Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США
Какой способ жилищного обеспечения военных вы считаете наиболее оптимальным?
Жилье в натуральном виде
    63,86% (53)
Жилищная субсидия
    19,28% (16)
Военная ипотека
    16,87% (14)

Поиск на сайте

Владимир Щербавских. КУДЫКИНЫ ГОРЫ.

Владимир Щербавских. КУДЫКИНЫ ГОРЫ.



Щербавских Владимир Павлович, капитан 2 ранга в отставке. Город Рига.

Предисловие или, если по-другому, вступление, по моему разумению, исполняет роль верительной грамоты и одновременно объяснительной записки.

Если первое предназначено для того, чтобы читатели уразумели, кто ты такой и кто тебя уполномочил писать то, что ты тут пишешь, то второе объясняет как ты дошёл до такой жизни, чтобы это писать.

Ясное дело, для писателя это не совсем обязательно, ибо – он писатель, и этим всё сказано. Я же вовсе не писатель, а просто собеседник или рассказчик, который узнал что-то интересное и ему не терпится сообщить это другим, чтобы и они узнали это интересное, а возможно и познавательное. Ведь очень много вокруг нас происходит странного и до конца непонятного. И всегда происходило. В этом, конечно, ничего удивительного нет. Мир-то, куда как велик. Недаром средневековый мыслитель Спиноза сказал однажды: «Вселенная так велика, что в ней не может быть ничего такого, чтобы не могло быть». Удивляет другое. Даже то, что давно уже объяснено, если взглянуть на это под углом сегодняшнего понимания, оказывается тоже опять непонятным. Это, примерно, так: объяснили когда-то, что «вода в море солёная потому, что там селёдки плавают, а ветер дует потому, что деревья качаются». Все поверили и успокоились, а потом спохватились: «Постой, как же так? Ведь селёдка в море сама ещё не просоленная, а ветер дует и там, где и деревьев-то нет!» Получается, по известной поговорке: «опять за рыбу деньги».

Ещё древние греки обольщались, что всё-то они знают, да всё понимают, а оказалось нечто иное. А они очень мудрые были – эти древние греки. Жаль только, что вымерли все, хотя и не курили. Но осталось нам от них неоценимое культурное и научное наследие, достойное не только благодарности, но и безграничного удивления, поскольку сами они представляют собой удивительное явление, которое трудно объяснить. Ну вот, к примеру, кто не знает учёных и философов того времени, которых без конца цитируют учёные, философы, политики и выдающиеся государственные деятели двадцатого и теперешнего, двадцать первого столетия. Демокрит, Гераклит, Анаксимен, Анаксимандр, Евклид, Эратосфен, Пифагор, Архимед... Всех не перечесть! Они сформулировали все постулаты диалектического материализма, заложили основы физики, математики (в частности, геометрии и теории вероятности), рассчитали эклиптику, определили расстояние до Луны и Солнца, предугадали атомарное строение материи. Без всяких научно-исследовательских лабораторий и приборов. При этом, они не имели не только высшего образования, но и среднего получить не сподобились. Не было у них ни компьютеров, ни логарифмических линеек. Они и шариковой ручки никогда в руках не держали. И, вообще, ходили без штанов, а сандалии на босу ногу обували. И получается, несмотря на то, что все они стояли на материалистических позициях, с этих самых материалистических позиций, их феномен объяснить невозможно.

И с идеалистических позиций его не объяснить. Это потому, что и материализм, и идеализм – суть надуманные понятия, так как мир един и в нём границы между тем, что мы называем «материализмом» и тем, что мы «идеализмом» именуем, просто не существует.

Но дело не в этом. С тех древнегреческих времён дошёл до нас миф о мудром звере пустыни – Сфинксе. Будто в те времена, как кто в ту пустыню приходил, то непременно того зверя Сфинкса встречал. И задавал ему Сфинкс загадку мудрёную. Если тот человек загадку отгадывал, то Сфинкс наделял его отменными качествами – силой, отвагой, мудростью и долголетием. И отпускал с миром. А неотгадавшего – в тот же час съедал, без жалости и без остатка. И это правильно! Жаль, что не всех бестолковых съел он тогда, было бы сейчас всё по-другому. Лучше бы было сейчас!

Закрадывается предположение, что, видимо, по этой причине в древней Греции жили только мудрые люди, глупые-то съедались...

Теперь же, вместо того Сфинкса, возле пирамиды Хеопса стоит его каменное подобие, а для чего стоит – никто не знает.

Несообразительных съедать некому, они и расплодились, и поэтому теперь много непонятного и загадочного. Вот и вздумалось мне кое-что попытаться разгадать и поделиться разгаданным. Хоть я и не древний грек, но хоть в штанах и шариковую авторучку в руке ещё удерживаю.

И ещё одно. Нашему брату, человеку, свойственно не всегда отвечать на заданные вопросы. В детстве, на мой вопрос кому-нибудь – куда он идёт – нередко отвечали: «На Кудыкину гору». Ни у кого, получившего такой ответ, намерения сходить на эту гору не возникало. У меня тоже. С тех пор этих таинственных гор на моём счету скопилось много. Вот и решил я, хотя бы виртуально, сходить на эти горы, ознакомиться с ними, сколько возможно, и другим о них рассказать. Поэтому и название такое у этого моего повествования – «Кудыкины горы».



Мигранов Руслан. Кудыкина Гора.

А теперь конкретно. Что я там, на этих «Кудыкиных горах», увидеть хочу? Куда бы ни пошёл здравомыслящий человек, он всегда должен поставить себе вопрос: зачем он туда идёт? Ведь при любой работе всегда вначале должна быть цель. Сказано же, что работа без цели – работа впустую. Правильно сказано.

А хочу я на тех горах узнать вот что.

Бывает такое положение – двусмысленное. Вот в таком двусмысленном положении в России всегда находились, и сейчас находятся служивые люди, которые в нынешнем времени военными называются, а то и просто – «вояками». Мол, есть такие никчемные людишки – вояки: не пашут, не сеют; чем занимаются – никому не известно. Начистют сапоги и ну – маршировать, да «честь» друг другу отдавать, а кто «честь» не отдаст, того – хвать! И на гауптвахту! И как только этих бездельников и дармоедов земля носит... А уж до чего тупые?! Считать только до двух умеют. И то, чтобы не забыть, всякий раз при ходьбе тренируются в счёте. Идут и твердят: раз – два, раз – два, раз – два!

Это, конечно же, шутка, но от правды она недалеко отстоит. Сказал же раз в сердцах известный полководец Александр Васильевич Суворов, когда некий светский вельможа спросил его высокоснисходительно: «Ну как, граф, Ваши вояки поживают?»

- Да как всегда, - ответил Суворов. – Как всегда: когда война – как братцы, когда мир – как сукины сыны.

Чего уж говорить, горькая это истина. А впрочем, любая истина всегда с горчинкой.

Вот и хочу я на тех горах выяснить: кто же всё-таки мы такие – военные люди. Почему нас, то на руках носят, то гонят с порядочного двора, как шелудивых псов. И ещё мне интересно узнать, почему и Родина наша Россия тоже, испокон века, в двусмысленном положении находится среди то ли содружества, то ли совражества порядочных государств. Сколько помнится, Россия и её граждане, то всем братья навек, то варвары, завоеватели и даже оккупанты жестокие и бессовестные. И вообще, умом её не понять, так как уж больно душа у её жителей загадочная. Но самое удивительное, что мы сами даже вроде гордимся таким положением. О, да, мы тёмные, некультурные и неграмотные. Что бы мы делали без этих высокоинтеллектуальных европейцев?

Так что, похоже, заблудились мы в своих комплексах неполноценности. Хорошо хоть нас постоянно ободряют и обнадёживают мудрецы, и материалистического, и религиозного толка. Мол, ничего, ребята, всё скоро у нас обустроится, то есть, возродится, и приумножится с помощью православной веры и поголовной нанотехнологии. И опять, как Маркс велел, кто был никем - тот станет всем!

Так что, в самый раз нужно на Кудыкины горы смотаться и во всём досконально разобраться.

Часть 1. Откуда дровишки?

1.

Для обывателя (в хорошем смысле этого слова) абсолютно неважно, откуда взялся человек, носящий кликуху «гомо сапиенс». То ли Всевышний его создал из подручных материалов, то ли он сам возник от предшествовавших ему тварей, из которых самая первая тоже сама собой завелась, как плесень в сыром углу мироздания. Кстати, само мироздание, если верить наукам (астрофизике и космогонии), тоже возникло само собой без всякого вмешательства извне. Что-то там, которое ничто, бывшее нигде, потому, что ни того, что есть что-то и ни того, что называется где-то, тоже ещё не было, но отчего-то взорвалось. И тоже, ни с того – ни с сего.

Только что, нигде ничего не было – не только какого-либо вещества, но и пространства для него не было. И времени не было, и пустоты, где ничего нет, тоже не было. Но вот всё это, которое ничто и нигде, шандарахнуло и появилось всё, что сейчас есть, вплоть до теории относительности, с Эйнштейном впридачу. В науке это называется «Большой взрыв».

Но теперь, раз всё уже есть, это для нас уже неважно, как это случилось, и ломать голову над этой скользкой темой тоже не будем. Примем, как должное: раз человек есть – значит, он появился, а когда и как, то не нашего ума дело.

Сейчас речь о том, что раз человек появился, то не для того, чтобы сразу и сгинуть. А вероятность этого была куда как велика, так как в то доисторическое время звуки хруста и чавканья заглушали все остальные звуки. Все тогда только тем и занимались, что больший пожирал меньшего, а его самого со смаком жевал ещё больший. И казалось, что у человека, хоть он и «звучит гордо», с его прикусом, сохраниться на свете абсолютно нет никаких шансов.

Однако человек выжил, и это факт, не подлежащий сомнению. И не только выжил, но стал господствующей силой на планете. Этому способствовало то, что изначально он был в трёх ипостасях: охотник, воин и исследователь-экспериментатор. Польза от специальности охотника очевидна и сомнений ни у кого не вызывает, а вот против умения и желания воевать – многие возразят, а кое-кто и возмутится и даже сделает мне резкий упрёк. Мол, войны, которые, безусловно, связаны с убийством человека, не одобряются ни христианской моралью, ни моралью демократического общества. Всё же, после некоторых раздумий, я вынужден был сделать вывод, что с самого зарождения цивилизации войны были, не только неизбежны, но и необходимы. Более того, они были предопределены самой природой, помимо нашего желания. Согласен, что одно дело – убийство любого живого существа ради добычи пищи, и совсем другое дело – убийство существа своего вида, которое пищей не является. Но, видимо, не случайно, что такое явление характерно только для человека. Ни львы, ни медведи, ни волки - друг друга не убивают. Ну, подерутся самцы из-за самки, или за власть в стае, или по случаю плохого настроения, да и разойдутся.

Объяснение этому может быть только одно. Если бы с начала своего бытия в этом мире, люди применяли бы силу, ловкость и сообразительность только для охоты, то цивилизация не достигла бы теперешнего уровня. Для поражения даже буйвола, не говоря о каких-то олене или баране, использование металлического оружия не требовалось. Тем более, не нужны были щиты, кольчуги, катапульты и боевые триремы с таранами. Поэтому, с самого начала у охотника и мысли о таких боевых средствах не могло возникнуть. А это значит, что возникновения металлургии и металлообработки просто не произошло бы. Поэтому и энергетика осталась бы на уровне применения дров. Без умения производить и использовать металлы и их сплавы, без самой потребности в них и электричества, и ещё многого чего, до сих пор бы не было, а значит, не было бы ни утюгов, ни дверных замков. Да и самих дверей бы не было. Зачем они в пещерах?

Только боевые схватки одних групп людей с другими вызывали потребность совершенствования не только смертоносности оружия, но и надёжности защиты от него. Сначала дубине и деревянному копью с кремнёвым наконечником противопоставили многослойный кожаный доспех, для преодоления которого стали изготавливать сначала бронзовый, а потом и стальной меч. А появление такого меча вызывало развитие навыков в изготовлении щитов, металлической кольчуги и металлических доспехов. Благодаря этому люди научились плавить и ковать металлы. Появилась металлургия, которая в свою очередь потребовала новых источников энергии. Дрова уже были малоэффективны, и стал использоваться сначала древесный, а потом и каменный уголь. Конечно, металлы стали применяться и в других целях, а не только в военных. Отчего же не использовать такие прочные и долговечные материалы, раз они уже появились? Но изначала металл был средством убийства и защиты от убийства.

Не будь войн, не возникла бы надобность в каменных и кирпичных стенах. Охотников, скотоводов, огородников и хлеборобов ещё долго удовлетворяли бы частоколы, плетни, да бревенчатые избы. Обрабатывать камень и изготавливать кирпич стали не против рогов и копыт и, тем более, не против комаров, а от каменного града катапульт и пушечных ядер. Камень и кирпич потребовались для строительства крепостей. Сначала появились укреплённые городища, а потом и многолюдные города. И не для проведения фестивалей и вернисажей они появились, а для защиты от многочисленных врагов. А затем и государства появились. Как же теперь без государства? Теперь один вождь и шаман при нём не управляются, чтобы верховодить такой массой людей, по городам обретающейся. Государствам же законы понадобились. Сначала их мало было, и их наизусть знали, а когда их стало больше, чем пальцев на руках, ногах и других торчащих и висящих частей тела, то понадобились числа и слова разные, причём и письменные. А значит, понадобилась грамотность. Возникло образование. Тут учёные люди, как грибы после тёплого дождя пошли, и ну, науки придумывать! А там и искусства приспели. А как же? Какое же это государство, если оно без наук и без искусств? И с этих пор цивилизация пошла скорым шагом. Естественно, государствам и цивилизациям для защиты своих материальных и духовных ценностей и богатств потребовалось дальнейшее развитие и совершенствование военного ремесла.



КАК ВОЖДИ СТАЛИ ПРАВИТЕЛЯМИ? СТРАНА И ГОСУДАРСТВО.

2.

Ещё один существенный довод в защиту доминантности второй, то есть военной ипостаси человека. С самых тех времён, когда живые организмы начали ползать, бегать, плавать и летать, перед ними встали неумолимые требования законов борьбы за существование. По этим законам право на выживание и дальнейшее развитие получили не столько те, которые быстрее передвигались в различных средах и имели более эффективные зубы и когти, сколько те, которые создали в своём виде лучшую организацию.

Эта организация присутствует везде, куда мы не обратили бы свой взгляд. Многие хищники охотятся стаями, причём делают это не хаотически, не как толпа распоясавшихся хулиганов, а организованно, с чётким распределением обязанностей. Одни выслеживают, другие загоняют добычу, третьи же делают спринтерский бросок и убивают жертву. В этом, далеко не социалистическом соревновании, человек был обделён. Он не отличался ни скоростью передвижения, ни остротой и размерами зубов, а когтей на его долю вообще не досталось. Зато, в его черепной коробке был смонтирован более эффективный компьютер, с помощью которого он создал лучшую организацию и отточил её благодаря сражениям с себе подобными.

Охотник думает только о том, как незаметно настичь и одолеть жертву. Воин же, отыскивая жертву, должен это делать так, чтобы самому не стать жертвой. Его дичь не пассивна, она не только убегает, она тоже организована и преследует те же цели. Война, уже в те примитивные времена, требовала согласованных передвижений и действий больших групп, обученных и натренированных людей на обширных пространствах, преодолевая естественные и искусственные препятствия, испытывая лишения в отдыхе, пище и питье, превозмогая жару, холод и болезненность неизбежных ран. Всё это требовало физических и нервных напряжений. С тех пор на генетическом уровне в психику и физиологию человека закладывались возможности и навыки, которые впоследствии стали использоваться в широкомасштабных строительных работах, вплоть до преобразования природных ландшафтов. И сейчас не вызывает сомнений, что лучший рабочий, крестьянин, строитель, геолог, руководитель – это тот, кто прошёл армейскую или флотскую службу. Он более собран, дисциплинирован, ответственен, вынослив и сообразителен. А главное – он лучше думает, не только о себе, но и о работающих с ним рядом. И умеет оперативно согласовывать свои действия с их действиями.

3.

Кроме давно известных физиологических и духовных качеств, то есть, прямохождения, разумности, логичности мышления, умения изготавливать орудия труда и пользоваться ими, умения понятно говорить, писать, читать, грамотно разводить спирт, человек, в отличие от тех, кого мы называем «братьями меньшими», обладает ещё определёнными морально-этическими качествами. И они тоже взросли не на морковном, а на бранном поле. Я имею в виду отвагу, то есть способность преодолевать естественный страх не только возможной, но и неотвратимой смерти, готовность к самопожертвованию ради близких и товарищей, великодушие и милосердие к слабому или поверженному противнику, чувство долга и верность данному слову. Это особые качества, которыми наделён только человек – венец творения, ибо они противоречат основному инстинкту, которым наделено всё живое – инстинкту сохранения жизни. Поэтому, повторюсь, - эти качества у человека тоже возникли и утвердились отнюдь не во время охоты на сайгаков или прополки сельдерея. Они так же являются продуктом многовековых войн.

В этих же условиях выработалось такое качество, как уважение храброго и достойного противника. Среди наших предков был прославленный воин – князь Святослав Игоревич. Когда он собирался воевать с кем-нибудь, то не нападал исподтишка и давал противнику возможность самому решить: подготовиться к честному бою, или мирно подчиниться. На этот случай, поговаривали, он заблаговременно слал противнику эсэмэску: «Иду на Вы!»



"Иду на вы!". Художник Лео Хао. - varvar.ru: Великий князь Святослав Игоревич

Смерть и поучительность этически не совместимы, но о смерти князя Святослава уместно сказать, что его смерть, как и деяния его, для потомков так же поучительна. Он долго и успешно воевал с византийцами на территории нынешней Болгарии, и византийский император Иоанн 1 Цимисхий вынужден был бросить против него свои главные силы, которые сам и возглавил. Силы были более чем неравные и войско Святослава, лишённое всяких пополнений, неизбежно таяло. Он перешёл к обороне и был осаждён в городе Доростол, откуда продолжал наносить противнику чувствительный урон. Император вынужден был предложить Святославу мир, и дал слово беспрепятственно пропустить войско русичей на родину. Сам же, тем временем, за богатые дары уговорил печенегов уничтожить его во время форсирования Днепра.

Трудно сейчас судить – узнал ли об этом от кого-нибудь Святослав, или, будучи опытным военачальником и прозорливым человеком, сам догадался, но он решил сохранить войско ценой своей жизни и жизни своих близких дружинников. Поэтому, по выходе за пределы Болгарии, он отправил войско во главе с воеводой Свенельдом кружным путём, а сам с небольшим отрядом пошёл прямым путём к Днепровским порогам, отвлекая на себя внимание печенегов. Там он и погиб со всеми своими дружинниками, а печенеги, потеряв время, не смогли настигнуть главные силы русичей, и они беспрепятственно вернулись на родину.

А ещё, в те былинные времена, был князь Мстислав Удалой, что Тмутараканью владел в Крыму, на Керченском полуострове располагавшуюся. Больно уж досаждали ему Касоги (или «адыги», предки нынешних черкесов), и решил он их примерно наказать. Кликнул свою дружину и пришёл с ней в их пределы. Вышли и касоги ему навстречу из своих глухих ущелий. Возглавил их прославленный богатырь Редедя. Окинул Мстислав Владимирович взглядом войско противника, оценил его грозность, но отметил малочисленность для предстоящей сечи. А за ними, на кручах гор, увидел он толпы женщин, стариков и детей воинов касогов, которые отрешённо ждали исхода сражения. И понял он, что его закалённая в боях рать раздавит касогов, и пожалел их жён, стариков и детей. А ещё, зная отвагу и упорство этого противника, который всегда бился насмерть и не отступал, он понял, что и русичей здесь поляжет немало. Выехал Мстислав вперёд и вызвал Родедю на поединок, с условием, что войско побеждённого примет условия победителя, и на том они, без обиды друг на друга, разойдутся.

Победил Мстислав, после долгого боя в рукопашной схватке задушив Родедю. Обе рати соединились для выполнения скорбного обряда, со всеми почестями похоронили Родедю, договорились о вечном мире и разошлись.

С тех пор, и во веки веков, между русичами и касогами ни вражды, ни смертоубийств не было.

Разве можно себе представить сейчас, что два конкурирующих бандитообразных предпринимателя вместо того, чтобы похищать и калечить родственников друг друга, закладывать в машины взрывчатку, лишать рабочих мест и пускать по миру рабочих побеждённого, сойдутся один на один, побьют друг другу морды и вернутся к своему мирному бандито-предпринимательству?

То-то! Измельчал и оскотинился род людской, и тут уж ничего не попишешь.

В довершение к ранее сказанному, нелишне отметить ещё один штрих. Цвет, ныне всё ещё цивилизованного, общества, то есть учёных, философов, поэтов и писателей, скульпторов и кутюрье с художниками и хореографами, которые как на дрожжах начали пополнять все обозримые пределы, и уже в XV веке создали внушительный пласт науки и культуры, так же вышел из военной среды. Всё дворянство и именно дворянская интеллигенция, являются потомками княжеских дружинников и королевских рыцарей. Это потом уже, с VШ века, к науке и культуре стали приобщаться разночинцы, вышедшие из крестьян и ремесленников. Не лишне так же упрекнуть безоглядных материалистов-атеистов, которые высокомерно и косо поглядывают на деятелей религии: мол, бесполезный это народишко. «Мракобесы» - одним словом.

Зря так, господа учёные люди! Ведь наука, как таковая, зародилась в капищах жрецов, шаманов и колдунов. Потом она набирала плоть в храмах и монастырях, и все химики, физики, астрономы и биологи вызревали на костях монахов – алхимиков, звездочётов, астрологов, лекарей и костоправов. Более половины открытий в неорганической химии сделали именно монахи. Это они в своих кельях самоотверженно кипятили, взбалтывали смеси, толкли всевозможные минералы, нюхали и опробовали на вкус, не боялись изжоги и расстройства желудка. И немало их, не отходя от рабочего места, откинуло ветхие сандалии. Все спирты, кислоты и щёлочи с солями – это их немытых рук дело, как и названия их, и описания свойств с областями применения.

4.

Конечно, миролюбие и гуманность предпочтительнее, и возражений этому быть не может. Но нужно понимать, что все мы и всё, что есть у нас и окружает – всё это творение природы, а природа и законы её суровы. Эта суровость для нашей же пользы. Суровость природы естественна и разумна, служит она созиданию и предотвращает саморазрушение. То, что у строгих и справедливых родителей вырастают хорошие дети, это истина. Если нет боли, нет и лечения, ибо не ведомо тебе, что ты болен. Не было бы болезнетворных микробов, живые организмы не вырабатывали бы иммунитет и не развивались бы.

Высшая мудрость творца, или природы (кому как угоднее) в том, что только творец или природа, способны зло превращать добро. Примером этого служит то, яд самой опасной змеи лечит болезни. Человек же, возомнивший себя всемогущим, способен добро превращать в зло. Особенно это проявляется сейчас, в период неконтролируемого разумом прогресса, когда всё яростней разгорается война невежества с несправедливостью, самая худшая по сравнению с прежними войнами, когда природа рассудила так: пусть люди лупят друг друга, чем попало, от этого они окрепнут и физически, и морально, и технически. А главное – поумнеют, а поумнев, сами придут к выводу, что хватит воевать, навоевались! И начнут жить мирно.

Диалектику тоже природа придумала, а она учит, что по мере развития, количественные накопления меняют качество; даже до неузнаваемости. Вчерашнее зло сегодня становится добром, а добро – злом. Поэтому, если кто опять удумает удариться в войны, тот совершит большое зло. Даже непоправимое!

Весело плясать на свадьбе, но не на похоронах...

Я думаю, что теорема о приоритетной роли войны в развитии цивилизации до степени, когда война становится уже ненужной, доказана. Теперь пора переходить к следующему, не менее судьбоносному вопросу, вернее – явлению.

Судьбоносность же этого явления заключается в том, от направленности его развития могут сойти на нет все свершения первого. И тогда придётся всё начинать с начала, если на это останется резерв времени, отпущенного природой на завершающей миссии человека в мироздании.

Может быть, я неправ, но мне почему-то думается, что человек не для того был создан или сам произошёл, чтобы без конца совершенствовать приёмы секса, множить число хитов и придумывать новые болезни для создаваемых новых лекарств.

Часть 2. Чему в истории мы тьму примеров слышим...

1.

На одном из этапов развития людского общества возникли науки. Первой из них, вместе с медициной, появилась та, которая содержала географические и исторические сведения. Это закономерно. Людям, в первую очередь, нужно было знать, что делать, если укусил лев, или слон отдавил ногу. А ещё нужно было знать, где в речках броды, где и что произрастает полезного и нужного, где какие соседи живут, кому из них можно доверять, а кому наоборот. Потом ещё и запечатлеть особые события, чтобы о них потомки знали. И не только знали, но и опыт приобретали, дабы серьёзных ошибок не повторять.

Так было, примерно, до времён Геродота и Страбона. А потом вторая наука разделилась на чисто географию и чисто историю.

Сейчас речь пойдёт об истории, так как эту науку трудно переоценить. Изучая и анализируя былые события, она учит извлекать практические уроки выживания и дальнейшего развития.

Вот только Господь, создавая человека, наверное, допустил применение некоторых не совсем качественных материалов. А если всё происходило так, как толкуют последователи Дарвина, то, видимо, наши хвостатые прародители не в совершенстве владели камасутрой. В любом случае, какой-то недогляд имел место, и поэтому, издавна в характере и наклонностях человека было не всё в порядке. Уж больно он большой любитель соврать. Ну ладно, если бы он привирал для веселья, сидя у костра и прихлёбывая ушицу, но он, ведь, потом наладился свой вымысел и в исторические сведения вставлять, и делалось это не из озорства, а из конъюнктурных соображений, преследуя идеологические и политические цели. Этот порок с годами и веками усугублялся, так что сейчас эталоном правдивости и беспристрастности остался, пожалуй, один Геродот.

Все мы, окончившие учебные заведения в советское время, учили историю по учебникам, написанным на основании древнерусской летописи «Повесть временных лет» и трудов академика Тарле, и даже не подозревали, что существует множество других историй. Их много. Только российских, с трудами которых я ознакомился позже, имеется семеро: Ключевский, Сумароков, Карамзин, Соловьёв, Мордвинов, Платонов, Гумилёв. А ещё мне довелось прочитать труды грузинского историка Орбелиани и немецкого Моммзена. Они не во всём друг с другом состыковываются и между некоторыми из них имеются существенные противоречия. Сейчас уже не является секретом, что историю пишут люди разных взглядов и идеологий. Да ещё основываются они на первоисточниках разной степени достоверности. И все они, как и древние летописцы, всегда находятся под контролем вышестоящих инстанций, находящихся в плену господствующих в это время общественных веяний.

Ну вот, к примеру, автор «Повести временных лет» летописец Нестор писал свой труд под диктовку Ярослава Мудрого. Тот князь действительно был мудрый. Он создал свод разумных по своему времени законов, на долгое время утихомирил междоусобицы в Киевской Руси и был известен и почитаем за её пределами. Но он был ревностным христианином и непреклонно уничтожал все остатки и проявления язычества. Поэтому никакие сведения об исторических событиях языческого периода Руси в эту летопись не попали. Более того, самая первая летопись, носящая название «Влесова книга», которая по сохранившимся сведениям велась с Ш века, была уничтожена.

Исторические труды Петровского и Екатерининского периодов писали, в основном, придворные немцы, которые в своих трудах всё представляли так, чтобы утвердилось мнение, будто славяне не те люди, которые способны совершить что-либо стоящее без помощи немцев. А все учебники истории, составленные на основании работ советского академика Тарле, в качестве главного имели то, что русский народ все предшествующие века был угнетён и необразован. Все князья, цари, политики и полководцы главным образом были крепостники-угнетатели, а светлых прогрессивных личностей было, раз-два и обчёлся. Ну, там Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Александр Невский, Минин и Пожарский и ещё десятка два. Правда в последние годы, после войны, отец мирового пролетариата И.В. Сталин велел включить в эту когорту царя Ивана Грозного, который также, как и он не чикался со всеми там, а беспощадно их уничтожал.

Таким образом, у прилежных учеников, учившихся по этим учебникам, складывались стереотипные убеждения, что до князя Владимира, крестившего Русь, наши предки славяне были дики и безграмотны. Шастали они по дремучим лесам в драных лаптях и пробавлялись охотой да бортничеством. Совсем отощав и потеряв всякую надежду навести у себя порядок, позвали они варягов. Те пришли и научили их уму-разуму. И вроде бы всё наладилось, но, как в одной блатной песне поётся, «Не долго музыка играла – не долго фраер танцевал...», нахлынули, откуда ни возьмись, татаро-монголы и такое своё татаро-монгольское иго устроили, что не приведи господи. Но объявился славный князь Дмитрий Донской, который, оторвав необходимое время от угнетательской деятельности, разгромил хана Мамая на Куликовом поле и освободил Русь от этого ига. Поскольку после этого никого больше, кроме Наполеона, разгромлять не требовалось, крепостники-эксплуататоры целиком переключились на своё основное занятие – эксплуатацию трудящихся. Сколько ни пытались те от этой «эксплуатации» избавиться, ничего не получилось, потому что не было ещё ни рабочего класса, ни, тем более, партии большевиков. Наконец, появились и те и другие, и срочно совершили Великую Октябрьскую Социалистическую революцию. Глубоко вздохнув, освобождённые трудящиеся, ещё немного повоевав в Гражданскую войну, начали строительство светлого будущего методом индустриализации, коллективизации и электрификации. Параллельно уничтожая всех врагов народа, которых оказалось намного больше всех когдатошных татаро-монголов, псов-рыцарей и польских панов, что чуть ли не всю Сибирь пришлось отвести под лагеря для них.

Вот и получается, что изучить историю так, чтобы полностью разобраться, что и как происходило на самом деле, нужно ознакомиться не только с работами всех историков, которых я упомянул, но и прочитать уйму прочих умных книг. Почему так много? Очень просто. Один из известных французских следователей-криминалистов заметил следующую закономерность. Чем больше участников преступления допрошено, тем легче и полнее это преступление раскрыть. Ибо на допросах они лгут и изворачиваются, но делают это каждый по-своему и всегда в чём-то друг другу противоречат. И если даже перед дачей показаний некоторые сговариваются отвечать одинаково, то всё равно проговариваются и друг друга разоблачают. И всплывает подлинная картина преступления и степень вины каждого участника. Так же с историей. И получается по принципу: «какая музыка – такие и танцы».

В свете такой «истории», трезвому человеку абсолютно непонятно, почему наша многострадальная Россия в своём стремлении из тёмного прошлого в светлое будущее, набрав космическую скорость, ударилась как лбом о стену. Развернулась в обратную сторону и с такой же скоростью понеслась назад, рассыпая по пути всё, чего достигла и нажила тяжким трудом целых поколений.

Что за страшная сила одолела народ, изгнавший татаро-монголов, выпроводивший Наполеона и сокрушивший чуму двадцатого века – фашизм. У нас же были: передовое образование, наука, культура, медицина, технологии. Ушли в прошлое голод, невежество, туберкулёз, беспризорность и нищета. Мы первыми вышли в космос. Нам даже в кошмарном сне не могли присниться наркоманы, педофилы, сексуальные маньяки. Но это совсем другая тема, мы её оставим до срока и вернёмся к истории.

2.

Особенно много нестыковок связано с периодом татаро-монгольского нашествия. Поэтому сначала о монголах: кто они такие и почему такой страх навели на всю Западную Европу. И это не преувеличение. Когда они в 1241 году перешли через Днепр и подходили к Днестру, в Западной Европе началась паника, а Папа Римский вместе со своим синклитом эвакуировался на Сицилию. А после первого же сражения на Тиссе и взятия ими венгерской столицы Пешт, эта паника уже не имела пределов.

На Тиссе навстречу монголам вышла вся королевская армия и все союзные войска, прибывшие из Италии, Швейцарии и Чехии. Бросившаяся в атаку рыцарская конница была уничтожена в считанные минуты, а против второго такого же отряда монголы даже мечей не обнажили. Они просто кружили вокруг него, как стая волков вокруг овечьего стада, осыпали рыцарей стрелами и стаскивали их с коней арканами. А потом они гнали всю эту армию и ворвались на её плечах в город Пешт. Сильно укреплённая венгерская столица подверглась разрушению и разграблению, и никого не осталось в живых. После этого отряды батыевых полководцев Субудая, Багатура и Кадана разгромили многие города Венгрии, Далмации, Словении, Хорватии и Сербии, не встречая никакого сопротивления. При их приближении, народ просто убегал в леса и горы. Так что всю Западную Европу ожидала тяжкая участь.

Но случилось непредвиденное. Дойдя до Адриатического моря монголы, отдохнув несколько дней, повернули своих коней назад, и ушли на восток, в степи. Существует много предположений, почему они так сделали. Одни считают, что причиной стало известие, пришедшее из Монголии о том, что в её столице Каракоруме умер Великий хан Угедей – сын Чингисхана. Другие считают, что монголы просто посчитали свою миссию выполненной, так как Чингисхан завещал им дойти только до западного моря. Монголы же отличались высочайшей дисциплинированностью и самовольно ничего не предпринимали. Было даже мнение, что Батыеву орду остановил Всевышний, так как во всех церквах Европы непрерывно шли молебны с просьбой о помиловании. Я же считаю, что хан Батый просто был умный человек и понимал, что опасно оставлять в своём тылу завоёванную, но не покорённую Русь. Тем более, он убедился сам, что такого сопротивления, как на Руси, его орда не встречала нигде. Даже миллионная, одетая в добротные стальные доспехи и вооружённая ракетной артиллерией, китайская армия, вместе со своей Великой Китайской стеной, до этого не могла остановить его великого деда Чингисхана. А на Руси монголы завязли и понесли уже большие потери. Хотя во всех сражениях там им противостояли разрозненные отдельные рати, численностью не более двух – четырёх десятков тысяч воинов. Они не сдавались, не убегали и городов своих деревянных не бросали, а до конца бились за каждый дом и переулок.

Не видывал мир доселе такой грозной армии, как монгольская. Она была исключительно боеспособна, мобильна, а главное – хорошо организована и дисциплинирована. Такой её сделали особые условия существования монголов и Чингисхан.



Молодые воины тренируются стрелять на скаку

Во времена его отца Ясугея, монголы жили племенами, каждое из которых состояло из множества родов, а род – из нескольких семей. Семья же состояла минимум из двадцати человек. В состав семьи входили и рабы, которые фактически являлись работниками на правах младших её членов, не имеющих возможности покидать семью и обязанных беспрекословно выполнять всё, что им не прикажет любой член семьи. Чем многочисленнее была семья, тем благоприятнее и надёжнее было её существование, так как жизнь монгола-кочевника проходила в напряжённой и опасной работе. Нужно было пасти скот, защищая его от стай волков и от соседей, объезжать и выгуливать верховых лошадей, изготавливать оружие и обучать владению им подрастающих детей, выделывать кожи, шить и чинить одежду и обувь, периодически менять места кочевий, делая большие переходы со всем скотом и скарбом. Всё это требовало умения долго скакать на лошади, не слезая с неё даже во время сна, на полном скаку поражать стрелами из лука любую цель и беспощадно рубиться с врагом. Опытный монгольский воин мог, не целясь, попасть стрелой в летящего высоко орла, и пока он упадёт на землю, успеть ещё не менее трёх раз в него попасть. Среди них было немало таких, которые могли рубить одновременно обеими руками, а лошадью при этом управлять ногами. Каждая семья имела много скота, так как мясо было основной пищей. Самая малая семья, состоящая из двадцати человек, в среднем имела не менее 500 голов овец, полсотни лошадей и десяток коров, потому что нужно было делать поправку на падёж скота и на волков. Нередко случалось так, что мор или бескормица, а то и волки или лихие соседи, лишали семью этого стада. В таком случае, оставалось вырезать другую семью и забрать её скот. Если этого не удавалось, тогда вся семья в полном составе закрывалась в своей юрте, все садились вдоль её стен, глава семьи выкрикивал слово «кысмет» и все безропотно приступали к ожиданию смерти.

По необъятной монгольской степи нередко попадалась одиночная юрта и вокруг неё – ни души. Поднявший полог этой юрты, увидит вдоль её стен сидящие скелеты.

Слово «кысмет» - это судьба. Она то и делает монголов бесстрашными и непобедимыми воинами. Монгол знал, что победить или погибнуть он может только по велению судьбы. Поэтому он не страшился сразиться хоть со стаей волков, хоть с десятком любых воинов. А чего бояться, если будет так, как распорядится судьба? Если суждено умереть, значит так и нужно, главное – успеть убить как можно больше врагов. Тогда будут прославлены его род и семья, а его там, на небе, как дорогого гостя встретит бог Сульдэ.



Чингисхан был из монгольского племени Тайчеутов. При рождении он от своего отца Ясугея получил имя Темучин. Так звали храброго воина монгола из племени Татар, которого Ясугей победил в поединке. По монгольским верованиям, если именем убитого врага назвать своего сына, то там, на другом свете, этот враг будет лучшим другом.

Жизнь Темучина была не сахар. Он много скитался, познал нужду, три года был в рабстве в семье из монгольского племени Кэреитов, потом, сколотив отчаянную шайку разбойников, грабил караваны тангутских и китайских купцов, был предан своим лучшим другом и больше года просидел в тангутской тюрьме. Бежал оттуда, отомстил предателю, вырезав весь его род, и стал ханом своего племени.

За то, что его отец Ясугей был отравлен в юрте татарина, он вырезал всё взрослое население этого племени, в живых оставил только детей, забрав их в своё племя Тайчеутов. Потом он много положил сил и пролил крови, чтобы объединить все монгольские племена в один народ, и на Великом курултае его провозгласили Ханом всех Ханов. По-монгольски это звучит – Чингисхан, и это звание отныне стало его именем. Став Чингисханом, он провозгласил жёсткий, но справедливый по тому времени и тем условиям закон, «Ясса» – он назывался. По этому закону запрещалась война между родами и племенами Монголии, а мудрецы, то есть учёные люди, священнослужители всех религий и вер, лекари, купцы и послы всех стран объявлялись неприкосновенными. Так же по закону жестоко карались те, кто без насущной необходимости срубит дерево, убьёт зверя или птицу. А за загрязнение водного источника, виновный подлежал смерти.

Позже, когда в построенной монгольской столице Каракорум воцарился Хубилай – внук Чингисхана, он провозгласил свой свод законов, в который вошли пункты «Яссы», касающиеся защиты природы. Перед своей смертью, Чингисхан завещал своим потомкам завоевать всю землю, до последнего моря. \

Вот такая сила навалилась на Русь в 1237 году. Исход был предрешён, так как Русь погрязла в междоусобицах и не оценила надвигающуюся беду. А междоусобицы между многочисленными княжествами длились не переставая, и истощали её, оставляя на полях сражений горы тел самых отважных воинов.



Монголы в походе

В одной только Липецкой битве в начале 20-х годов ХШ века за три часа полегло более двадцати тысяч лучших витязей. В результате, встретить монголов было некому. А те, кто всё-таки встал против них, полегли не зря. Хоть они и не отстояли своей Родины, но спасли Западную Европу. Если бы монголы по Руси прошли беспрепятственно, то Европу ожидала бы худшая участь. Ибо Русь была большая, по вере, языку и укладу была единая, и по традициям близкая. Поэтому, впоследствии она нашла в себе силу и волю возродиться, хоть и с неизбежными осложнениями.

Европа же состояла из мелких разноязыких и разноукладных государств, и объединиться ей на последний страшный бой было проблематично. Западные историки, и вообще западное сообщество, этого до сих пор не осознают, и не ценят жертвы людей Руси.

Вот так и началось тогда, так называемое татаро-монгольское иго, которое, на первый взгляд, было с 1237 по 1380 год, а если внимательно всмотреться в строки писаной истории, то получается с 1237 по 1480 год.

Ранее опубликованные произведения автора.
Дороги, которые нас выбирают. Часть 1. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2187.php Часть 2. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2190.php Часть 3. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2195.php Часть 4. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2197.php Часть 5. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2207.php Часть 6. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2211.php Часть 7. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2213.php Часть 8. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2218.php Часть 9. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2223.php Часть 10. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2229.php Часть 11. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2234.php Часть 12. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2239.php Часть 13. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2242.php Часть 14. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2250.php Часть 15. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2252.php Часть 16. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2257.php Часть 17. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2262.php Часть 18. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2267.php Часть 19. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2272.php Часть 20. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2278.php Часть 21. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2282.php Часть 22. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2288.php Часть 23. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2292.php Часть 24. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2294.php Часть 25. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2297.php Часть 26. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2300.php Часть 27. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2302.php Часть 28. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2305.php Часть 29. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2312.php Часть 30. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2315.php Часть 31. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2317.php Часть 32. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2321.php Часть 33. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2325.php Часть 34. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2328.php Часть 35. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2331.php Часть 36. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2334.php Часть 37. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2337.php Часть 38. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2341.php Часть 39. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2344.php Часть 40. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2347.php Часть 41. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2354.php Часть 42. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2358.php



Охотское море, 1963 год, проводка ПЛ за ледоколом. "Ни фига себе! Льду наломали. На мостике командир, капитан 2 ранга В.П.Щербавских.



Тихий океан, 1965 год, боевая служба. Командир ПЛ "С-288" капитан 2 ранга Владимир Павлович Щербавских. "Что там на горизонте белеет? Не парус ли одинокий?

СТРАНА ВМФ И ЕЁ ОБЫЧАИ. Часть 1. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2535.php Часть 2. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2543.php Часть 3. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2550.php Часть 4. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2563.php Часть 5. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2570.php Часть 6. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2581.php Часть 7. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2588.php Часть 8. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2599.php Часть 9. http://flot.com/blog/historyofNVMU/2607.php

0
commander432
05.10.2010 02:16:02
Кудыкины горы

здесь чуток об этих горах говорится.
Владимир Павлович ныне «замутил» шибко острую тему.
Но мы уже говорили об этой ситуёвине, правда, не так витиевато, а по-нашему, «по-бразильски».
Наша леность во многих делах и начинаниях не дает нужного эффекта.
Политика «разделяй и властвуй» издревле помогает князькам, царям, вождям, премьерам, президентам править народом, читай толпой.
Сверху команда «голосуй» пошла – народ проголосовал, или «клейми врага» - народ клеймит. Да, что далеко ходить, вон решили «наши чудики» - топменеджеры Москву поделить, команда «ату» дадена и Лужкова – нет, как не бывало. Армию развалили, здравоохранение грохнули, образование на нуле, теперь будем города разваливать – решили с Москвы начать, опробовать методу.
Вся их дерьмократия закончилась, где всенародные выборы, с какого «бодуна» было решено назначать глав регионов? Потому что управлять-то не умеют, не хотят и не будут. Хотят командовать. Лужкова народ избирал – плохой ли он, хороший ли, покажет время, но ни один из этих, которые нами пытаются командовать, даже сложенные вместе парами-десятками-сотнями не смогли (потому что не умеют и не знают) сделать того, что сделал Юрий Лужков. Развалить до основания, как учил Ленин, это они могут, а дальше – труба, будем надеяться, что эта труба призовет патриотов России, чтобы навести порядок, смести весь этот политический мусор с того Олимпа, который они оккупировали.
Пока же нам лень, лучше посиживать в своих «болотах» и ждать Илью Муромца и иже с ним, которые защитят, очистят, помогут, потом Данко, чтобы осветил дорогу своим сердцем, а потом найдутся осторожные и дальновидные люди, которые начнут показывать, что осветить, что затемнить и все вернется на круги своя.
Посему, Владимир Павлович, посветите нам чуток повнятнее – о чем говорим, куда народ зовем. Помните только, что Конституцию РФ так искорежили, таких законов Дума напринимала, что не приведи Господь. За сим, с глубоким к вам уважением, ОАГ


Главное за неделю