творенья!

Блажен, кто доброю душою
Себя и близких успокоит,
Кто Божий свет любви несет
И нам пример во всем дает!

Блажен и тот, кто мыслит здраво,
Налево судит и направо,
И гладко речь его течет,
Таким и званья и почет!

Стократ блаженней, кто руками
Кует металл и точит камень,
Копает землю, ставит дом,
Чтоб дух и мысль пребыли в нем!

Его труды весомы, зримы,
Итоги их неоспоримы,
Без них бы жить мы не смогли.
Такие люди – соль земли!

Но только те, кто нами правят,
Пусть никого из сих не славят,
Что может все лишь только он,
Как демиург и гегемон!

Мы все повязаны глубоко
Чрез Божий дух и Божье око,
И на пути житейских благ
Мы друг без друга ни на шаг!

Инструментальщик и конструктор,
Технолог, менеджер, инструктор,
Снабженец, слесарь, финансист,
Шофер, бухгалтер и юрист…

В громадном деле все совместно,
И кто здесь больший, неизвестно,
Во всем царит круговорот,
Никто не выйдет наперед.

Культура создает опору,
Образованье тянет в гору,
Наука задает мерила
И держит тонус медицина.

Мы ценим соль, но только в меру,
И, положась на Божью веру,
Длим вместе мирно дни свои
В трудах, гармонии, любви.

Размышление 103. Мысли о Божьем присутствии.

«Зри в корень» Козьма Прутков

Кто не учил Закон Божий, но тщится познать мир, вынужден начинать с Божьего присутствия. Осознание Божьего присутствия рождается от пристального взгляда в мироздание.
Мироздание образуют вложенные одна в другую комплексные агрегации различных ментальных планов. Это суть вселенная космических объектов, внесенная в нее жизнь различимых особей, взращенный в жизни человек разумный и формируемый людьми социум. В громаде мироздания упомянутые агрегации обуславливают одна другую, формируя на каждой страте базовую функцию своего предназначения, вплоть до конечной цели мироздания, нам неведомой. Если для вас в этом строении всего сущего нет промысла Творца, то ваш Бог – хаос.
Сама по себе вселенная, при всех бесконечных в пространстве-времени размерениях и сложно связанной иерархии структур, существует объективно и целенаправленно. От первочастиц до молекул, от веществ до звезд, от облаков пыли и песчинок до скоплений галактик, типизированными структурами образуется материальная и энергетическая сущность вселенной. Где бы и когда бы ни посмотреть, всюду и всегда действуют одни и те же законы, проявляются одни и те же свойства, возникают одни и те же эффекты.
Если объективность, структурность, иерархичность вселенной от края до края не свидетельствую для вас о промысле Творца, то ваш Бог – случайность. Тогда вы не заметите определяемую отмеченными факторами системность Вселенной. А системность предполагает не только внутренние цели самосохранения и устойчивости, но также некую внешнюю надсистемную цель. Такой целью Творца во вселенной является создание условий для жизни.
Жизнь сама есть система существования популяций различимых особей, стремящихся продлить свое существование индивидуально и в чреде поколений, охватывая при этом максимально возможное пространство. Отличительными особенностями живого является свойство репродуктивности (воспроизведение самое себя) и наличие внутренних биотоков, воспринимаемых как позитивные или негативные, со стремлением усилить первые и избавиться от вторых.
Жизнь не может не быть системой ряда разновидностей, т.к. это ресурсопотребляющий процесс. Во избежание исчерпания материального ресурса необходимо, чтобы одни разновидности создавали потребляемый материал для других разновидностей, и так до замыкания пищевой цепочки. Кроме того, жизнь – энергопотребляющий процесс, и либо требуется внешний источник энергии (что имеет место быть на Земле), либо же замкнутая цепочка преобразований должна существовать для энергии, как и для материи. Если в создании этого можно обойтись без промысла (т.е. без Творца), то ваш бог - произвол.
Внешней целью жизни как системы является создание и поддержание среды и условий существования и деятельности человека.
Человек как характерный объект живого включен во всемирную пищевую (сиречь, энергетическую) цепочку и обладает своей внешней надсистемной функцией (пока не ясно, какой). Обеспечение самосохранения и устойчивого развития у человека усилено формированием дара представления и мышления, привитием способности к продуктивности – дара творения.
Данные способности могут настолько усилить материальные возможности человека, что это придаст его развитию неудержимый, взрывной характер и приведет к разносу, самоуничтожению человека как вида. Сдерживающим и облагораживающим фактором жизнедеятельности человека разумного является привнесенная в него душа – способность различать добро и зло, истину и ложь, милосердие и жестокость, любовь и ненависть, справедливость и произвол, совесть и подлость, страсть и похоть, откровенность и лукавство. И не только различать, но и устремляться к первому и отвергать второе.
Проявление душевных качеств с самого начала бытия человека выражено в отношениях с родителями, во внимании им, в послушании им, в восприятии их премудрости (знаний и опыта) и, в конце концов, в погребении их. Человек это единственный вид живого, в котором знают своих предков, заботятся о них в жизни и почитают после смерти. Это свойство души обеспечивает человеку интеллектуальную преемственность и возрастание в духе, познании, творчестве. Посему каждому приличествует думать о той чреде событий и судеб, которая привела к его именно появлению в этой жизни, и о том, как продлить эту цепь, а не оборвать и не завести в тупик.
Если для вас избирательное (только в пределах одного вида) проявление рассмотренных свойств и способностей не исходит от промысла Создателя, то ваш Бог – самодеятельность. Осознание же присутствия Творца направляет мысль на поиски цели возведения человека на вершину живого. Думается, что эта цель достигается не в индивиде (сколько бы их ни было), а в социуме.
Социум в отличие от стаи присущ только человеку. Необходимость социальной организации обозначилась, как только проявилось житейское отличие человека от животных (помните: когда не спят, они едят) в получении большего продукта, чем можно потребить. И началось: ремесла, науки, искусства и для всего этого общее руководство и координация вплоть до принуждения. Вот вам и силовики.
Социум обеспечивает так называемый синергетический (сверхсуммарный) эффект вроде бы разрозненной деятельности индивидов. В результате человечество возрастает в энергетике, кинематике и информатике (это три кита, не которых стоит жизнь) к всемогуществу, вездесущности и всеведению, уподобляясь Богу. В этом уподоблении можно полагать цель Творца – обрести равновеликого партнера для общения, сотрудничества и любви.
Позитивному прогрессу препятствует до сих пор не развенчанная ложная посылка о классовой борьбе и гегемонии рабочего класса. В теории и ленинской практике зависть стала моралью, насилие – свободой, а грабеж – справедливостью. На деле между классами есть диалектическое сотрудничество/соперничество в конкурентной среде. Ни один класс не может обойтись без другого, так что говорить о гегемонии одного из них, тем более пролетариата, не приходится.
Рабочий ничего дельного не создаст без инструментальщика, дающего ему орудие труда, конструктора, определяющего предмет труда, технолога, определяющего порядок труда, снабженца, предоставляющего материал, менеджера, определяющего когда, что и сколько нужно произвести. И это только непосредственно на производстве. А ведь есть еще обучение, лечение, транспорт, связь, отдых и развлечения и т.д., и т.п. Без этой культурной среды люди не могут ни жить, ни творить, а пролетарий может только копать или не копать!
Итоговый результат достигается через искру Божью, осеняющую творцов (изобретателей, конструкторов, технологов, мастеров, менеджеров и др.), что и предопределяет преобразования материи в продукт труда. Если же вы не видите в социуме присутствия Создателя, лишь арену классовой борьбы, то ваш Бог – произвол.
Тех же, кто ощущает во всем Божье присутствие, одолевает мысль о замысле Его. Бог промыслил мироздание, и оно появилось, а зачем? В чем замысел Его? Об этом стоит задуматься.
Бог создал вселенную, насадил жизнь и воцарил в ней человека в уповании, что это дитя его любви постигнет промысел Его и соделает замысел Его. Человечество постигает суть Божьего промысла средствами науки и соищет пути следования замыслу Его средствами религии, преодолевая соблазны свободы воли. Божие присутствие в Мироздании первично, а религии как формы богопознания, богообщения, богослужения вторичны. Это дело людей, потому не лишено человеческих недостатков, что не должно мешать жить с Богом в душе, поступать по Божески, ибо сказано «Спасися сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Множество наук и религий имеет как объективный, так и субъективный характер. Объективно теория лингвистической относительности утверждает, что ни один язык не способен выразить всю полноту явлений материального мира и деяний человечества, посему образуется множество языков, которые в совокупности лучше справляются с этой задачей. Точно также ни одна наука или религия не способны полностью выразить полноту Божественной сущности и Божьего присутствия, отсюда возникает необходимость и возможность различных профилей науки и религиозных построений.
Субъективно же играет роль наличие желающих властвовать, и когда все верховные места уже заняты, сильные мира сего порождают новые религии (а то и науки), также новые государства, партии и прочие организационные структуры, претендующие на самостийность.
Таково, по моим воззрениям, системное строение мироздания, роль и место Бога, место и назначение человека. Вот в чем я вижу определяющее Божье присутствие и задачу человека угодить Ему в совершении замысла Его.
Привычно отмечаю, что все изложено лапидарно, каждый тезис может быть развернут в том in quarto. Пока пожеланий на это не поступало, видимо пишу не интересно и коряво. Я это делаю для себя, чтобы избавиться от заполняющих голову мыслей. Не любо, не слушай…

Размышление 91. Стремления времен.

Человек не может не думать, и мысль подгоняет время, а время подгоняет мысль. Мы ждем перемен. В какой мере они зависят от нас? Поспеваем ли мы за временем?

ОДА ФЕВРАЛЮ

Февраль, светлеющий и снежный,
Идет на смену зимних бурь,
Буждает токи, льстит надежды,
Выносит всяку блажь и дурь.

В нем к солнцу поворот намечен,
И приворот на благодать,
И снова мысль, что путь наш вечен,
Способна плоть и дух поднять.

А с тем душевное движенье
Подвигнет вознести любовь,
Усилить мысли и влеченья,
Грехи разить и в глаз и в бровь.

Нас мало, если поголовно,
Нас уйма, если души слить,
Мы молчуны, судя пословно,
Мы возопим венцом молитв.

Молитвам нашим Бог ответит,
Грехи простив, забыв былое,
Придаст трудам на этом свете
Цель, смысл и многое другое.

ОДА МАРТУ
Никак к концу приходит март,
Любви запас разворошив,
Немало намешавши карт,
И тем надежду подарив.

Все было строгою зимой
Надежно убрано в сугробы,
Но март явился озорной
И говорит: глядите в оба.

Что было спрятано гнилого,
Опять полезет на рожон,
Но и ростки зерна благого
Дадут сияющий бутон.

От нас зависит – что заметим,
И мимо от чего пройдем,
Кого полюбим и приветим,
Делясь заботой и теплом.

Что равнодушно наблюдаем,
Исходу ухом не ведем,
Чему душевно сострадаем
И чьи успехи воспоем.

Должны решить к исходу марта,
Чем душу, ум и труд занять:
Отважно бросить все на карту
Или привычно прозябать.

Размышление 90. Фантастические сказки.

Человек не может не думать, а после, бывает, хочет поделиться набежавшими мыслями. Для этого в Петербурге есть клуб "Бабушкины сказки", куда, впрочем, пускают и дедушек.
Не рассказать ли вам пару наших сказок? Впрочем, "не любо - не слушай..."

Краткий визит.

Клан Фейтов планетной группы Канед издревле славится увлеченностью поиском и изучением проявлений жизни в различных уголках вселенной. Века сбора, анализа и обобщения материалов не пропали даром. В анналах Фейтов отложилась многообразная информация по формам и параметрам жизненных процессов в различных условиях множества миров. Со временем из этого выделились общие черты и принципы сущности жизни как формы существования материи. Выяснилось, что жизнь проявляется в космических масштабах локально, но нигде она не замыкается в пределах одного единственного вида, с необходимостью воплощаясь в совокупности взаимодействующих популяций. И Фейты искали среди них виды, равновеликие космическому разуму.
Вот и сейчас магистральный корабль во главе с премудрым Тефалом вынырнул из подпространства там, где полагалось – на дальней границе исследуемой звездной системы, где притяжение центрального светила только начинает проявляться на фоне гравитации открытого космоса. Ближе возникать нельзя: можно нарушить равновесие гравитационного поля, а то и столкнуться с одним из тел в окружении звезды.
– «Смотри», – сказал старый Тефал юному Багзану – «это последняя звезда, которую мы обследуем в нашей экспедиции. Предыдущие оказались интеллектуально обделенными, а на другие у нас не остается энергии. Ее в обрез хватит только на возвращение домой».
– «Но здесь-то мы можем обследовать все планеты?» – загорелся Багзан.
– «Нет. Надо по косвенным признакам выбрать одну и высадиться на нее для поиска вида, имеющего потенциал развития до деятельного, интеллектуального, мыслящего и нравственного уровня космического разума».
Некоторое время ушло у наших гостей на обзор планет солнечной системы (звезда оказалась нашим Солнцем) и спектральный анализ подходящих по размерам планет. Только на одной из них, третьей от светила, физико-химические условия отвечали потребностям живых организмов, а разнообразие и изменчивость ландшафтов свидетельствовали об активных процессах на ее поверхности.
Для детального исследования Багзан десантировался туда в специальной капсуле-вездеходе с широким набором сенсорных и аналитических возможностей.
– «Помни», – поучал Багзана Тефал – «жизнь многообразна в своих проявлениях и формах. Тебе следует убедиться, что среди них есть вид, способный к развитию до высших уровней самопознания и миропонимания, эффективной деятельности и нравственного совершенства, гарантирующих его вхождение во вселенскую семью носителей космического разума».
– «К тому же» – добавил он – «у тебя очень мало времени, а вывод должен быть очень убедительным. Действуй вдумчиво, решительно и безошибочно».
Исследовательская капсула, охватывающая тело Багзана, нырнула в атмосферу Земли (как вы догадываетесь, это была она) и вначале погрузилась в воды океана.
Несколько дней Багзан вникал в поведение населявших эти воды больших и малых рыб, китов и дельфинов, осьминогов и кальмаров, моллюсков и ракообразных. Полный знаний и впечатлений, Багзан взмыл в воздух и стал знакомиться с его обитателями: насекомыми, птицами и летучими зверями, живущими, как и обитатели вод, одиночно, попарно, группами и стаями.
Спустившись затем на землю, Багзан встретил еще большее разнообразие форм жизни от тех же насекомых и земноводных до четвероногих и двуногих теплокровных видов. Все они жили в присущих их ареалам природных условиях и заняты были преимущественно добыванием пищи, приспособлением жилья и размножением.
Наконец Багзан взмыл в своей капсуле за пределы атмосферы на траекторию сближения с магистральным кораблем, где его поджидал Тефал.
– «Ну что ты можешь сказать?» – набросился на него Тефал – «Есть перспективный вид?»
– «Да, есть популяции, которые используют труд с отложенными и накапливаемыми результатами, способные к самореализации и взаимопомощи. Из них выйдет толк».
– «Но ты абсолютно уверен? Для этого есть решающее доказательство?» – не унимался Тефал.
– «И это есть. Решающим признаком интеллектуально нравственного потенциала являются их отношения между собой. Они внемлют родителям и заботятся о них. Это решающий признак, и здесь он присущ теплокровным двуногим, обитающим в зоне умеренного климата этой планеты».
– «Если это так, то вопрос решен. Всем формам живого свойственна забота о потомстве, но только видам с высокими интеллектуальными задатками и моральным кодексом дано помнить предков и заботиться о родителях. Так достигается не только биологическая, но и интеллектуальная преемственность поколений. Вернемся сюда через десять тысяч лет, и с ними можно будет иметь дело».
С этим корабль Тефала и Багзана нырнул в подпространство, устремляясь к родной планете. Десять тысяч лет с той поры уже прошло. Ждем!

Контрольный визит.

В архивах клана Фейтов планетной группы Канед, который издревле славится увлеченностью поиском и изучением проявлений жизни в различных уголках вселенной, сохранились сведения о путешествии в так называемую Местную группу галактик. Там на окраине была обнаружена звезда с планетой, подходящей по орбитальным параметрам для существования жизни. Изыскания, проведенные оператором Багзаном под руководством известного исследователя Тефала, показали, что там не только есть жизнь, но среди обитающих видов есть такой, который обладает потенциалом развития интеллекта до уровня, присущего космическому разуму.
На это, по мнению Тефала, аборигенам понадобится не менее десяти тысяч лет, которые в настоящий момент уже миновали. Пора было Фейтам ближе познакомиться с новыми братьями по разуму, для чего новая экспедиция отправилась к Местной группе галактик, дабы оценить развитие ее обитателей: может они уже доросли до сотрудничества, конкуренции, а то и соперничества.
Путешествие прошло по привычной для Фейтов схеме прыжка через подпространство, и их корабль во главе с командором Бейром вынырнул из него там, где притяжение объектного светила только начинает проявляться. Пользуясь архивными координатами, командор уверенно вывел корабль на траекторию обзора целевой планеты. Сравнив увиденное с материалами предыдущей экспедиции, пришельцы обнаружили явные следы развитой цивилизации: огни крупных поселений, трассы путей сообщения, сгустки техногенных облаков в атмосфере. Особенно впечатлило гостей множество спутников вокруг планеты и насыщенность эфира разнообразнейшими сигналами. Это впечатляло и обнадеживало.
Как заведено у Фейтов, для детального исследования оператор, на этот раз им был социолог Тимур, десантировался на планету в специальной капсуле-вездеходе с широким набором сенсорных и аналитических возможностей.
Несколько дней Тимур вникал в поведение населявших земной шар народов, пытаясь классифицировать уровень их развития.
Немало времени он провел на просторах шести земных континентов, пробираясь по улицам городов, проникая в залы собраний и заседаний, внедряясь в семьи и коллективы, присматриваясь к производствам и исследованиям.
Перегруженный информацией и впечатлениями, Тимур вернулся на корабль для доклада командору.
– «Отдохнешь немного или сразу к делу?» – участливо спросил Бейр.
– «Какой отдых, меня распирает от невероятной информации».
– «В чем дело?»
– «Начну по порядку. Местная цивилизация достигла высокого энергетического, технологического, транспортного и информационного уровня. Правда, они не открыли еще дозированного ядерного синтеза, фотонно-управляемого катализа и лазерной деструкции в утилизации произвольных химических элементов, но их возможности в энергетике и материаловедении весьма впечатляющи».
– «Так в чем же дело?»
– «А в том, что их общественная организация крайне запутана, деструктивна и непродуктивна, если не сказать нездорова. Мало того, что они раздроблены на государства, народы, сообщества, кланы, семейства, группировки и множество гордых одиночек. Они социально расслоены так, что одни абсолютно не представляют резонов, чаяний и образа жизни других, причем это происходит практически в одних и тех же местах.
Одни могут жить интеллектуальной производительной жизнью, а другие там же заниматься только пропитанием и обитанием. Причем они откровенно не замечают друг друга. И тем и другим присуща алчность, властность, злоба и разврат, возбуждающие вечную вражду между ними. Кровавые войны непрестанно происходят то в одном, то в другом месте.»
– «За что же они воюют?»
– «Глубинной целью войн является борьба за власть и с нею за богатство и бесчинство. Но внешне это маскируется некоторыми идейными или религиозными соображениями. Они даже религию сделали ареной жестокой и кровавой бойни.
Религия есть их способ приобщения к высшему космическому разуму, через богопознание и богослужение, как форма общения с высшими силами, среда общения единоверцев. Среди религиозных истин есть также нормы личного поведения и общественной жизни, которые способствуют верующим соответствовать высшей цели мироздания – всеобъемлющей и вечной любви.
Однако находятся нетерпеливые сердца и горячие головы, которые готовы добиваться их исполнения силой. Но истину миропорядка можно привнести в сердца других людей только словом и личным примером.
Пользуясь этим, желающие самим властвовать и всем владеть сколачивают из упомянутых недобрых молодцев боевые отряды, готовые под религиозными знаменами действовать самыми зверскими и кровавыми способами».
Полученных Тимуром сведений оказалось достаточно, чтобы удостовериться в непроходимом прозябании человечества, с чем инопланетяне отбыли восвояси, а на своих космических картах разместили предупреждение:
«Держитесь подальше от Третьей планеты Желтой звезды в Млечном пути Местной группы галактик, ибо там царят человеконенавистничество, насилие, жестокость и алчность. Остерегайтесь контактов с ними, ибо эта убийственная нравственная болезнь прилипчива, заразна и неизлечима!»
Сроки следующего визита не определены – незачем.

Размышление 87. Краткий визит (похоже на сказку).

Человек не может не думать даже во сне, и вот что привиделось в истории на заре веков.
Клан Фейтов планетной группы Канед издревле славится увлеченностью поиском и изучением проявлений жизни во вселенной. Там они увидели, что жизнь проявляется локально и нигде не замыкается в пределах одного вида, с необходимостью воплощаясь в совокупности взаимодействующих популяций.
Фейты искали среди них виды, равновеликие космическому разуму.
Вот и сейчас магистральный корабль во главе с премудрым Тефалом вынырнул из подпространства на дальней границе исследуемой звездной системы. Ближе возникать нельзя: можно нарушить равновесие гравитационного поля, а то и столкнуться с одним из тел в окружении звезды.
– «Смотри», – сказал Тефал юному оператору Багзану, – «это последняя звезда, которую мы обследуем в нашей экспедиции. Прочие оказались интеллектуально обделенными, а на другие у нас не остается энергии. Ее в обрез хватит только на возвращение домой».
– «Мы обследуем все планеты?» – загорелся Багзан.
– «Нет. Надо по косвенным признакам выбрать одну и высадиться на нее для поиска вида, имеющего потенциал развития до деятельного, интеллектуального, мыслящего и нравственного уровня космического разума».
Некоторое время ушло у наших гостей на обзор планет нашей солнечной системы и анализ подходящих планет. Только на одной из них, третьей от светила, физико-химические условия отвечали потребностям живых организмов, а разнообразие и изменчивость ландшафтов свидетельствовали об активных процессах на ее поверхности. Для детального исследования Багзан десантировался туда в специальной капсуле-вездеходе с широким набором сенсорных и аналитических возможностей.
– «Помни», – поучал Багзана Тефал – «жизнь многообразна в своих проявлениях и формах. Тебе следует убедиться, что среди них есть способные к развитию до высших уровней самопознания и миропонимания, эффективной деятельности и нравственного совершенства, гарантирующих вхождение во вселенскую семью носителей космического разума».
– «К тому же» – добавил он – «у тебя очень мало времени, а вывод должен быть очень убедительным. Действуй вдумчиво, решительно и безошибочно».
Исследовательская капсула, охватывающая тело Багзана, нырнула в атмосферу Земли (как вы догадываетесь, это была она) и вначале погрузилась в воды океана.
Несколько дней Багзан вникал в поведение населявших эти воды больших и малых существ. Полный знаний и впечатлений, Багзан взмыл в воздух и стал знакомиться с его обитателями. Спустившись затем на землю, Багзан встретил еще большее разнообразие форм жизни. Все они обитали в присущих их ареалам природных условиях и заняты были преимущественно добыванием пищи, приспособлением жилья и размножением.
Наконец Багзан взмыл в своей капсуле за пределы атмосферы на траекторию сближения с магистральным кораблем, где его поджидал Тефал.
– «Ну что ты можешь сказать?» – набросился на него Тефал – «Есть перспективный вид?»
– «Да, есть популяции, которые используют труд с отложенными и накапливаемыми результатами, способные к самореализации и взаимопомощи. Из них выйдет толк».
– «Но ты абсолютно уверен? Для этого есть решающее доказательство?» – не унимался Тефал.
– «И это есть. Решающим признаком интеллектуального и нравственного потенциала являются их отношения между собой. Они внемлют родителям и заботятся о них. Это присуще теплокровным двуногим, обитающим в зоне умеренного климата этой планеты. В остальных популяциях повзрослевшие потомки не только не заботятся о своих родителях, но и не знают их».
– «Если это так, вопрос решен. Мы давно установили, что всем формам живого свойственна забота о потомстве, но только видам с высокими интеллектуальными задатками и моральными принципами дано помнить предков и заботиться о родителях. Так достигается интеллектуальная преемственность поколений. Вернемся сюда через десять тысяч лет, и с ними можно будет иметь дело».
С этим корабль Тефала и Багзана нырнул в подпространство, устремляясь к родной планете.
Десять тысяч лет с той поры уже прошло. Ждем!


Главное за неделю