Помощь военным
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер

Представлена новая
линейка продукции
в интересах
Инженерных войск

Поиск на сайте

Эссе размышлений - Сообщения с тегом "Бог"

  • Архив

    «   Июль 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31        

Размышление 109. О стремлении к Богу. (Заметки идеалиста.)

Краеугольной основой жизни как системы существования различимых особей являются энергетика, кинематика и информатика, так сказать три кита, на которых держится жизнь. Полагается, что Богу (Творцу, Созидателю, Вседержителю) присущи предельные уровни этих потенциалов: всемогущество, вездесущность и всеведение.
Человечество в своем созревании постепенно усиливает изначально дарованные ему возможности, добиваясь впечатляющих результатов и возрастая в стремлении к Божеской сущности. Развитие человечества плодотворно и позитивно, а поставленные Создателем ограничения еще далеки, так что оно перспективно и оправдано. (По поводу ограничений: энергетика ограничена соотношением mc2, кинематика скоростью света, а информатика фундаментальной теоремой кодирования).
Стремясь уподобиться Богу, люди повсеместно забывают, что Ему свойственно еще одно непреложное качество – непогрешимость. Безгрешность Божия не пустой звук, она пронизана добронравием, творит справедливость, наполняется любовью. Но человечеству до этого далеко, оно больше склоняется к жестокости, бесчинству и блудодейству. При этом проявляется, можно сказать, раздвоение личности: уста говорят одно, а шаловливые ручонки творят иное.
Создается впечатление, что для многих верующих Божие воздействие проявляется только в храмах: здесь их молитвенное присутствие, богослужение и богообщение совершаются, здесь они и заканчиваются, а далее люди себе на уме и действуют уже из других побуждений и мотивов. Обычно это выгода и удовольствие, а там, где властвуют корысть, нет места истине, справедливости, милосердию в угоду произволу, самовластию, алчности. Все призывы заповедей-наставлений, заповедей-запретов и заповедей блаженства уходят в сторону. Более того, многие непотребства творятся как бы во славу Божию, продвигая насильно ритуальные и бытовые каноны той или иной религии, которые могут существенно разниться между собой.
Среди религиозных истин есть отдельные нормы личного поведения и общественной жизни, которые определяют внешние формы конфессиональной приверженности. Различия внешних проявлений религиозности не должны восприниматься как повод считать иноверцев никчемными людьми. Они всего лишь способствуют пастве соответствовать верованиям своей религии в стремлении к божественной цели – всеобъемлющей и вечной любви. Однако находятся нетерпеливые сердца и горячие головы, готовые как бы из любви к Богу силой добиваться исполнения всех внешних атрибутов их религии. Но Божью истину можно привить в сердцах людей только словом и личным примером, полагаясь в остальном на Его волю.
Тем не менее, используя подобные умонастроения (и подпитывая их), находятся жаждущие всем властвовать и всем владеть, которые сколачивают из упомянутых недобрых молодцев боевые отряды, готовые под религиозными знаменами действовать самыми зверскими и кровавыми способами. Это преступление перед Богом и человечеством. Инициируются обозначенные процессы теми, кому это выгодно, но питаются они именно религиозными различиями. Но откуда они возникают?
При общем взгляде на мироздание несомненно, что Божие присутствие в нем первично, выражая промысел Его и направляясь замыслом Его, а религии как формы богопознания, богообщения, богослужения вторичны. Человечество постигает суть Божьего промысла средствами науки и соищет пути следования замыслу Его средствами религии, преодолевая соблазны свободы воли. Это дело людей, потому не лишено человеческих недостатков, что не должно мешать жить с Богом в душе, поступать по Божески.
Множество наук и религий имеет как объективный, так и субъективный характер. Объективно теория лингвистической относительности утверждает, что ни один язык не способен выразить всю полноту явлений материального мира и деяний человечества, посему образуется множество языков, которые в совокупности лучше справляются с этой задачей. Точно также ни одна религия не способна полностью выразить полноту Божественной сущности и Божьего присутствия, отсюда возникает необходимость и возможность различных религиозных построений.
Субъективно же играет роль наличие желающих властвовать, и когда все верховные места уже заняты, сильные мира сего порождают новые религии, также новые государства, партии и прочие организационные структуры, претендующие на самостийность.
Сопоставляя различные религии можно отметить, что в них присутствует базис подлинно Божьих установлений и надстройка догматических и обрядовых положений. Первое по определению боговдохновенно, второе же творится людьми, праведными и святыми, но действовавшими в свое время в локальных местах в конкретной социально-политической обстановке в определенных хозяйственно-экономических условиях в различном климате и природных условиях. Это не могло не наложить отпечаток на включение в религиозные каноны положений, требуемых повседневной жизнью и существующими социальными отношениями.
С тех пор изменилось многое: и структура общества, и методы хозяйствования, и обустройство быта и даже климат. Практически нивелировалась локализация конфессий, их приверженцы в значительной мере перемешались между собой. Обрядовые и житейские различия конфессий обрели контрастность и начали становиться камнем преткновения. А ведь по религиозным представлениям если у кого-то что-то не так, как у нас, то это иноверцы, которые во всех религиях считаются врагами, подлежащими устранению. Но это противоречит и более глубоким религиозным установкам и мирским законам, поэтому вынуждено до поры до времени таиться. В обществе с бытованием различных конфессий накапливаются скрытая злоба и скрытая ненависть, которые при некоторых манипуляциях могут перерасти в открытые столкновения. Это очень опасно.
Чтобы предотвратить подобное развитие событий, желательно переформатировать религиозные умонастроения с тем, чтобы боговдохновенное ядро религий (а оно, как видится, идентично у всех конфессий) провозглашалось и почиталось как сущностная ценность богопознания, богослужения и богообщения (что есть цель каждой религии), а обрядовые и бытовые предписания носили бы рекомендательный, факультативный, вспомогательный характер и не рассматривались как непременный атрибут веры в Бога и веры Богу. Тогда со временем религиозные различия перестанут быть источником конфронтации различных конфессий, и их паства в большей мере предастся вере в любовь и премудрость Творца.
Единство верований создаст простор миропониманию с упованием на милосердие Божие. Создатель, творя мироздание, приуготовил все для существования и процветания человечества. Состав, структура, свойства и взаимодействия объектов вселенной устроены в обеспечение появления и благоденствия человека, который по мере необходимости и возможности осваивает эти дары природы себе во благо. Нет ничего из открытого учеными, спроектированного конструкторами и изготовленного технологами, что не было изначально приуготовлено и предусмотрено Создателем. На всех ступенях возрастания человечества его потребности в энергетике, кинематике и информатике находили удовлетворение в заложенных Богом свойствах и строении материи. Дело людей было и остается использовать открывающиеся возможности во благо или во зло. (По классике: топором можно избы рубить, можно головы.)
И сегодня, когда освоенной энергетики не хватает для повсеместного использования на всех просторах Земли, когда совокупная энергия не рассеивается нужным образом и вызывает перегрев Земли, когда отходы и мусор всех видов загаживают Землю до невозможности, когда достигнуты предельные значения реактивной тяги, чем ограничен выход в дальний космос, когда наплыв информации сделал ее самодовлеющей, когда эти и другие аспекты существования человечества кажутся неразрешимыми и ведущими к гибели, верится, что милосердный Господь предусмотрел средства и возможности преодоления возникающих преград во благо человека и во славу Его.
Единение в вере обеспечит консолидацию усилий по выявлению этих средств и возможностей в стремлении к уподоблению Богу.
(Привычно отмечаю, что все изложено лапидарно, каждый тезис может быть развернут в том in quarto. Пожеланий на это не поступает, видимо пишу не интересно и коряво. Я это делаю для себя, чтобы избавиться от заполняющих голову мыслей. Не любо, не слушай…)

Размышление 107. К юбилею Карла Маркса.

В самом общем представлении жизнь это сосуществование систем различимых особей (тварных систем), имеющих целью продление своего существования (в массе особей и чреде их поколений) и овладения при этом максимально возможным пространством.
Используя системный подход, полагающий наличие в любой системе операционной, обеспечивающей, обслуживающей и управляющей подсистем, можно увидеть, что жизнь базируется на трех китах.
Операционная подсистема выполняет целевую функцию жизни (сиречь смысл жизни) – размножение, взращивание и воспитание потомства.
Обеспечивающая подсистема создает энергетические условия функционирования всех подсистем, поставляя им энергию в той форме, в какой они могут ее использовать. Эта подсистема вырабатывает энергию за счет преобразования материи или усваивает ее непосредственно из внешних источников.
Управляющая подсистема осуществляет информационное взаимодействие элементов системы между собой и с внешней средой, обеспечивает преемственность наследных признаков особей от поколения к поколению, обуславливает реакцию системы на внешнюю обстановку по широкому спектру параметров.
Обслуживающая подсистема осуществляет кинематическое взаимодействие подсистем с внешним миром и между собой, реализует перемещение особей в жизненном пространстве и освоение (захват) нового пространства.
Образно говоря, энергетика, информатика и кинематика и есть три кита, на которых зиждется жизнь как форма существования во времени и пространстве популяции различимых особей.
Социальная жизнь есть та же система, где энергетика есть производство, кинематика – торговля, а информатика – управление. Операционная суть социальной системы – любовь и дружество народов.
Поскольку социальная среда не Божеское творение, а порождение человеков, она не свободна от искажений (эрозии). Производство может включать брак (бесполезные и вредные продукты), торговля – спекуляцию, управление – блеф. Разница между управлением и блефом определяется их влиянием на эффективность производства и торговли.
Любовь и дружество народов тоже подвержены эрозии – от семейных ссор до мировых войн.
Блеф как управленческий брак особенно опасен, поскольку внешне выглядит как деятельное и респектабельное поведение, но результат его плачевен: дисбаланс производства и потребления, пустопорожняя затрата труда во всех сферах, раскачивание противоречий между людьми. Этому способствуют не только грехи человеческие (страстность, алчность, гордыня, властность), но и глобальное системное (методическое) непонимание взаимосвязи труда и его результатов.
Философы и экономисты споткнулись на соотношении между обобщенным функционалом результатов труда и суммарным функционалом трудозатрат, создающих этот результат. (Существует даже суждение, отдающее весь этот результат только конечному звену производственной цепи – рабочему. …)
Упомянутые философы и экономисты полностью исключают Божье влияние на формирование (получение, достижение) этого самого обобщенного функционала результатов труда, поэтому так называемый прибавочный продукт стал для них камнем преткновения и источником авантюрных и опасных спекуляций.
Никто не хочет замечать, что сверхсуммарный (синергетический) результат труда создается Богом и только им. В сельском хозяйстве это происходит явно и непосредственно, ибо только Божья воля определяет и направляет преобразование материи в растительные и животные продукты. Она также во многом определяет количество и качество плодов, урожая, прироста, приплода и т.п.
То же в добывающей промышленности – продукт имеет божественное происхождение, отсюда потребительский потенциал добычи много больше трудового вклада.
В промышленном производстве сверхсуммарный результат достигается через искру Божью, осеняющую творцов (изобретателей, конструкторов, технологов, мастеров, менеджеров и др.), каковая и предопределяет присущие промышленности преобразования материи и результирующий потребительский функционал продукта труда.
Исходя из полагаемого Божьего влияния, становится ясным, что согласование производства и потребления не может быть благим без любви и дружества народов на основе все тех же заповедей: «Не сотвори себе кумира», «Не делай и не желай другому, чего не хочешь себе», «Возлюби себя не более чем ты возлюбил ближнего», «Не укради», «Не пожелай имущества ближнего» и т.д.
Кстати, есть и такая заповедь: «Не оставляй до утра платы наемнику твоему».
Взгляд Маркса на существование человечества как на историю борьбы классов, стал чуть ли не главенствующим в 20 веке и привлек к себе массы социальных завистников, мечтавших «отобрать и поделить». И вернуть «недоплаченное» за прибавочную стоимость. Доктор Маркс придал этому желанию несбыточную легитимность. В его теории зависть стала моралью, насилие – свободой, а грабеж – справедливостью.
Та часть человечества, которая вдохновилась его идеями, смогла истребить многих соотечественников, так и не построив счастливое будущее, о котором столь проникновенно, сколь и туманно, вещал доктор Маркс. Но и это не озадачило его многочисленных поклонников, которые до сих пор не перестают считать его величайшим из пророков 19-20 веков.
В итоге, Марксова идея классовой борьбы как движущей силы прогресса породила человеконенавистничество. Гораздо плодотворнее было бы говорить о сотрудничестве разных социальных групп в конкурентной среде.

Три дара Богом нам даны:
Душа, чтоб ввысь стремились мы,
Пытливый ум для размышленья
И длань для всякого творенья!

Блажен, кто доброю душою
Себя и близких успокоит,
Кто Божий свет любви несет
И нам пример во всем дает!

Блажен и тот, кто мыслит здраво,
Налево судит и направо,
И гладко речь его течет,
Таким и званья и почет!

Стократ блаженней, кто руками
Кует металл и точит камень,
Копает землю, ставит дом,
Чтоб дух и мысль пребыли в нем!

Его труды весомы, зримы,
Итоги их неоспоримы,
Без них бы жить мы не смогли.
Такие люди – соль земли!

Но только те, кто нами правят,
Пусть никого из сих не славят,
Что может все лишь только он,
Как демиург и гегемон!

Мы все повязаны глубоко
Чрез Божий дух и Божье око,
И на пути житейских благ
Мы друг без друга ни на шаг!

Инструментальщик и конструктор,
Технолог, менеджер, инструктор,
Снабженец, слесарь, финансист,
Шофер, бухгалтер и юрист…

В громадном деле все совместно,
И кто здесь больший, неизвестно,
Во всем царит круговорот,
Никто не выйдет наперед.

Культура создает опору,
Образованье тянет в гору,
Наука задает мерила
И держит тонус медицина.

Мы ценим соль, но только в меру,
И, положась на Божью веру,
Длим вместе мирно дни свои
В трудах, гармонии, любви.

Размышление 98. ПОСВЯЩЕНИЕ

Человек не может не думать, а тут семейный юбилей: 50 лет совместной жизни. Посему

На день нашей золотой свадьбы

Гляжу на небеса и прелести природы,
Брожу по жизни, не считая годы,
Храню любовь, гоня соблазны и пристрастья –
Мне ты дана гарантией на счастье!

Планета кружится, нас в космос увлекая,
А в нас живет душа бездонная такая,
Что в ней вселенная тихонечко вместится,
Не став препятствием друг к другу обратиться!

Из мелких атомов природа вся создалась,
На всплесках чувств душевность состоялась,
Величие миров – в огромнейших массивах,
Величие души – в деяньях слабой силы!

А время – из часов, минут или мгновений,
Где бытие полно твоих прикосновений,
Событий, дел, мечтаний и итогов,
Служений людям и молений Богу.

Не обошел нас Бог своей заботой,
Хоть мы могли пренебрегать субботой,
И более грехов в пути нагромоздили,
А Он нам благодать Свою оставил в силе.

Прозрение пришло на склоне лет земных,
Мы истинам Его не предпочтем иных,
С надеждой верим в благодатный путь,
И дай нам, Боже, сил не сбиться, не свернуть.

Размышление 96. Мое основание веры

Человек не может не думать, а сегодня участились пересуды вокруг веры, богопознания, чувств верующих, где «смешались в кучу кони, люди…» Так «кто на ком стоит?» Настало сформулировать для себя основание веры.
Мое осознание Божьего присутствия сложилось не столько от чтения священных книг, сколько от пристального взгляда в мироздание. Оказывается, мироздание объективно, структурно, иерархично, гармонично и репрезентативно в пространстве и во времени. Его строение определяет систему – объект, образованный определенным промыслом в достижение желанного предназначения.
В системе мироздания прослеживается иерархическое восхождение от первичных элементарных сущностей ко все более сложным и крупным проявлениям с соответствующим накоплением и усложнением. Создатель (а как без него избежать хаоса, мешанины, локальности и временности композиций, неустойчивости конгломераций) промыслил вселенную, и она образовалась от бозонов, кварков, лептонов, частиц к атомам, молекулам, веществам, телам, объектам и их сочетаниям. Везде и всюду с предустановленным набором свойств и взаимодействий. Это совершившийся промысел Творца, данный нам в ощущениях органами чувств и измерениях сенсорами и приборами.
Системам присуща целенаправленность и функциональность: у Творца просматривается далеко идущий замысел в отношении продуктивности мироздания – зачем оно, какова цель этого впечатляющего строения. Наш антропоцентризм видит в назначении мироздания быть колыбелью человечества, которое и предназначено для воплощения сложившегося у Создателя замысла.
Говорить о некоем замысле, недоступном предопределению, значит полагать неопределенность, неоднозначность и вариабельность взаимодействий. Такие деяния при всемогуществе, вездесущности и всеведении Создателя мыслимы лишь для сущностей со свободой воли.
В качестве носителя свободной воли Творцом определен человек, от которого Он ждет постижения и воплощения своего замысла. Для этого человеку придан интеллект (творящее начало по Образу Его) и душа (милосердие и добронравие по Подобию Его). Возникает вопрос, чего же такого ожидает Господь от человека в его неопределенности? Что предстоит сотворить человеку как инструменту в руце Божьей?
Реализация событий в условиях неопределенности всегда есть лишь вариант с непредсказуемыми и зачастую нежелательными последствиями. В таком случае требуется повторение попытки. Спросим себя, сколько бесплодных попыток было в истории человечества и является ли текущая версия событий плодотворной, ведущей к намеченной Им цели? Или мы непоправимо сбились с пути?
Таково, по моим воззрениям, системное строение мироздания, роль и место Бога в нем, где человечество постигает суть Божьего промысла средствами науки и соищет пути следования замыслу Его средствами религии, преодолевая соблазны свободы воли. Божие присутствие в Мироздании первично, а религии как формы богопознания, богообщения, богослужения вторичны. Это дело людей, потому не лишено человеческих недостатков, что не должно мешать жить с Богом в душе, поступать по Божески, ибо сказано «Спасися сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Для личности наряду отношению к Богу важно отношение к человечеству. Здесь тоже не обходится без веры: верится, что человечество благодатно, плодотворно, добронравно. Это питает нашу надежду на то, что врачи лечат, учителя учат, фармацевты выпускают лекарства, производители изготавливают товары, СМИ информируют, правители правят – при оптимальном выполнении своего функционала, миссии, служения в духе братской взаимопомощи и любви. Когда же встречаются случаи фальсификации, стяжательства, бесчинства, вымогательства, лжи – это подрывает веру в человечество и его институты, оскорбляет наши чувства до глубины души.
Уж коли власти взяли на себя управление всем и вся, то им пристало ласково пенять за оскорбление чувств верующих в человечество. В свое время Остап Бендер оценил свою порушенную веру в человечество в миллион рублей.
Вот какой я вижу веру и с чем душевно сообразуюсь.
Изложено лапидарно, каждый тезис может быть развернут в том in quarto.

Размышление 95. На сей час.

«На сей час Я и пришел».
Иоанн, 12.27
События в мире очередной раз направляют размышления на постижение милосердия Господнего и путей свершения промысла Его.
Бытие человека соотносится с рядом социальных страт: семья, профессиональная среда, город, страна, мир. Происходящие в них события доступны ему лишь фрагментарно, выборочно, перемешано. Человек ощущает себя комфортно, когда понимает суть происходящих вокруг него событий и еще лучше, если внутренне соглашается с ходом таковых. Только при таком целостном понимании могут возникать общественно значимые желания, намерения, действия.
Более-менее целостное понимание возникает у него в соответствие с некоторой внутренней шкалой оценок и предпочтений, резонов и устремлений. При этом те страты, где индивид ощущает возможность влиять на происходящие события, он считает своим, родным миром. Более высокие уровни, где он не видит своего влияния на события, он считает далеким, а то и недостижимым чуждым миром. Тем самым он снимает с себя ответственность за происходящие там события и процессы. Но эта позиция иллюзорна.
В мире все глубоко взаимосвязано и подчинено Божьим законам, установленным Им для природы и общества. Именно ими направляется наша личная свобода. Вы можете поступать вопреки, но не способны нарушить – определяемые ими последствия неотвратимо наступят. Не важно, касается ли это, скажем, закона Ома, когда нужный ток не потечет или случится короткое замыкание, или, например, заповеди "Не сотвори себе кумира", из-за чего тот самый кумир рано или поздно (латентный период здесь иной – Божьи мельницы мелют медленно) погубит и вас, и себя, и все вокруг. То же касается заповедей "Не убий", "Не укради". Пляшущие на костях или купающиеся в злате должны знать - дом их стоит на песке, который вскоре потечет, унося их мир в бездну.
Однако многие чураются признания присутствия Божьего, дабы избежать чувства ответственности перед Ним. Так хочется комфорта и удовольствий, демонстрации своего превосходства над другими, а тут «Не пожелай имущества ближнего твоего». А я хочу, а у меня свобода…
Безудержная свобода – это совокупность возможностей реализовывать свои потенции и желания без пределов и ограничений. Но в ограничениях и есть вся суть, ибо нет объекта, процесса, свойства без отличий одного от другого, определяемых как раз пределами, границами и мерами. Нет границ – значит, нет предмета в пространстве и во времени, нет ограничений – значит, нет целевого управления, не пределов – значит, нет приемлемого или желаемого состояния.
А когда неограниченная вольность полагает отсутствие не только внешних (формальных, административных) границ, но и действенность внутренних (моральных, этических) границ и соблюдение заповедей («не лжесвидетельствуй», «не делай другим того, чего не хотел бы себе» и др.), то жупел «Свобода» начинает выполнять ту же роль, что и большевистский призыв «Грабь награбленное». Человек становится равнодушным ко всем и всему, кроме себя, ставя целью жизни удовлетворение капризов, алчности, сладострастия. На этом фоне процветают те, кто жаждет «властвовать и всем владети», легко реализуя при этом самые мерзкие и жестокие меры средства. (Помните: «Не бойтесь врагов – они могут лишь убить, не бойтесь друзей – они могут лишь предать, бойтесь равнодушных – только от их равнодушия происходят предательства и убийства».)
Сегодня мы наблюдаем, как жаждущие власти, богатства, господства, манипулируя пристрастием многих к кажущемуся спокойному бытию на пике потребления и удовольствия, разжигают кровавую рознь между странами и народами, расширяют под шумок свои владения и приумножая капиталы. Попраны нравственность и мораль, забыты сострадание и милосердие, любовь сведена к сексу, секс – к соитию, а то – к щекотанию гениталий, семья считается нелепой условностью, а дети – обузой. Богопознание и богопочитание в своей массе сведены к внешней проформе и обрядности. Еще шаг, и человечество уничтожит само себя в близоруком потакании своим прихотям.
Но Бог создал мир, в нем жизнь, а в ней человека как следствие и цель своей любви. Все, что происходит с человечеством, повседневно трогает и неустанно беспокоит Творца. При этом людям дана свобода воли, а не имплантирован насильно ген честности, добра и человеколюбия. Создатель не может себе позволить напрямую изменять поведение людей. Он может только наблюдать, любить и страдать. Однако терпенье Его не безгранично. Признавшись себе, что попытка создать и развить в вездесущности, всеведении и всемогуществе до равнозначности себе субъект любви и сотрудничества терпит неудачу, Он может прервать ее и отправить мир в тартарары.
Похоже, это время пришло. Нужны героические, напряженные, интенсивные и согласованные усилия, чтобы в корне изменить ситуацию.
Способно ли на это дезорганизованное и разобщенное человечество? И найдется ли тот, кто повторит слова Иисуса: «На сей час Я и пришел»?

Размышление 93. Мирская проповедь.

Человек не может не думать, а в пасхальную ночь приличествует думать о пути человечества вослед подвигу Христа.
С весною становится ярче солнечный свет, питая силы духа и тела, возрождая планы и надежды. Солнце освещает и согревает землю, озаряет наши пути и судьбы. Колоссальная взрывная энергия, зарождающаяся в солнечных недрах, только через сто пятьдесят тысяч лет достигает поверхности, чтобы излиться на Землю достаточно равномерным и комфортным излучением.
Две тысячи лет назад Создатель привнес людям свет любви, добронравия и милосердия, зарядил их души энергией Божественного предназначения. Этой энергии приходится многие годы противостоять силам зла: властности, алчности, сластолюбию, мешающим добрым деяниям, отвращающим от предназначенного пути детей Божьих.
Божественная энергия людских душ претерпевала и возрастание в подвигах, и погрязание в гнусностях. В этой борьбе сами силы добра, впадая в крайности, порою несли беды и разрушения, пытаясь силой добиться того, чего можно достичь только словом и личным примером. Временами люди извращали понятия добра и зла, подменяя любовь вожделением, свободу вседозволенностью, весомость богатством, власть бесчинством. Перерождение сил добра приводило человечество на край погибели и отвержения.
Годы жестокости, бесчинств, блуда и стяжательства слагались в века, а дарованная Творцом энергия любви, добронравия и милосердия не находила достойного применения.
Чистоту и всю силу Божией энергии благого созидания из века в век сохраняют и возрождают в мыслях и деяниях людей пророки, подвижники и святые, не давая угаснуть искре Божьей и являя силу Его. К тому же людям дана надежда на возрождение и победу: ежегодно мы отмечаем Воскресенье Господне как образец восхождения после глубочайшего гибельного падения.
Следуя явленному примеру, мы можем в сие время, не пропуская десятки тысяч лет, воссоздать нравственные основы бытия, возродить в себе силы Божественной любви и претворить их в дела благие и пречистые, утверждая Бога в себе, а не себя в Боге. Да будет так!
Христос воскресе!!!

Размышление 91. Стремления времен.

Человек не может не думать, и мысль подгоняет время, а время подгоняет мысль. Мы ждем перемен. В какой мере они зависят от нас? Поспеваем ли мы за временем?

ОДА ФЕВРАЛЮ

Февраль, светлеющий и снежный,
Идет на смену зимних бурь,
Буждает токи, льстит надежды,
Выносит всяку блажь и дурь.

В нем к солнцу поворот намечен,
И приворот на благодать,
И снова мысль, что путь наш вечен,
Способна плоть и дух поднять.

А с тем душевное движенье
Подвигнет вознести любовь,
Усилить мысли и влеченья,
Грехи разить и в глаз и в бровь.

Нас мало, если поголовно,
Нас уйма, если души слить,
Мы молчуны, судя пословно,
Мы возопим венцом молитв.

Молитвам нашим Бог ответит,
Грехи простив, забыв былое,
Придаст трудам на этом свете
Цель, смысл и многое другое.

ОДА МАРТУ
Никак к концу приходит март,
Любви запас разворошив,
Немало намешавши карт,
И тем надежду подарив.

Все было строгою зимой
Надежно убрано в сугробы,
Но март явился озорной
И говорит: глядите в оба.

Что было спрятано гнилого,
Опять полезет на рожон,
Но и ростки зерна благого
Дадут сияющий бутон.

От нас зависит – что заметим,
И мимо от чего пройдем,
Кого полюбим и приветим,
Делясь заботой и теплом.

Что равнодушно наблюдаем,
Исходу ухом не ведем,
Чему душевно сострадаем
И чьи успехи воспоем.

Должны решить к исходу марта,
Чем душу, ум и труд занять:
Отважно бросить все на карту
Или привычно прозябать.

Размышление 88. Зачем еще Господь снисшёл в мир.

Человек не может не думать, и рассматривая эту тему, можно видеть, что пришествие Господа на нашу грешную землю было предпринято для придания высшего авторитета Его учению. На первом плане этого учения задаются стандарты индивидуальных отношений людей к Богу, к другим людям и к себе любимому.
Заповеди, наставления, притчи, проповеди расставляют ориентиры личного поведения, которое видится как демонстрация себя перед Богом. И общество, и сам индивид рассматривали свои действия как совершаемые перед Богом, зримыми Ему и оцениваемыми Им. Собственно и сегодня, отдавая должное поучениями Творца, мы соотносим их со своими деяниями перед лицом Его, оценивая свои неправедные действия как прегрешения перед Ним, а не друг перед другом.
Учение Иисуса задает также ориентиры групповых, общественных отношений. Первейшим и важнейшим из них является императив «Возлюби отца и мать своих, и продлятся дни твои на земле».
(Здесь я должен сделать небольшое отступление и коснуться основ мироздания.
Создавая мир, Господь промыслил его во всех деталях сущностей и процессов, предопределивших содержание вселенной, полноту, регулярность, симметричность, соразмерность и гармонию ее наполнения. Не надо думать, что Он занимался непосредственно каждым цветком, например, розой в волосах Кармен, или явлением, например, водопадом Анхель. Ему достаточно было промыслить первоэлементы и законы взаимодействия, и его промысел стал развиваться, как было предписано: бозоны – кварки – лептоны – протоны-электроны, атомы – элементы – вещества – объекты и процессы в развитии и взаимодействии.
Надо полагать, что тот же принцип саморазвития заложен Создателем в человека: мало было вложить в него дар творения по Образу Своему и душевные качества по Подобию Своему, надо было предопределить путь возрастания человека от особей к личностям, от простецов к мудрецам, от потребителей к созидателям. Надо было вложить в людей свойство взаимодействия, которое поведет их по предначертанному пути и возвысит в конце концов до соразмерных Господу всемогущества, вездесущности и всеведения, как предельных уровней оснований жизни: энергетики, кинематики и информатики.
Таким определяющим для человека свойством Им введено почитание предков вообще и родителей в особенности. Тем достигается не только биологическая, но и интеллектуальная преемственность поколений.
Известно, что всем формам живого свойственна забота о потомстве, но только людям с привитыми Создателем интеллектуальными задатками и моральным кодексом дано помнить предков и заботиться о родителях. Всем остальным, даже относимых молвой к разумным животным, это абсолютно не свойственно, никто из них не то что не заботится о своих родителях, но и не отличает их от других после взросления. Только вложенное в человека свойство почтения к предкам и заботы о них позволяет развивать интеллектуальный потенциал и возрастать в силе и духе от поколения к поколению.)
Произнеся явно заповедь о родителях, Иисус открыл (имеющий уши да слышит) источник всестороннего позитивного развития человека и человечества. Значимо, что с заботой о семье начались деяния Сына Божия – на браке в Кане Галилейской, ими же закончилась земная жизнь Христа – последние слова Его были о семейном устроении Богоматери Марии.
Хранить, блюсти и развивать эту истину следует неукоснительно и бережно, ибо отход от нее ведет к упадку личности и деградации общества.
Вослед за постулатом о созидательной семье были явлены наставления по коллективному поведению в этой жизни. К сему отношу призыв разрешать конфликты, начиная с себя – «Прежде вынь бревно из глаза своего…», обращение ко взаимному прощению – «Прощай ближнему до семидесяти раз…», склонение к примирению – «Примирись с соперником, пока идешь к судье…»
Еще больше внимания Он уделил общественной стойкости и верности идеологии – «Не подменяй преданиями Божьих наставлений…», «Не устоит царство, разделившееся в себе…». Тем указывался путь, ведущий человечество к праведности и благоденствию.
А теперь оглянемся на себя и вокруг себя. Нет ни одного из поучений Господа, которое бы мы не оставили, не пренебрегли или не извратили. Куда не кинь, везде клин.
В пику взаимопониманию, прощению и примирению повсеместно практикуется всеобъемлющее сутяжничество на основе законодательного ограждения всех сторон жизни. Даже терминология образовалась: «Данная сфера деятельности законодательно не отрегулирована», что предполагает допустимость в ней любых махинаций.
Но отчего же не отрегулирована? Есть вехи общежития – заповеди Господни, которые выражают суть Божьих законов социальной жизни, таких же непреложных, как законы физические. Их невозможно нарушить, хотя возможно действовать им вопреки, и неизбежные последствия рано или поздно наступят.
«Не пожелай имущества ближнего своего…» – одна эта заповедь кладет предел всякому мошенничеству и лукавству. Вместо этого на все нюансы взаимоотношений стремятся наложить закон, а с ним суд, который, как известно, есть инструмент не правых, а сильных. К тому же за доблесть считается умение обходить законы или перетолковывать их в свою пользу.
Это на уровне права, а на уровне духа – полный отход от предупреждения о разделении: нет учения, идеологии или религии, которые не подвергнуты своими же адептами расколу по довольно формальным поводам, а паче того по меркантильным соображениям.
А уж о всесилии преданий над Божьими истинами и говорить нечего – прописанная преданиями обрядовость становится во главу угла и полностью определяет жизнь и действия приверженцев соответствующего вероучения.
Среди обрядовых положений есть здоровые нормы личного поведения и общественной жизни, которые должны способствовать достижению божественной цели мироздания – всеобъемлющей вечной любви, но находятся нетерпеливые сердца и горячие головы, готовые добиваться их исполнения силой. А Божью истину можно привнести в сердца других людей только словом и личным примером, полагаясь в остальном на Его волю. Однако желающие «самим властвовать и всем владети», сколачивают из упомянутых недобрых молодцев боевые отряды, готовые под религиозными знаменами действовать самыми зверскими и кровавыми способами.
Это преступление перед Богом и человечеством, посему ищите, кому это выгодно. Здесь с очевидностью просматриваются властолюбивые политики, умело разжигающие и направляющие казалось бы праведные искания на вполне прагматическое силовое давление. Отсюда проистекает напряженность в обществе, социальное расслоение, конфронтация и войны.
Опасные тенденции проявляются и в общечеловеческом плане, разрушающие институт семьи и отвергающие традиции. В семейные отношения вплетается ювенальная юстиция, само понятие и содержание семьи вычеркивается из жизни общества. Это чревато уже интеллектуально деградацией в народной массе, продвигая на вершины жизни так называемую элиту. Если такая тенденция возобладает, то это будет пиррова победа, потому что узкий слой интеллектуалов может только жировать, потребляя достигнутое, но не способен творить во всем спектре перспективных и поисковых направлений.
Видя все это, долго ли Господь будет терпеть небрежение Его авторитетом? Или у Создателя время бесконечно и Он никуда не спешит, дожидаясь, когда маятник развития человечества качнется от эгоизма и изоляционизма к творению заповедей Его и нелицемерной любви друг к другу?
Поживем, увидим. Мы или наши потомки, если они будут. А то есть анекдот: «Встречаются две планеты. – Что такая грустная, – спрашивает одна другую. – Да вот беда, люди завелись. – Ничего, сами пройдут». Вот так-то.


Главное за неделю